Галина Мурзакова
Конспект НОД в старшей группе по валеологии «Сердце и система кровообращения»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- Познакомить детей с работой сердца и органов кровообращения. Добиваться общего понимания целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Побуждать детей прислушиваться в работе своего организма, почувствовать и понять его устройство, осознать значение активного образа жизни.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по валеологии „Сердце и система кровообращения“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Сердце и кровеносная система. Гланый орган человека
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Ход занятий:
В одной сказочной стране жил-был Страшила (показ изображения Страшилы). Но был он совсем не страшный. Его сделали, чтобы он отпугивал ворон в огороде, но это занятие ему скоро наскучило и он решил идти к Великому волшебнику Гудвину с большой просьбой. А больше всего на свете ему хотелось иметь мозги. По пути Страшила познакомился с очень необычным человеком по имени Железный Дровосек (изображение Железного Дровосека из книги Волкова «Волшебник изумрудного города», который поведал ему свою печальную историю.
Когда-то он был обычным веселым человеком – очень добрым и помогал всем на свете. За это одна злая волшебница решила его погубить, превратив в железного человека. Но больше всего огорчало Железного Дровосека то, что у него больше не было сердца. И он признался Страшиле: «Мне так нужно сердце! Сердце делает человека добрым и счастливым. Я снова смогу всех любить! Мне так хочется увидеть Великого Гудвина. Ведь только он смог бы исполнить мое самое заветное желание – иметь настоящее живое сердце.»
А у вас, ребята, у всех есть сердце? (Выслушать ответы).
Почему вы так думаете? Где оно у вас находится?
Попробуйте нащупать у себя грудную клетку (ребра, чувствуете какая она прочная? Она защищает сердце. Приложите ладошку к левой стороне груди. Слышите как стучит ваше сердце? Вы чувствуете его? (предложить детям послушать биение сердца друг у друга).
Как вы представляете себе ваше сердце, какое оно? (предложить 2 - 3 детям нарисовать его). Оно совсем не такое, какое обычно нарисовано на открытках, игрушках. Оно похоже на ваш сжатый кулачок, только чуть-чуть побольше.
А для чего же сердце так необходимо человеку? (рассмотреть схему на которой изображена система кровообращения человека).
Наше тело пронизано множеством кровеносных сосудов – трубочек. Они проложены повсюду. Некоторые из них широкие, некоторые узкие и тонкие. По этим сосудам течет кровь. Она разносит по всему организму, по всему нашему телу полезные вещества, которые необходимы для жизни человека.
Почему же сердце стучит? Что за удары вы слышали в вашей груди?
На столе несколько красных вагончиков, сцепленных друг с другом. Представьте себе, что это ваша кровь в сосудах. Почему же она не двигается? Конечно, необходимо, чтобы кто-то подтолкнул ее. Эту работу и выполняет наше сердце. Представьте себе, что ваш кулачок – ваше сердце. Сожмите кулачок – сжалось ваше сердце и вытолкнуло кровь. И пошла она путешествовать по всем сосудам, до самых дальних добегает, по всему нашему телу разносит питательные вещества.
Закончила кровь свою работу, очистилась, набрала в легких воздуха («набух» кулачок) и снова вернулась в сердце. Опять надо сердцу сделать толчок, чтобы пустить кровь в новое путешествие по нашему организму.
Так сердце все время сжимается и разжимается, ни на минуту не останавливается. А может ли наше сердце «отдыхать»? Ведь когда мы спим отдыхают наши руки, ноги, рот, глаза. Что произойдет, если остановится сердце? (остановится кровообращение и человек погибнет).
А теперь давайте поработаем нашими кулачками-сердечками (дети некоторое время сжимают и разжимают кулачки). Что вы чувствуете? (Руки устали) Также устает и наше сердце, когда оно перегружено – когда мы долго бегаем, прыгаем или выполняем тяжелую работу. Оно начинает биться чаще и сильнее. Необходимо, чтобы оно «отдохнуло». Что можно сделать для этого? (Заняться спокойной игрой, отдохнуть, полежать)
Детям предлагается рассмотреть три картинки с различными действиями детей (спит, играет с кубиками, бегает).
У меня есть три сердечка (красного цвета, розового, бледно-розового). Ярче всех то сердечко, которое соответствует самому сильному сердцебиению, а бледнее – соответствующее самому слабому. Предложить детям рассмотреть картинки, определить какой картинке соответствует каждое сердечко.
Разминка: Самим придумать и показать действия, которые совершает человек, соответствующие данной окраске сердечка (данной интенсивности работы сердца).
Предложить послушать работу сердца в различных ситуациях при помощи фонендоскопа.
Подвести детей к выводу, что плохо, когда сердце все время перегружено и когда нагрузки совсем нет – тоже плохо. Сердце человека – важный орган. Его нужно беречь и укреплять. Игра, прогулка, работа на свежем воздухе, занятия физкультурой и бег укрепляют сердце. Перегружать его нельзя. Следить за частотой сердцебиения! Сильное сердцебиение говорит о том, что сердце устало и пора отдохнуть!
Ну, а пока мы с вами, ребята, вели нашу беседу, наши герои – Страшила и Железный Дровосек, преодолев множество препятствий и приключений, добрались таки до Великого Гудвина, и он исполнил их самые заветные желания. Страшила получил мозги, а Железный Дровосек – яркое красное сердце (прикрепляем к фигурке Железного Дровосека сердечко). Радости не было предела. «Как я счастлив – воскликнул Железный Дровосек – горячее сердце бьется в моей груди как прежде! Меня переполняют любовь и нежность!»
Предложить детям дать определения понятиям «бессердечный человек» и «добрый сердечный человек». Что, какие чувства хочет выразить человек, когда предлагает свое сердце (любовь, дружбу, верность).
Предложить оформить открытку изображение сердца (аппликация, рисунок) для близкого человека (мамы, папы, бабушки, друга, которому ты хочешь выразить свои добрые, теплые чувства.