Людмила Саляева
Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП «Путешествие в Арктику»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ФЭМП "Путешествие в Арктику"
Цель:
формировать у детей старшего дошкольного возраста пространственно-временные представления через игровые задания.
Задачи:
1. Закреплять представления о чередовании времен года.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП „Путешествие в Арктику“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
2. Создавать условия для закрепления детьми понятия пространственных отношений (вверху - внизу, слева - справа, впереди – сзади, между, рядом, около).
3. Продолжать формировать представления о чередовании частей суток.
4. Учить детей двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу в соответствии со знаками-указателями.
5. Создавать условия для побуждения детей к речевой активности.
6. Формировать умение добиваться поставленной цели.
7. Воспитывать умения договариваться между собой во время работы в микро группах.
Интеграция образовательных областей:
Социально - коммуникативное (Игровая мотивация, д /игра «Штурман, разминка)
Речевое развитие (Диалоги, ответы на вопросы, рассуждения)
Физическое развитие (Физкультминутка)
Демонстрационный материал:
мольберт; изображение Арктики; карта сокровищ, разрезанная на четыре части; схема-образец лодки и парусника; изображение с лодкой, парусником и пароходом на море; поле с клетками, на которых наклеены стрелки.
Раздаточный материал:
счетные палочки - 1 коробка на мини-группу; карточка с изображением действий детей в разные части суток на каждого ребенка, простой карандаш.
Предварительная работа:
1. Чтение И. Кефалиди «Катерок отправляется в Арктику», Цель: Познакомить детей с приключениями «Катерка» во время путешествия в Арктику.
2. Дидактические игры «Времена года», «Что, за чем» Цель: Продолжать формировать представления о смене времен года и частей суток.
3. Проведение занятия «Здравствуй, Арктика». Цель: Расширить представления детей об Арктике, как об одном из материков земного шара; о жизни животных.
4. Рассматривание картинок с изображением водного транспорта. Цель: Познакомить детей с разными видами водного транспорта.
5. Аппликация на тему: «Пароход». Цель: Побудить к созданию изображения на листе бумаге, передавая характерные части парохода.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, объяснение заданий.
Наглядные: показ схемы-образца, демонстрация иллюстраций.
Практические и игровые:выполнение заданий, анализ детьми результатов своей деятельности.
План занятия
I. Вводная часть.
1. Оргмомент «Минутка доброты». Цель: Создать доброжелательную обстановку.
2.Беседа. Цель: Заинтересовать детей предстоящей деятельностью.
3.Разминка. Цель: Развивать смекалку, быстроту реакции.
II. Основная часть.
4. Задание «Построй свой корабль». Цель: Умение работать в мини-группе, по памяти выкладывать силуэт парусника, лодки.
5. Задание «Мы радисты». Цель: Создавать условия для закрепления детьми понятия пространственных отношений (вверху - внизу, слева - справа, впереди – сзади, между, рядом, около).
6. Физкультминутка «Море». Цель: Снять эмоциональное напряжение детей.
7. Задание «Время суток». Цель: Продолжать формировать представления о чередовании частей суток, работать самостоятельно.
8. Задание «Штурманы». Цель: Учить детей двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу в соответствии со знаками-указателями.
Заключительная часть.
9. Рефлексия.
Цель: Оценка детьми своей деятельности.
Ход занятия
I. Вводная часть.
1) Организационный момент.
- Ребята, подойдите ко мне, и послушайте внимательно. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Давайте закроем глазки и представим, что мы сейчас на улице, и вы ощущаете морозный свежий воздух. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть утра, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох.) А сейчас давайте пожелаем, друг другу доброго утра, а помогут нам в этом наши ладошки, повернитесь друг к другу, и скажите «Доброе утро (имя ребенка).
Дети: Доброе утро, Даня. Доброе утро, Маша и т. д.
2) Беседа.
- Ребята, скажите, сколько всего времен года?
Дети: четыре.
- Назовите их по порядку.
Дети: Зима, весна, лето, осень.
- Какое время года сейчас?
Дети: Зима.
- А какое время года наступает после зимы?
Дети: Весна.
- А знаете ли вы, что на нашей планете Земля есть такое место, где всегда-всегда Зима! Там не бывает весны, лета, осени, там всегда зима? Кто знает, как называется это место? (Если дети затрудняются ответить, назвать – Арктика).
- Я слышала, ребята, что там спрятано сокровище. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в Арктику и найти это сокровище. Хотите!
Дети: Да.
- Ребята, а как вы думаете, на чем можно туда добраться? (Дети выбирают вид транспорта и аргументируют свой выбор).
- Я вам предлагаю водный транспорт, потому что путешественники,
которые нашли Арктику на Земле, плыли на кораблях и пароходах.
Для того чтобы найти сокровище, нам нужно сложить карту, а она спрятана за 4-мя заданиями. После выполнения каждого задания, мы будем открывать часть карты.
3) Разминка:
- Прежде чем преступить к выполнению заданий, мы проведем разминку. Я буду задавать вопросы на смекалку, а для того чтобы правильно на них ответить, слушайте меня внимательно.
- Сколько якорей у двух кораблей? Дети: Два.
- Что больше лодка или корабль? Дети: Корабль.
- Что тоньше веревка или канат? Дети: Веревка.
- Что глубже лужа или море? Дети: Море.
- Сколько весел у матроса? Дети: Два.
- А у 2-х матросов? Дети: Четыре.
- Молодцы, ребята вы справились с разминкой!
II. Основная часть.
4) Задание - «Построй свой корабль».
- Давайте закроем глаза и представим, что мы моряки, и нас ждут сокровища, за которыми уже пора отправляться в путь. Но мы не знаем, на каком именно судне отправится в путешествие. Выбрать судно я вам помогу. Посмотрите на доску, какие виды судов вы здесь видите? (лодка, парусник). Строить судно я вам предлагаю в парах.
Ребята, посмотрите на каждом столе лежат счетные палочки. Вам нужно посоветоваться и договориться между собой и построить из них свое судно. Посмотрите на схемы-образцы. Образцы 2-х уровней сложности: с зеленой пометкой не сложный, а с красной пометкой сложный. Чтобы выполнить это задание, вам нужно работать дружно и сообща. А по окончании работы, вы проверите себя по схеме-образцу.
(на время самостоятельной работы схемы убираются)
- Молодцы, вы отлично справились с первым заданием! Теперь мы можем открыть часть карты.
5) 2 Задание - «Мы радисты».
- Ребята, а кто такой радист? Дети: Это специалист, который передает и принимает важные сообщения по радио. - Представьте, что вы радисты и в морской порт, чтобы не произошло столкновение судов, нужно передать сообщение как расположены судна по отношению друг к другу. В море вышли лодка, парусник и пароход (обратить внимание детей на изображение).
- Что находиться рядом с берегом? Дети: Лодка. - Что находиться слева от лодки? Дети: Парусник.
- Что находиться за лодкой? Дети: Параход. - Что находиться ближе к нам? Дети: Лодка.
- Что находиться дальше всех? Дети: Параход. - Что находиться справа от парусника? Дети: Лодка. - Молодцы, вы успешно справились! Открываем вторую часть карты.
6) Физкультминутка «Море»:
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
7)3 Задание - «Время суток».
- Все корабли ходят по морю в различное время суток, и я хочу убедиться, что вы их хорошо знаете. Перед вами карточки, с изображением частей суток, которые обозначены солнцем или луной и действия детей в различные части суток. Вам нужно соединить дорожкой действия детей с соответствующими частями суток. Например, в какую часть суток мы завтракаем? Дети: утром. Значит простым карандашом, проводим дорожку от просыпающегося солнышка к картинке, на которой изображен мальчик во время завтрака. Работаем самостоятельно, каждый со своей карточкой.
- Молодцы, и с этим заданием вы справились! Мы открываем третью часть карты.
8) 4 Задание «Штурман».
- Ребята, а кто такой штурман? Дети: Это человек, который прокладывает маршрут для судна.
- Известно, что все корабли ходят в море по определенному курсу, чтобы не произошло столкновения. Перед вами на полу поле с клетками, сейчас вы как штурманы будите прокладывать курс своим кораблям. Все встаньте на клетки и по моей команде (хлопок в ладоши) вы одновременно перешагиваете ровно на одну клетку, куда указывает ваша стрелочка. Самое главное не столкнуться, иначе произойдет крушение. Игра до 5-6 ходов.
- Ребята, вы молодцы, постарались и выполнили все задания! Мы открываем последнюю, четвертую часть карты.
III. Заключительная часть.
9)Рефлексия.
- Итак, мы сложили карту и теперь знаем, где находится «сокровища». Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Я считаю, ребята, что сокровищем для вас стали сегодня полученные знания! Что вам в нашем путешествии понравилось? Какое задание было для вас самым интересным? А самым сложным? А куда бы вы еще хотели отправиться на поиски сокровищ?