Дания Латыпова
Конспект НОД в старшей группе «Как человек победил ночь?»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой к прошлому этого предмета.
Задачи:1. познакомить детей с прошлым и настоящим осветительных приборов, с процессом их преобразования человеком;
2. развивать и активизировать познавательную деятельность;
3. продолжать воспитывать уважение к человеку труда;
4. развивать воображение, мышление, память;
Оборудование: лучина, свеча, спички, лампа, электрический светильник, лампочка, фонарь, диапроектор.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Как человек победил ночь?“» размещена в разделах
Предварительная работа: беседа «Свет вокруг нас», д/игра «До и после», «Когда это бывает?», чтение стихов Т. Маршаловой «Свеча и подсвечник», «Когда это бывает?»
Область интегрирования: познание, коммуникация, социализация, музыка, безопасность.
Продолжительность: 25 мин.
Ход деятельности: Воспитатель вносит игрушку зайку и конверт. Предлагает посмотреть, что же в том конверте.
Воспитатель: В конверт вложены загадки и Зайка хочет их предложить вам.
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом. (эл. лампочка)
Днем он спит,
А как проснется,
Ярким пламенем зажжется. (фонарь)
Ребята, а вы знаете, как появились лампочки? Давным-давно, когда не было ни нас с вами, ни наших мам и пап, люди жили совсем по-другому. Вставали они с первыми лучами солнца и с заходом солнца ложились спать. Ведь было темно в жилищах. Наконец, кто-то додумался использовать лучину. (воспитатель показывает детям лучину) (показ слайда). Эту лучину сделал наш столяр, чтобы вы представили, чем пользовались люди. Он мне рассказал, что обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Один её конец закрепляли, а другой- зажигали. Очень важно правильно расположить лучину- горизонтально, тогда она лучше светит. (воспитатель зажигает лучину, дети понаблюдают, как горит лучина).
-Достаточно ли светит лучина?
-Света от лучины мало, она быстро сгорает и сильно коптит.
-Прошли годы, и человек придумал более удобное освещение – восковую свечу. (показывает свечу, обращает внимание на её устройство)
-Как сделаны эти свечи (ответы детей)
-Внутри свечи фитиль из нитей, снаружи- воск. (дети наблюдают, как горит свеча)
-Кто хочет сказать, как пользоваться свечой?
_-Как вы думаете, свеча удобна в пользовании (нет, неудобно, ещё свеча не очень хорошо освещает помещение)
Прошли ещё годы, человек искал более совершенное освещение своего жилища. Заменил свечу лампой. Стеклянные сосуды заполняли животным или растительным жиром. В сосуд опускали кусок веревку или скрученную тряпицу и поджигали. Так появились первые лампы- масляные. Они светили людям тысячи лет. (показ слайда)
Масляные лампы сменили керосиновыми. Каких только керосиновых ламп не было. Маленькие ставили на стол или вешали на гвоздь, вбитый в стену, большие висели посреди комнаты на прочных цепях
-Какие неудобства вы видите при пользовании керосиновой лампой (все время нужен керосин, а в то время керосина достать было тяжело, освещает мало и сильно коптит).
И, наконец, русский ученый Павел Николаевич Яблочков создал электрическую лампочку, а американец Эдисон усовершенствовал. Она и сейчас в темные вечера и ночи освещает наши дома удлиняя день. Внутри неё – тонюсенькая металлическая спиралька, прикрепленная к двум проволочкам (показывает). Со временем у обычной лампочки появилось множество родственников. Это нарядные люстры, карманные фонарики, уличные фонари и прожектора, настольные светильники и бра. (показ слайдов). Горят они от разных источников питания: одни- от батареек, другие от электрической сети, третьи – от аккумуляторов.
Игра «Найди лишний предмет» (находить и назвать лишний предмет, закреплять знания о приборах энергообеспечения, тепла и воды).
1 карточка- торшер, бра, настольная лампа (освещают помещение, предметы рукотворного мира), солнце (объект неживой природы).
2 карточка- выключатель, розетка, провода (используются в электросети, отвертка (рабочий инструмент).
3 карточка- печь, костер, камин (требуется уголь или дрова), батарея (вода).
4 карточка- вилка, электрический провод, настольная лампа (части настольной лампы, водопроводный кран.
Воспитатель показывает детям картинку, просит найти лишний предмет и объяснить, почему они так думают).
А теперь давайте представим, что мы живем каждый в своем мире света. Вот вы нарисуйте лучину, как-будто вы живете в избе, где горит лучина, а ваша бабушка вяжет вам носки. А вы представьте себе, что вы дружной семьей сидите за столом, где посередине стола горит свеча. А вы нарисуйте керосиновую лампу, где лампа на подвеске висит посередине потолка. Вы будете рисовать электрическую лампочку, у вас дома светло и уютно, и вкусно пахнет пирогами. Потом мы будем оформить альбом «Как человек победил ночь?» (дети под тихую музыку рисуют)
Сегодня все старались, мне понравилось как вы рисовали. Ребята кто скажет, что самое сильное светило на свете? (солнце) Дети поют песню «Солнечный круг».