Наталья Мазунова
Конспект НОД в средней разновозрастной группе «Подарки зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей 4-5 лет.
Воспитатель Мазунова Наталья Гельевна
Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Задачи:
• Способствовать формированию представлений о зиме, об изменениях в природе зимой.
• Способствовать формированию навыков связно-речевых высказываний, умению выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций.
• Способствовать формированию умения правильно использовать в речи грамматические формы.
• Побуждать детей отвечать на вопросы полным предложением.
• Содействовать развитию внимания, памяти, воображения, логического мышления.
Способы:
Публикация «Конспект НОД в средней разновозрастной группе „Подарки зимы“» размещена в разделах
Словесные: художественное слово - загадки о зиме «Дел у меня немало – я белым одеялом…», сосульке «Белая морковка зимой растет?», снежинке «С неба падают зимою …», снежке «Холодный кругленький комок.», вопросы проблемного характера: «А хотите узнать?», «А как вы догадались?», «Почему ты так думаешь?»;
- беседа о признаках зимы;
- Наглядные: картинки, использование подарков от зимы – сосулька, снежинка, снежок.
- Игровой момент – коробка -подарок с письмом от Зимушки- зимы
- Игра «Приветствие»
- Дидактическая игра «Укрась слово»
- Игра «Ласковая снежинка»
- Опыт-эксперимент со снегом
Физкультминутка «Снежки»
Стихотворение «Зимняя прогулка»
Рефлексия
Средства : коробка с подарками, письмо, атрибуты –сосулька, снежинка, снежок, опыт-эксперимент со снегом
Предварительная работа:
Чтение произведений о зиме: С. Есенин. «Поет зима - аукает.», И. Суриков. «Зима», Я. Аким. «Первый снег», Н. Носов «На горке», русские народные сказки «Зимовье зверей», «Снегурочка», знакомство с пословицами, народными приметами о зиме, разгадывание загадок о зимних явлениях, разучивание пальчиковых игр «Зима», «Снежинка», рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Зимние забавы», репродукций художников с изображением зимней природы (И. И. Суриков «Зима», И. Левитан «Зимой в лесу», И. И. Шишкин «Зима», И. Попов «Первый снег», наблюдение неживой и живой природы во время прогулок; беседы о зиме, о сезонных изменениях в зимний период; малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», дидактические игры «Цепочка слов», «Что лишнее», «Доскажи словечко».
Ход занятия.
Организационный момент. Дети собираются в круг на ковре.
Воспитатель: Приветствие «Здравствуйте». (Установление эмоционального контакта).
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй беленький снежок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите нам кто-то прислал коробочку, а на ней записка. Интересно вам узнать, что в ней? Тогда давайте прочитаем записку.
«Дорогие ребята! Пишет вам Волшебница. Имя я свое вам не скажу, а отгадать его вам предложу. Если загадку отгадаете, то коробочка откроется, и вы найдете в ней мои подарки. Загадка:
Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня …»
Дети: Зима.
Картинка: Зима
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это зима? Что за белое одеяло укрыло землю? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте теперь проверим, правильно ли вы отгадали загадку и откроем коробочку. (Воспитатель открывает коробочку). Молодцы, вы справились с заданием! Посмотрим, что же подарила нам зима!
- Ребята, отгадайте, что я первым достану из коробочки: «Белая морковка зимой растет?»
Дети: Сосулька.
Воспитатель достает сосульку из коробочки, показывает детям.
Воспитатель: А почему сосульку сравнивают с морковкой? (ответы детей).
Воспитатель: Я сейчас дотронусь до вас сосулькой, и вы садитесь на свой стульчик.
Дети садятся на места.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зима – это красивое время года?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте опишем разными словами, какая зима бывает. А помогут вам в этом картинки.
Проводится дидактическая игра «Укрась слово». (Воспитатель задает вопросы, а дети подбирают прилагательные к заданным словам. К кому из ребят дотронется сосулька, тот и отвечает).
Сосулька.
Воспитатель: Сосулька какая?
Дети: Длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая…
Зима.
Воспитатель: Зима какая?
Дети: Снежная, холодная, морозная, долгая, вьюжная…
Снег.
Воспитатель: Снег какой?
Дети: Белый, холодный, рыхлый, искристый…
Снежинка.
Воспитатель: Снежинка какая?
Дети: Красивая, маленькая, ажурная, легкая…
Воспитатель: Вот какими красивыми словами мы описали Зиму. Молодцы! Давайте еще раз заглянем в нашу волшебную коробочку. Что здесь? Отгадайте:
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые.
Дети: Снежинки
Воспитатель достает снежинку.
Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам игру «Ласковая снежинка». Я вам даю снежинку с простым словом, а вы возвращаете ее мне с ласковым словом. (Дети становятся в круг, воспитатель в круге.)
Игра «Ласковая снежинка»
Зима – зимушка,
Заяц – зайчик
Снег – снежок
Снежинка - снежиночка
Лиса – лисичка
Белка – белочка
Снеговик- снеговичок
Лед- льдинка
Елка- елочка
Звезда- звездочка
Санки- саночки
Шарф- шарфик
Подарок- подарочек
Сосулька- сосулечка
Воспитатель: Ребята, а нас ещё есть один сюрприз, его нужно найти. Но сначала нужно отгадать загадку: «Холодный кругленький комок. Как же зовут его?»
Дети: Снежок.
Дети ищут снежок.
Воспитатель: Молодцы вы нашли спрятанный зимушкой снежок. Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, из чего сделан снежок
Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств. Я приготовила для вас стакан давайте положим наш снежок в этот стакан.
Опыт №1. «Определение цвета».
- Какого цвета снег? (белый)
Опыт №2. «Определение прозрачности».
Теперь я положу под комочек снежка цветную картинку. Давайте посмотрим, видно картинку. (Под снегом не видно.
Взять горсть от снежка и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий).
Воспитатель: А сейчас еще немного отдохнем и поиграем.
Физкультминутка «Снежки» :
Раз, два, три, четыре дети шагают на месте
Мы с тобой снежок слепили. руками лепят снежки
Круглый, крепкий, очень гладкий имитируют движения
И совсем, совсем не сладкий. грозят пальчиком
Раз – подбросим, прыжки вверх
Два – поймаем приседают
Три – уроним наклон
И… сломаем. топают
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Опыт №4. «Воздействие температуры».
Давайте посмотрим на снежок, который был в стакане. Что с ними случилось пока мы играли? (Он растаял) Правильно, под действием тепла снег превратился в воду. Значит, снег образуется из воды под действием мороза.
Вывод:
Давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге. Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот сколько подарков принесла нам зима! Понравились они вам? А теперь давайте зимушку- зиму отблагодарим и расскажем ей стихотворение!
Дети рассказывают стихотворение по мнемотаблице.
Стихотворение «Зимняя прогулка».
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Итоги. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним, что мы делали сегодня на занятии? Какие подарки получили от зимы? Что вам понравилось? (ответы детей)