Баззаева Марина Сослановна
Конспект НОД «Уроки здоровья» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в средней группе : «Уроки здоровья»
Цель: Формировать у детей элементарные представления о бактериях и микробах, о пользе и вреде бактерий, о средствах защиты от болезнетворных микробов, формировать понимание важности заботы о собственном здоровье, закрепить простые способы борьбы с микробами и бактериями, способствовать формированию здорового образа жизни; способствовать профилактике и устранению вредных привычек; учить детей понимать, что человек болеет, когда не бережет свое здоровье.
Публикация «Конспект НОД „Уроки здоровья“ в средней группе» размещена в разделах
Продолжать формировать у детей культурно-гигиенические навыки как важное средство укрепления физического здоровья.
Развивать познавательную и творческую активность, связную речь, воображение, логическое мышление, стремление к самостоятельной деятельности; продолжать накопление знаний детей о здоровье - сберегающие средства и техники;
Воспитывать дружеские отношения, взаимное уважение и взаимопомощь.
Словарная работа:
Обогащение словаря: «болезнетворные микробы, полезные и вредные бактерии, продукты питания, личная гигиена, микроскоп».
Активизация словаря: «мыло, полотенце, зубная паста и щетка, расческа, уборка».
Оборудование: иллюстрации по теме, пульверизатор с водой, салфетка, раздаточный материал для самостоятельной работы на каждого ребенка, проектор, экран.
Предварительная работа: беседы с дошкольниками по формированию здорового образа жизни «Где живут микробы?», «Как защититься от микробов?», рассматривание иллюстраций, проведение утренней гимнастики, занятий по физкультуре.
Ход НОД
Воспитатель: К нам сегодня пришло много гостей. Давайте поздороваемся, пожелаем им много здоровья. Здравствуй…. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы с вами сейчас здоровы? Дети: Да, здоровы. Воспитатель: А как вы это определили, по каким признакам? Дети: У нас нет температуры, мы не чихаем и не кашляем.
Воспитатель: А как можно понять, что человек болен? Посмотрите на картинку. (слайд 1) Что с мальчиком?
Дети: Болит горло, чихает, кашляет, плохое настроение, у него температура.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему мы начинаем болеть?
Ответы подвести к чиханию и кашлю, микробы попадают в организм.
Воспитатель. - Дети, мы с вами уже много говорили о микробах.
Большинство микробов для нас не опасны. Даже, наоборот, они бывают очень полезными. Например, с помощью некоторых микробов делают кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные вещи.
- Некоторые микробы бывают очень вредными. Это те, которые селятся в организме. Но человеку не нравится жить с микробами, и он начинает с ними бороться. То время, пока идет борьба, называется болезнью. Чтобы было легче бороться, человек помогает себе. Он пьет лекарства, делает уколы.
Исследовательская деятельность для дошкольников
Давайте проведем эксперимент. Вот у меня в руке обычный пульверизатор, в который я налила кипяченой воды (могут ли микробы жить в кипяченой воде? Верно, нет). Но представьте себе, что этот пульверизатор - это больной человек, который чихает и кашляет. Если этот человек закрывает себе рот платком, то его слюна не разлетается повсюду. А если нет? Давайте проверим - выставьте все ладошки перед собой, а я нажму на пульверизатор, как будто человек чихнул. Что вы почувствовали? Верно, тоже самое происходит, когда человек чихает и не закрывает рот ладонью или носовым платком. Как еще к нам попадают микробы? ( Ответы детей: Через грязные руки, одежду, невымытые фрукты и овощи, несвежие продукты и т. д.).
Мы с вами уже знаем, что микробы очень маленькие и увидеть их можно только в микроскоп.
Воспитатель: Хотите мы с вами поиграем в игру «Чистюльки и Грязнульки» Выбираются 2-3 ведущих, им мажутся ладошки блеском.
Детям сообщается, что блеск будет изображать микробов, ставших «видимыми»
Детям предлагается представить, что они не знакомы друг с другом. И за 2 минуты им надо перезнакомиться, то есть пожать друг другу руку как можно большему числу сверстников. По окончании знакомства проверяется результат: - было 2-3 человека с «грязными» руками, а теперь «Грязнулями» стали почти все. (вытираем салфеткой руки)
Заходит Микроб и громко чихает, не прикрывая рот.
Воспитатель: Кто это, вы узнали его? Это же микроб. Он чихает и даже не прикрывает рот. А почему надо рот прикрывать?
Дети: Чтоб микробы на других не попали.
Микроб: А почему вы микробов боитесь?
Воспитатель: Мы не хотим болеть. Ребята, микроб превратился в монстрика.
И сегодня нас ждет очень важная задача. Нам необходимо его победить. Но вы должны знать, что победить его можно не только силой, но и умом и крепким здоровьем. Я хочу предложить вам вместе со мной послушать сказку и выполнить оздоравливающую, развивающую гимнастику, которая активизирует наш мозг. Микроб, а если ты не боишься, то можешь повторять с нами.
Микроб: Вам все равно меня не прогнать.
Воспитатель. - Ну что, готовы к бою?
Кинезиологическая гимнастика для дошкольников (на экране) «Лесная поляна»
Микроб: Ой уморили меня, но меня так просто не прогонишь.
Воспитатель : А сейчас нам необходимо выполнить важное задание - вспомнить, что издавна говорили о здоровье.
Упражнение «Пословицы слушай и продолжай» :
- Самое большое богатство - здоровье.
- Здоровье имеем - не заботимся, а потеряем - плачем.
- Нет счастья без здоровья.
- Здоровье - самое большое сокровище в жизни.
- Человек без здоровья, что дерево без корней.
- Здоровье за деньги не купишь.
Воспитатель. - Как вы их понимаете? (Несколько пословиц дети объясняют)
Микроб: да неправда все это.
Воспитатель. – Микроб, тебе нас не одолеть. Наши дети знают очень много про здоровье. Ребята, я вам предлагаю поиграть в другую игру.
Психогимнастика «Я Солнышко»
Воспитатель. - Представьте себя солнышком. Солнышко это наше здоровье. Повторяйте: «Я Солнышко. Я круглое, гладкое, теплое. Когда рано просыпаюсь, я вытягиваю свои лучики и нежно ими всех приветствую. Когда я веселое - хорошо всем».
- Но, иногда, солнышко закрывают облака. Солнышко напоминает вам наше здоровье, а облака это наши необдуманные поступки, которые вредят нашему здоровью. Давайте поиграем и вспомним, что нам следует помнить.
Дидактическая игра «Солнышко - облака»
Детям дается задание назвать факторы или действия, которые могут повредить здоровью человека.
Воспитатель: на лучики положите картинки, которые помогают нашему здоровью, а на облака те, которые мешают.
(Дети выкладывают картинки с примерами на облака и лучики)
Микроб ходит вокруг и комментирует, мешает детям.
Воспитатель спрашивает детей, что означает каждая картинка и предлагает вместе с микробом сделать веселую физминутку. (на экране)
Микроб: Плохо мне, плохо. Сколько вы всего знаете.
Воспитатель: А мы пойдем дальше. Дети, послушайте загадку.
Мы одолеваем микробы -
Вирусы и все болезни!
Тот, кто нас принимает,
Всегда здоровым бывает! (Витамины)
Да, дети, это витамины! А где они находятся, вернее в чем? (Ответы детей). Во фруктах и овощах. А что можно сделать из фруктов и овощей? (Сок)
Упражнение на словообразование «Назови сок» (слайд)
Микроб: Зачем вам свежие витамины. Не надо их мыть. И свежими не надо кушать.
Воспитатель: Правильно Микроб говорит?
Дети: Нет фрукты и овощи должны быть чисто вымыты и быть свежими.
Воспитатель. Чтобы быть здоровыми, я вам предлагаю сделать еще такую гимнастику.
Массаж ушных раковин
Возьмем двумя пальцами за мочки
И потянем их немного. (5 р.)
Покрутите пальцами бугорок
Вверх - вниз.
Сделаем это охотно. (5 р.)
Пальчиками покрываем,
Танцуем и гуляем! (10 р.)
Опять ушки закроем,
Хорошо слышим и не слышим. (5 р.)
Чтобы головка не болела
И успокоиться мы умели -
Мы за ушками потрём
И тепло их разотрем! (5 р.)
С ушками мы играем,
По ушкам пальчиками хлопаем. (5 р.)
Микроб: Ой, мне совсем плохо. Погибаю я. Ухожу я от вас. Мне здесь плохо. Победили вы меня.
Дети прогоняют Микроба.
Рефлексия:
- Ну что, дети, давайте мы с вами повторим основные правила, которые нужно соблюдать чтобы никогда не болеть и предотвращать болезнь (дети называют все правила здорового образа жизни - демонстрируем картинки на экране: делать зарядку, или заниматься спортом, соблюдать чистоту тела правильно питаться; мыть руки; мыть овощи, фрукты; чистить зубы: не переедать сладости; улыбаться: не есть грязные плоды. (на слайдах)
Скажем дружно, вместе с вами:
Чтобы здоровым расти :
О здоровье нужно заботиться -
Со спортом дружить,
Чистоту любить -
Витамины употреблять
И о друзьях не забывать!