надежда лопандина
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в русскую избу Лебедянского края».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
Лопандина Надежда Павловна
Тема. Путешествие в русскую избу Лебедянского края.
Цель. Познакомить детей с интерьером русской избы, предметами русского быта малой Родины.
Задачи. Формировать представления о русской избе.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Путешествие в русскую избу Лебедянского края“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лебедь. Все о лебедях
- Лебедь. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
Развивать эстетический и художественный вкус, ассоциативное мышление, вовлекать детей в речевое общение.
Развивать устную речь; интерес к русской культуре и традициям.
Воспитывать любовь к истории Родины, православным традициям.
Словарная работа: изба, возжигают, лампада, рушник, печник, самотканый, решето, чугун, ухват, махотка, прялка – пряжа, коромысло, лапти.
Организация занятия: занятие проводится в музее русского быта ДОУ.
Материал и оборудование: оформление русской избы : в углу иконы, лампадка, рушники; предметы русского быта : самовар, кофейник, чугун, ухват, решето, чугун, ухват, махотка, прялка, рубель, утюг, ковш, коромысло; лапти, русский самовар, мужская рубаха.
Хозяйка избы: педагог в русском костюме.
Содержание занятия.
Педагог: Сегодня мы совершим путешествие в русскую избу. Что такое –изба? (дом). А вот и хозяйка избы. Здравствуй, хозяюшка!
Хозяйка: Милости просим, гости дорогие! Проходите, усаживайтесь. Ребята, в каждой русской избе есть «красный угол» или «святой угол». Как вы думаете, почему он так называется? Что стоит на полке? (иконы) А перед иконой? Перед иконой люди возжигают лампады. Иконы покрывались рушниками – это красивые полотенца, которые девушки вышивали к свадьбе. Что изображено на рушниках? (цветы, животные, птицы, узоры). В «красный угол» или главный, передний угол сажали почетных гостей, говорили «Встречай не с лестью, а с честью».
Педагог: Что делают русские люди перед иконой? (возжигают лампады). Что такое рушники?
Дети садятся в «красный угол».
Педагог: Как вы думаете, что в избе должно быть обязательно? (печь) Вся жизнь людей связана была с печью. Какие пословицы вы знаете о русской печке? («Без печи хата не хата», «Коли в печи жарко – тогда и варко».) Народ наделял печь волшебными свойствами. Какие сказки вы знаете, где один из героев – печь? («Гуси – лебеди», «Емеля и щука») Что в этих сказках говорится о печках? Человек, который умел класть печь, пользовался большим уважением. Как называют человека, который кладет печь? (печник). Хорошая печь – гордость дома. как вы думаете, почему? (на печи готовили еду, грелись у печи, спали на печи).
- Как вы думаете, где брали посуду? Все делалось своими руками: вырезали ложки и миски, ткали, вышивали, плели лапти. Всю посуду хозяйка расставляла на лавки под потолком (полки для посуды). Изба украшалась самоткаными половиками. Почему они назывались самоткаными? А у богатых на столе стоял самовар!
Ребенок: Самовар – птица-жар!
Кран открывается –
Чай наливается!
Хлебом – солью привечаем,
Самовар на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.
Хозяйка ставит на стол самовар.
Педагог: Русский народ – большой любитель чая, поэтому изобрели самовар. Вода в нем быстро закипает. А для растопки использовали щепочки, шишки (показывает). Самовары были не только для чая. Были самовары с двумя и с тремя отделениями: для щей, для каши, для чая.
Ребенок: Сверху пар, снизу пар –
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряник жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
Педагог: Кто знает, что подавали к чаю? (сушки, бублики, варенье). Воду в самовар наливали ковшами (показывает). Ковшам придавали разную форму и украшали резьбой и узорами (дети рассматривают). Ковш с головой лошади – образ хозяина. Ковш – утка, как вы думаете, кого изображал? (это образ доброй хозяйки). Пищу употребляли деревянными ложками (рассматривают ложки). Что изображено на ложках? (солнце, сказочные птицы, цветы, узоры). Отгадайте загадку: «Сама не ем, а всех кормлю» (ложка). Ложки использовали и как музыкальный инструмент.
Дети на ложках под музыку «Ах вы сени, мои сени» исполняют ритмические упражнения.
Хозяйка загадывает загадку: Новая посуда, а вся в дырках (решето). Через решето сеяли муку. Зачем нужна мука? (Пекли из муки хлеб). Да, сначала месили тесто, а потом в печи пекли хлеб. Для приготовления пищи использовали посуду – чугуны и чтобы удобно было из горячей печи доставать чугун, до брали ухват, им же и вынимали горячий чугун со щами или кашей. Молоко наливали в кувшин – махотку.
Педагог: Отгадайте загадку и узнайте, о каком предмете обихода идет речь.
Ребенок: По полотняной стране по реке Простыне
Плывет пароход то назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать (утюг).
- Утюгами, как и сейчас, гладили одежду, но утюги были совсем не такие, как сейчас (рассматривают). Во внутрь, как в коробочку, клали горячие угли. Как вы думаете, зачем? Утюг нагревался и им гладили. Для разглаживания белья использовали и рубель (показывает рубель и как им пользовались; дети тоже пробуют).
Хозяйка: В доме особое место занимал предмет, без которого нельзя было представить жизнь людей:
- Стригли, щипали, а потом чесали,
Чисто, пушисто, к доске привязали,
Колесо крутили, нитку тянули. Что это? (прялка)
Хозяйка садится за прялку.
Педагог: Долгими зимними вечерами сидели хозяйки и пряли пряжу. Напрясть нитей надо было много, на всю семью. Прялка состоит из лопасти, ножки, донца, городков и сережек (показывает). К лопасти привязывали комок шерсти – кудель. Украшали прялки узорами и росписями. как вы думаете, зачем украшали прялки? Прялку добрый молодец дарил невесте в подарок, муж на память – жене, отец – дочери. Это был дорогой подарок, её хранили всю жизнь.
Хозяйка: Но как же прясть? Ведь зимой на улице рано темнеет. А поможет мне в этом лампа (показывает).
Педагог: Богатые освещали избу лампами, а бедные – лучинами. По вечерам мужчины вырезали миски, долбили ковш, плели корзины, лапти. Все делали с любовью и были их изделия не только полезными, но и красивыми.
Хозяйка: Ведра тоже были деревянными и носили их на коромысле (показывает) – это деревянная дуга с выемками на концах, куда входили дужки ведер. Как выдумаете, зачем нужно коромысло? Его клали на плечо, что бы легче было переносить тяжелые ведра.
Педагог: А это одежда, которую носили раньше люди. Что женщины носили? (сарафаны, мужчины? (расшитые рубахи, а на ногах? (лапти). Как вы думаете, почему Русь называли «лапотной»? Лапти появились в глубокой древности. Плели их из коры березы, дуба. На одну пару лаптей обдирали 3-4 дерева. Кору размачивали, очищали, резали на ленты. Получалось лыко. Лапти обували на онучи (подмотки). Держались лапти на ремешках (показывает по ходу рассказа).
Некоторые дети примеряют лапти.
Практическая работа.
Педагог предлагает детям подойти к столам – в мастерскую. Задание: обвести по трафарету ложку, вырезать её и украсить узорами.
Дети «мастерят».
Выставка ложек.
Хозяйка: Жаль мне с вами расставаться, но пришла пора прощаться!
Приходите ко мне еще!
Дети прощаются.