Татьяна Калинина
Конспект НОД в подготовительной группе «В поисках подарков Осени»
Форма деятельности: НОД - подгрупповое занятие. Квест - игра.
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, изменениях в жизни животных и птиц.
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками и умения отстаивать свою точку зрения (доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи);
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Интеграция с другими областями: речевое, познавательное, физическое, художественно – эстетическое и социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „В поисках подарков Осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательные:
• Закреплять представления детей об основных приметах осени : погодных явлениях, об особенностях овощей и фруктов (внешние признаки, грибах, изменениях в жизни животных и птиц осенью.
Развивающие:
• развивать пространственно-образное мышление, умение ориентироваться на схеме и в пространстве;
• продолжать учить детей последовательно проходить все этапы испытаний и достигать конечной цели, взаимодействуя друг с другом;
• практиковать детей в использовании схем (мнемотаблиц) для определения по ним овощей и фруктов;
• закреплять умение выделять причинно-следственные связи событий и явлений в природе, рассуждать и делать выводы;
• практиковать детей в рисовании нетрадиционными методами.
Воспитательные задачи:
• развивать навыки свободного общения детей со взрослым;
• воспитывать отзывчивость, доброту, желание помогать друг к другу.
Технологии
технология исследовательской деятельности - приключенческо-поисковая деятельность (постановка и решение вопросов проблемного характера.)
здоровьесберегающая технология – динамическая игра «ДА-НЕТ»;
игровая технология: дидактические игры;
личностно-ориентированные технологии - педагогическая поддержка, индивидуальная работа, индивидуальный подход;
технология сотрудничества - равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
Музыкотерапия – рисование под музыку П. И. Чайковского из альбома «Времена года» «Осенняя песня».
Элементы сказкотерапии (Волшебница Осень и Кикимора)
Методы и приемы:
Игровые: сюрпризный момент, дидактические игры, загадки.
Наглядные: рассматривание иллюстраций.
Словесные: беседа, указания, уточнения, поощрение, вопросы, ответы детей.
Практические: деление картинок на части, поисковая деятельность, рисование отпечатками листьев.
Метод контроля: анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности;
Приё мы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера.
Предварительная работа:
• Прогулки-наблюдения по территории детского сада и в парке;
• Разучивание песен и стихов об осени;
• Подготовка с родителями схем-карточек (мнемотаблиц) для определения овощей и фруктов;
• Чтение рассказов об осени. Беседы, рассматривание иллюстраций «Грибы- съедобные и несъедобные», «Зимующие и перелётные птицы», «Домашние и дикие птицы и животные», просмотр фильма «Как животные к зиме готовятся»;
• Дидактические игры: «Времена года», «С какой ветки детки?», «Что на грядке, что в саду?», «Вершки и корешки», «Спит - не спит», «Съедобное – несъедобное», лото «Птицы», «Грибы».
• Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
• Материал: корзина, конверт с письмом, карта-схема, колокольчик, парные бейджики с цифрами от 1 до 5 (синие, красные, зелёные, желтые, оранжевые, карточки с заданиями на кленовых с цифрами до 5, колокольчик, мнемотаблицы фруктов и овощей (Яблоко, груша, слива, капуста, морковь, огурец, лук, помидор, картинки грибов «Съедобные - несъедобные», дид. игра «Животные и птицы «Четвёртый лишний», 2 подноса, музыкальное сопровождение «Листопад», 8листов белой бумаги, кленовые листья, кисточки, гуашь, 4блюдца, влажные салфетки, аудиозапись голоса Кикиморы, волшебный мешочек с яблоками по количеству участников Квеста и гостей.
• Структура (части занятия и предполагаемое их время) :
• 1 часть (организационный момент, актуализация знаний) – З мин. ;
• 2 часть (основная часть, знакомство с материалом) - 24 мин. ;
• 3 часть (заключение, подведение итогов, проверка усвоенного материала) - 3 мин. ;
• Резервное время - 2 мин.
• Итог: Общее время занятия: 30 минут.
• Организация детей:
• 1 часть - дети около воспитателя,
• В 2 частях - группой перемещаются от места (точки с героем) к заданному месту по плану.
• 3 часть - свободная посадка за столами.
1. Часть (вводная) :
Организационный момент
Дети входят в группу. Воспитатель встречает их с корзинкой, накрытой платком.
Воспитатель: Ребята, сегодня я шла на работу и нашла корзинку на крыльце. Кто мог её потерять? Как вы думаете, чья она? Как нам найти хозяина? (Ответы детей).
Воспитатель: Ой, да тут какой-то конверт с надписью «Для самых старших ребят этого детского сада». Значит это послание для нас? (Ответы детей).
Воспитатель зачитывает письмо:
Я – Кикимора лесная! Я – колдунья деловая!
Делать пакости люблю! Эх, делов я натворю!
То, что Осень вам несла, у нее я забрала!
Воспитатель: Ребята, чья же эта корзинка?
Ответы детей: Осени.
Для кого она предназначалась?
Ответы детей: Нам.
Воспитатель: Она нам, что- то принесла в ней, а Кикимора это забрала. Что будем делать? ( Ответы детей: Искать).
2. Часть (основная) :
Воспитатель: Нам просто необходимо найти все то, что было в корзинке. Посмотрим, что же еще есть в конверте?
Воспитатель (зачитывает с листочка) :
Если всё найти хотите, поскорее в путь идите!
Ну а то, куда идти, на листьях сможете найти!
Но запомните, ребята, делать быстро всё вам надо!
В корзинке лежат парные бейджики (синие, красные, зелёные, желтые, оранжевые, с цифрами до 5, карта группы с 5 пунктами (с заданиями на кленовых листочках).
Воспитатель: Ребята, что это и что с ними делать?
Дети выбирают по желанию бейджики и прикрепляют себе на одежду.
Что это за комната? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы правы. Это наша группа.
А что за цифры на карте мы видим, что они обозначают?
На каждой остановке нам будут встречаться трудности в виде различных заданий.
А пойдём мы как настоящие сыщики, а помощником моим будет колокольчик и ваши номерки.
Как только зазвенит колокольчик, встаньте парами по цвету номерков (построение в пары).
Ну, что готовы отправиться на поиски?
А поведет нас первый кто?
Ответы детей: у кого на эмблемах цифра «1».
Как вы думаете, откуда нам необходимо начать поиски? (от стола №1).
Воспитатель: Мой звоночек звенит, заливается, а ребята в путь собираются. Главные сыщики – с цифрой 1выберите, кто нарисует на карте линию нашего маршрута и давайте все вместе искать первую цифру.
Дети следуют за ними, подходят к столу с цифрой 1.
Воспитатель: Ребята, посмотрите что здесь лежит? Карточка с заданием: назвать приметы осени, которые определяют время года. ( Ответы детей: день короче, а ночь длиннее;
-на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна.)
Воспитатель: Мой звоночек звенит, заливается, а ребята в путь собираются. Главные сыщики – с цифрой 2 выберите, кто нарисует на карте линию нашего маршрута и давайте все вместе искать вторую цифру.
Дети следуют за ними, подходят к столу с цифрой 2.
Воспитатель: Ребята, посмотрите что здесь лежит? Карточка с загадкой: Что весною мы сажали, потом летом поливали.
Все, что осенью на грядках поспевает: вкусно сладко!
Не зевай и собирай мой осенний. (урожай).
Воспитатель: Правильно это урожай. Теперь давайте посмотрим, а что же ещё есть в конверте? Ребята, да это же загадки об овощах и фруктах в виде схем (мнемотаблиц).
(Яблоко, груша, слива, капуста, морковь, огурец, лук, помидор).
Что-то нужно сделать?
Ответы детей: нужно отгадать фрукты и овощи.
Берём по одной карточке и угадываем свою загадку.
Дидактическая игра“ Угадай-ка! ”.
Воспитатель: Мой звоночек звенит, заливается, а ребята в путь собираются. Главные сыщики – с цифрой 3 выберите, кто нарисует на карте линию нашего маршрута и давайте все вместе искать третью цифру.
Дети следуют за ними, подходят к столу с цифрой 3.
Воспитатель: Ребята, посмотрите что здесь лежит?
Ответы детей: карточки с грибами и 2 подноса.
Воспитатель: Что нужно сделать?
Ответы детей: назвать и разложить съедобные и несъедобные грибы по подносам.
Игра «Назови и разложи съедобные и несъедобные грибы»
Воспитатель: Мой звоночек звенит, заливается, а ребята в путь собираются. Главные сыщики – с цифрой 4 выберите, кто нарисует на карте линию нашего маршрута и давайте все вместе искать четвёртую цифру.
Дети следуют за ними, подходят к столу с цифрой 4.
Воспитатель: Ребята, что здесь лежит?
Ответы детей: карточки с животными и птицами.
Проводится дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Ответы детей: кто и почему?
Воспитатель: Мой звоночек звенит, заливается, а ребята в путь собираются. Главные сыщики – с цифрой 5 выберите, кто нарисует на карте линию нашего маршрута и давайте все вместе искать пятую цифру.
Дети следуют за ними, подходят к столу с цифрой 5.
Воспитатель: Ребята, что здесь лежит?
Ответы детей: Листья, картинка ёжика, кисточки, гуашь на тарелочках и листочки белой бумаги, влажные салфетки.
Воспитатель: Что можно сделать, используя эти предметы?
Ответы детей: нарисовать ёжика.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам сесть за столы.
Дети рассаживаются за столы.
Вот сидит Баба Яга, очень страшная она!
Ответы детей: Быть такими не хотим! Очень прямо мы сидим.
Рисование под музыку П. И. Чайковского из альбома «Времена года» «Осенняя песня» нетрадиционной техникой рисования
(отпечатками листьев) «Ёжик».
Воспитатель: У кого что получилось? Кто уже нарисовал свой рисунок?
Воспитатель зачитывает письмо Кикиморы:
«Вы молодцы! Со всеми заданиями справились. Эти игры и были подарками Осени. Оставляйте их себе. А ещё загляните в вашу спальню, там я вкусные осенние яблочки припрятала. Так и быть и их забирайте. Таким дружным ребятам даже мне не жалко все подарки вернуть. Ешь на здоровье! А я к вам на праздник приду. До встречи!
Воспитатель: Вот видите ребята, ваша дружба даже лесную Кикимору доброй сделала. Замечательно, что игры мы можем у себя в группе оставить, да и угощению я думаю все рады?
3. Часть (заключение).
Подведение итогов.
Воспитатель: Все задания Кикиморы мы нашли и решили? Мы действовали согласно карте? Вы всё сделали правильно?
Ответы детей.
Воспитатель: Какое задание было самым сложным? А самым лёгким? А самым интересным?
Ответы детей.
Воспитатель: А что-нибудь новое вы сегодня узнали?
Вы молодцы?