Татьяна Дианова
«На метеостанции». Конспект НОД в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД: "на метеостанции"
Цель: Создать условия для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции.
Задачи:
Образовательные: учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Закреплять умение классифицировать явления природы по временам года.
Продолжать знакомить детей с явлениями природы.
Активизировать словарь детей за счет прилагательных, обозначающих состояние погоды, слов-названий приборов: барометр, флюгер, компас, солнечные часы, метеостанция, ветряной рукав, снегомер, дождемер.
Развивающие: Развивать познавательные способности детей; развивать наблюдательность, любознательность, мышление; развивать мелкую моторику;
Воспитательные: Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: Стол, на котором находятся тазик с водой, поролоновая губка, ветряная вертушка, барабан, ёмкость для развития воздушной струи; картинки с изображениями предметов, которые нужны для работы метеоролога, и лишние предметы; иллюстрации с явлениями природы.
Предварительная работа: Беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдение за погодой и ведение дневника, опыты и эксперименты, чтение художественной литературы, слушание звуков природы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, становитесь в круг, давайте поздороваемся друг с другом.
Нам сегодня не до скуки,
Мы пожмем друг другу руки.
Если здесь ты встретил друга,
Похлопай по плечу друг друга.
Давно не виделся с друзьями-
Поздоровайся локтями.
Наши друзья не дерутся,
Спинками друг о друга трутся.
Ребята, не стоит стесняться,
С соседом можно просто обняться.
Воспитатель: Ребята, мне сегодня пришла странная телеграмма.
«ЖДИТЕ, СКОРО БУДУ».
Кого ждать, даже не знаю?
Давайте начнем наше занятие. Сегодня мы поговорим ….
СТУК В ДВЕРЬ. ВХОДИТ Лунтик.
Лунтик. : Здравствуйте! А вот и я.
Воспитатель: А что вас привело к нам в детский сад?
Лунтик. : У меня есть загадки, а ответов нет. И жители моей страны не знают, что это такое. И поэтому я приехал к вам за помощью.
Воспитатель: Ну, что ребята поможем Лунтику?
Дети: Да.
Воспитатель: Загадывай свои загадки. А вы ребята слушайте внимательно.
Лунтик. :
Есть общее название
Природы состояния.
От времени года
Зависит (погода).
Дети: Погода.
Лунтик. : А что такое погода и явления природы?
Воспитатель: Слушай внимательно, мы тебе сейчас объясним.
Изменения, которые происходят в природе независимо от человека, называются природными явлениями. У погоды есть свои явления природы.
Ребята, какие явления природы мы замечаем летом?
Дети: Дождь, гром, молния, град, радуга, роса.
Воспитатель: А, что можно наблюдать осенью?
Дети: Ветер, листопад, туман, дождь моросит.
Воспитатель: А какие явления природы мы замечаем зимой?
Дети: Иней, снегопад, метель, вьюга, лед.
Воспитатель: А капель когда бывает?
Дети: Капель бывает только весной.
Воспитатель: Скажите для чего нужно знать, какая будет погода?
Дети: Чтобы не простудиться, выходя из дома, одеваться по погоде.
Воспитатель: Правильно. Лунтик, а ты знаешь, что знать какая будет погода, нужно не только для того, чтобы правильно одеваться. Прогноз погоды необходим многим профессиям. Каким профессиям необходимо знать прогноз погоды, для их безопасности?
Дети: летчикам, капитанам кораблей, строителям, водителям, хлеборобам-всем этим профессиям необходим точный прогноз погоды.
Лунтик: А откуда мы узнаем прогноз погоды?
Дети: Нам сообщает об этом телевидение, радио, Интернет, и т. д.
Лунтик. : А они откуда знают?
Воспитатель: Я вижу, у тебя есть еще загадка? Может это и будет ответ на твой вопрос.
Лунтик. :
Он в любое время года
Может предсказать погоду.
Зонтик брать или не брать?
Нужно ль шапку надевать?
Круглый год, зимой и летом,
Слушайте его советы!
Дети: МЕТЕОРОЛОГ.
Воспитатель: Да, правильно. Метеоролог- это профессия человека, который изучает погоду.
Воспитатель: Для наблюдения погоды ученые создали метеорологические станции. На станциях находится различное оборудование (приборы). В нашем детском саду то же есть мини-метеостанция.
Лунтик: Я то же хочу стать метеорологом и создать свою мини метеостанцию.
Воспитатель: Но, для этого нужно посмотреть какие, есть приборы и для чего они нужны. Посмотрите на экран.
Флюгер и ветряной рукав – показывают направление и силу ветра.
Осадкомер (дождемер и снегомер)- показывает количество выпавших осадков.
Термометр — измеряет температуру воздуха.
Компас- определяет стороны света (север, юг, восток, запад).
Барометр — определяет атмосферное давление.
Солнечные часы- определяют время и части суток.
Метеоролог измеряет показания приборов. После того как показания сняты с приборов, данные записываются и передаются в метеослужбу.
Воспитатель: Ты всё запомнил, Лунтик. Как называется профессия человека, которая изучает погоду.
Лунтик. : Нууууу…этоооо…
Дети: Метеоролог.
Воспитатель: Как называется служба, куда передают показания приборов?
Дети: Метеослужба.
Воспитатель: Предлагаю отдохнуть.
Пальчиковая гимнастика «Ветер дует».
Ветер северный подул: «С_С_С»,
Все листочки с липы сдул (пошевелить пальцами, подуть на них)
Полетели, закружились,
И на землю опустились. (кисти рук летят, кружатся, опустить на колени)
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап»! (постучать пальцами по ладони)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (постучать кулачками по коленям)
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук взад-вперед_)
Одеялом их накрыл. (Обнять себя руками)
Воспитатель: Отдохнули. А сейчас я предлагаю поиграть в игру.
Называется игра «ХОРОШО — ПЛОХО». Отвечайте по одному и не перебивайте друг-друга. Будьте внимательны.
(с помощью картинок дети рассказывают, когда хорошо, когда плохо)
СОЛНЦЕ
Хорошо — тепло, свет, растет все живое, можно ходить в легкой одежде, загорать и т. д.
Плохо — жара, солнечный удар, обгореть можно и т. д.
ДОЖДЬ
Хорошо — растут ягоды, грибы, растения, прохладно, свежо и т. д.
Плохо — грязь, лужи, холодно, можно промокнуть, заболеть и т. д.
Лунтик: Сколько вы всего знаете. А у меня еще загадки есть для вас. Кто отгадает, будет показывать отгаданное явление с помощью материалов на столе.
Подойдите, пожалуйста, все к столу.
(дети подходят к столу, на котором находятся: таз с водой, поролоновая губка, белое конфетти или вата, барабан, емкость для развития воздушной струи).
Лунтик: Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт. (Дождь)
(Ребёнок мочит губку, поднимает её и отжимает)
Без рук, без ног,
А двери отворяет. (Ветер)
(Ребёнок кладёт на ладонь вату или салфетку и дует)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела. (Метель)
(Ребёнок дует в ёмкость, в которой лежат мелкие кусочки пенопласта)
В небе молния сверкнёт,
А за нею звук идёт,
Как грохочет камнепад,
Иль петарды, да не в лад. (Гром) (Ребёнок бьёт в барабан)
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы справились с заданием Лунтика. У меня тоже есть загадка про явления природы.
На синем небе
От края до края
Повисла яркая
Дорожка цветная. (Радуга)
Воспитатель: Правильно, это - радуга. Удивительное явление в природе. Все мы знаем цвета радуги. Назовите их
(ответы детей).
Воспитатель: Какое стихотворение помогает нам запомнить цвета радуги?
(ответы детей) (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан).
Радуга – это оптическое явление, связанное с преломлением световых лучей на многочисленных капельках дождя.
Воспитатель: Давайте с вами попробуем разгадать тайну появления радуги. Проведем опыт «Радуга из воды». Для этого нам потребуется ванночка с водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Ход опыта: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. На бумаге будет видна радуга.
Итак, что же такое радуга? (ответы детей) Радуга – это оптическое явление, связанное с преломлением световых лучей на многочисленных капельках дождя.
Лунтик: Предлагаю сыграть в игру.
Игра: «Что нужно для работы метеоролога?»
(На карточках изображены предметы, которые нужны для работы метеоролога, а также предметы, которые не пригодятся в его работе.
Дети выбирают нужный прибор, и говорят, для чего он нужен.)
Воспитатель: Вы хорошо выполнили задание, помогли выбрать для метеоролога нужные приборы. Как вы думаете, сложно работать метеорологами.
Дети: Да.
Воспитатель: В любую погоду: в дождь и снег, в морозы и жару, при сильном ветре и под градом – метеоролог должен делать замеры утром, днём, вечером и ночью. Иногда на метеостанции работает один человек. Он не может уехать и оставить свой пост, ведь от его работы зависит жизнь, здоровье людей. Вот это какая важная и нужная профессия – метеоролог.
Воспитатель: Предлагаю показать нашу мини-метеостанцию Почемучке. Может он захочет в своей стране сделать мини- метеостанцию.
Лунтик. : Это и есть метеостанция?
Дети: Да.
Лунтик. Спрашивает о приборах. Дети ему отвечают.
Воспитатель: на нашей метеостанции не хватает ветроуказателя. Предлагаю сделать его.
Продуктивная деятельность. Изготовление вертушки.
- Посмотрите на мою вертушку. Из чего она состоит.
- Какая у вас геометрическая фигура лежит на столе? (квадрат)
- Вертушку мы будем делать на основе квадрата.
1. Квадрат нужно сложить по диагонали 2 раза, прижать обозначить сгибы.
2. Затем, по сгибу ножницами разрезаем до круга.
3. Согнуть один уголок до точки в середине, но не прижимать. Затем сгибаем остальные уголки, через один и так все по порядку.
4. Берем кнопку и прокалываем уголки по порядку и прикалываем к палочке.
- Ну вот, и получилась вертушка.
Итог:
Воспитатель: Ребята, вы теперь знаете приборы, которые нужны для определения погоды?
О какой новой профессии вы сегодня узнали?
Для чего нужно знать состояние погоды?
Назовите приборы, с которыми вы сегодня познакомились?
Лунтик. : Спасибо вам за помощь, мне очень понравилась ваша метеостанция, но мне нужно возвращаться. Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями и у меня есть для вас сюрприз (вручает).
Лунтик уходит.