Ватолина Любовь
Конспект НОД в подготовительной группе «История возникновения игрушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма организации образовательной деятельности: фронтальная, групповая.
Образовательная технология: технологии Н. А. Коротковой, «Путешествие по «реке времени».
Средства организации образовательной деятельности:
Материально- технические: компьютер, панно «река времени», раздаточный материал (нитки, схема изготовления куклы, соленое тесто, формочки, ножницы, стеки).
Учебно - методические: предметные картинки для составления «реки времени».
Темочки:
мультимедийные: презентация игрушек на слайдах.
Цель: формирование представлений у детей об истории возникновения игрушек.
Задачи:
Обучающие. Познакомить обучающихся с историей возникновения игрушек, с их значением в нашей жизни, с тем, как люди используют природные материалы при изготовлении игрушек.
Развивающие. Развивать мыслительные операции анализ и сравнение, исследовательский интерес, любознательность, внимание, память, активную речь, логическое мышление. Развивать воображение, творческую активность в продуктивной деятельности.
Воспитательные. Воспитывать коммуникативные умения, аккуратность, самостоятельность, интерес к экспериментированию, активность на занятии. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Ход.
1. Вводно-организационный этап.
-Ребята, вы любите игрушки? А какие игрушки вам нравятся?
2. Постановка целей исследования.
- А что вы знаете об игрушках? Для чего нужны игрушки? Всегда ли были игрушки?
А знаете ли вы, какими были игрушки раньше и как их делали люди? Хотите об этом узнать?
Ответы детей.
- А как это можно узнать? (Прочитать в книге, посмотреть телевизионную передачу).
3. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала.
Рассказ об истории возникновения игрушек с показом слайдов.
- С самого рождения у каждого из вас появляются игрушки, но самая первая из них какая, угадайте:
Тронешь - сразу загремит
И младенца удивит.
Что за яркая игрушка? -
Для малышки. (погремушка)
- Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности тоже была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Матери напевали колыбельные песни, постукивая этими погремушками. Считалось, что своим шумом они отгоняют злых духов от ребенка. (1 слайд).
- Древние русские игрушки появились еще IX в. Их делали из дерева и глины, называли - потешки. Это были - деревянные кони, коровы, олени, лебеди, птички и другие предметы. Их использовали и для игр, и в качестве талисманов. Например, русская традиционная кукла-зерновушка, которую дарили на праздники, связанные с урожаем. (2 слайд).
- Самые первые фигурки животных вырезали из кости, (3слайд) а позднее изготавливали из дерева, глины или металла. (4, 5, 6 слайды) .Игрушки шили из тканей или плели из волокна, изготавливали из любых подходящих подручных материалов(7, 8 слайд). Были известны игрушки с подвижными частями тела, которые делали с самых давних времен. Они приводились в движение с помощью простого веревочного или проволочного механизма. (9 слайд)
- Раньше к игрушкам относились очень уважительно. Их никогда не оставляли как попало, а хранили в специальных корзинах или сундуках. (10 слайд). Мало того, игрушками не только играли, они участвовали во многих обрядах: почитание умерших предков, поклонение древним богам, а также выступали оберегами. (11 слайд)
- В наше время игрушки делают на специальных фабриках. Это яркие, современные игрушки, которые умеют разговаривать, петь, прыгать, взлетать, самостоятельно ездить. Их изготавливают из самых разных материалов, каких? (Дерева, пластика, железа, резины, ткани, кожи, бумаги, глины, теста). (Показ слайдов.)
- Ребята, представьте, если бы не было игрушек. (Ответы детей.)
- Игрушки украшают нашу жизнь, делают её интересной и веселой. Игрушки нас учат, развивают, помогают. Как надо относиться к игрушкам? (Бережно, всегда ставить на место).
- А вы хотите открыть свой маленький завод и сделать свои игрушки. -Предлагаю изготовить игрушку своими руками. Вы можете сделать куклу-оберег из ниток или из солёного теста с помощью формочек.
Дети по выбору делают игрушку из ниток или солёного теста.
4. Работа в группах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».
«Река времени» начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, и попадает в настоящее время.
- Давайте попробуем составить «реку времени» и мы с вами.
- выберите любую понравившуюся вам картинку и положите её в нужный кармашек.
5. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.
Дети собирают табл.
• Древность
• Старина
• Настоящее время
(Проверка, трудности)
-Ребята, давайте проверим, правильно ли мы разместили картинки на «реке времени»?
6. Вывешивание таблицы на стене группового помещения.
- Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- А что было самым интересным?
- Трудно вам было выбрать и разместить картинку на «реке времени»?
- Что бы вы ещё хотели узнать?
- Вы можете забрать нашу «реку времени» к себе в группу, показать своим друзьям.
7. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.
- Как вы думаете, в будущем появятся новые игрушки?
-Я предлагаю дополнить панно будущим. Нарисуйте игрушку будущего.
Предложить детям спросить родителей, дедушек и бабушек есть ли у них старинные игрушки, предложить оформить мини-музей «Игрушки старины».