Папки-передвижки

Конспект НОД для старших дошкольников «Тюмень в годы войны»

Марина Зайцева
Конспект НОД для старших дошкольников «Тюмень в годы войны»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 112 города Тюмени

Конспект НОД

Тема: «Тюмень в годы войны»

в группе компенсирующей направленности

Форма организации – подгрупповая

(старший возраст)

Составитель: учитель-логопед

Зайцева М. А.

г. Тюмень

Непосредственная образовательная деятельность

в группе компенсирующей направленности

форма организации – подгрупповая

Публикация «Конспект НОД для старших дошкольников „Тюмень в годы войны“» размещена в разделах

(старший возраст)

Тема: «Тюмень в годы войны»

Цель: развитие общих речевых навыков, связной речи дошкольников с ОНР.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: активизировать и расширить словарь по теме «Тюмень в годы войны»; расширить представления о социально-значимых объектах города Тюмени, людях, внесших значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне; развивать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие: развивать навыки речевого общения, связной речи; развивать диалогическую речь – самостоятельные полные ответы на вопросы, развивать слуховое восприятие и внимание;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к своему городу, гордость за трудовые подвиги своих земляков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Оборудование: ноутбук, иллюстрации исторических мест города Тюмени, военной техники, заводов, училищ, госпиталей, людей (ресурсы Музейного комплекса, мультимедийный проектор, презентация, мешочек «времени», разрезные картинки планера А-7, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

1. Организационный этап

Дети заходят в кабинет учителя-логопеда и встают в круг.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам приготовила мешочек «времени», он необычный. В нем хранятся события прошлого. Давайте с вами с помощью мешочка «времени» узнаем, где же сегодня мы окажемся.

2. Мотивационный этап

Педагог: Каждый из вас достанет по одному предмету из мешочка и назовет, что там изображено (дети по очереди достают по одной картинке и называют, что изображено на картинках). Молодцы! Как вы думаете, ребята, где мы сегодня, мы оказались? (ответы детей).ДА, ребята, мы оказались в военном времени – в нашем городе Тюмени. Но он будет не совсем похож на сегодняшнюю Тюмень – переместились мы в 1941 год, когда началась Великая Отечественная война. (Звучит музыка В. И. Лебедева «Священная война»).

Педагог: Ребята, вы же все знаете, что это за праздник – День Победы? (ответы детей). Но перед Днем Победы, были еще долгие годы страшной войны. И сейчас мы с вами узнаем, как война пришла в наш город Тюмень.

Педагог: 22 июня 1941 года жители города услышали по радио о нападении Германии. На бывшей Базарной площади (сейчас - Центральной) состоялся митинг (дети рассматривают иллюстрации). Большое количество людей пришло с просьбой отправиться на фронт. Но были ребята и люди, которые остались в своем городе. Как вы думаете, чем занимались люди, оставшиеся в Тюмени? (ответы детей).

Педагог: Верно, ребята! Именно потому, что жители Тюмени приложили все свои силы для помощи солдатам, были опорой воевавшим на фронте, наш город Тюмень получил название – «Тюмень тыловая». И мы с вами двигаемся дальше по-нашему городу с помощью мешочка времени.

3. Основной этап

Педагог: Ребята, вот мы и переместились в одно из исторических мест города Тюмени. Кто-то из вас, ребята, может, узнает это место? (ответы детей). Ребята, мы оказались с вами на Площади Памяти. Памятник воинам, умершим от ран в госпиталях Тюмени установили здесь еще в 1968 году. Это был первый памятник в Тюмени посвященный Великой Отечественной войне. На этом месте находится Братская могила советских воинов, умерших от ран в госпиталях города Тюмени в годы войны (дети рассматривают иллюстрации).

Педагог: Ребята, скажите, что еще вы видите на площади? (ответы детей). Да, верно, это Свеча Памяти, которую установили в память о погибших тюменцах на фронтах войны.

Педагог: Ребята, сейчас давайте подумаем и вспомним, какие же были профессии у тюменцев, которые помогали в тылу солдатам. Я предлагаю посмотреть иллюстрации и вспомнить эти профессии.

Как назывались те, кто лечил раненых солдат? (полные ответы детей) врачи.

Как назывались те, кто ремонтировал минометы? (полные ответы детей) слесари.

Кто обрабатывал заготовки из металла? (полные ответы детей) токари.

Кто собирал армейские мотоциклы? (полные ответы детей) сборщики.

Кто шил военную форму? (полные ответы детей) швея.

Педагог: Молодцы! Тюменцы в тылу трудились каждый день – поддерживали солдат на фронте всем, чем могли. Пора нам с вами двигаться дальше. Послушайте, ребята стихотворение.

Где стоял молочный рынок

И мясной павильон,

Встал завод авиационный,

Чтобы Родине помочь.

На заводе днем и ночью,

Выпускались планера,

Чтоб забросить в тыл к фашистам

Наших смелых партизан.

Педагог: Скажите, пожалуйста, ребята, о чем это стихотворение? (ответы детей). Да, ребята, в городе Тюмени за годы войны в Тюмень эвакуировали 30 учреждений и промышленных предприятий. К станкам встали женщины, подростки, дети. И мы с вами оказались на месте Центрального почтового отделения связи и Тюменской областной Думы. На этом месте раньше находился Авиационный завод. Там выпускали планеры А-7, материалом, для которого служила берёзовая фанера Тюменского фанерного комбината (дети рассматривают иллюстрации).

Педагог: Ребята, так как мешочек времени иногда что-то путает, он перенес с собой картинки, но всё перепуталось. Давайте попробуем сложить картинки правильно и посмотрим, что же там изображено (дети собирают пазл с изображениями планера А-7). Молодцы! У вас получился планер А-7!

Педагог: Ребята, как и у тружеников тыла, был небольшой отдых, нам тоже с вами нужно немного отдохнуть.

Физминутка.

Руки ставим все в разлет

Появился самолет.

Мах крыло туда-сюда,

Делай раз, делай два.

Руки вверх все поднимите,

Друг на друга посмотрите.

Раз, два, раз, два!

Опустили руки вниз

И на место все садись!

Педагог: Наше путешествие продолжается. И мы с вами двигаемся дальше (звучит звук приближающегося поезда).

Педагог: Ребята, вы слышите? Что это приближается к нам? (ответы детей). Да, это поезд. С первых дней войны Станция Тюмень и депо Свердловской железной дороги обеспечивали движение военных и гражданских грузов. Ребята, как вы думаете, что тюменцы перевозили на поездах? (полные ответы детей).

Педагог: Дети, скажите, если валенок (полушубок, жилет, перчатка, варежка) это один предмет, а если их много, то, как мы скажем? (ответы детей). Молодцы. Ребята, на фронт было послано 55 933 кг различных подарков, это очень большое количество.

Педагог: Знаете, ребята, какую военную технику изготавливали на заводах, помимо планеров? (ответы детей). Давайте попробуем с вами разгадать загадки!

Педагог: 1. Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился … (парашют)

Педагог: 2. Машина эта непростая,

Машина эта — боевая!

Как трактор, только с «хоботком»

Всем «прикурить» даёт кругом. (танк)

Педагог: 3. Смело в небе проплывает

Обгоняя птиц полет

Человек им управляет

Что такое? (самолет)

Педагог: 4. Девичье носила

И врага огнём косила,

Вражьи замыслы поруша,

Легендарная. (катюша)

Педагог: Молодцы! Ребята, пора нам двигаться дальше. Скажите, нравится ли вам узнавать что-то новое? (ответы детей). Вот и молодым горожанам города Тюмени пришлось учиться новому (дети рассматривают иллюстрации).

Педагог: В годы Великой Отечественной войны в Тюмени функционировало три военно-пехотных училища: Тюменское военно-пехотное училище, 2-е Тюменское военно-пехотное училище, Таллинское военно-пехотное училище, в которых учились курсанты и офицеры. Вот так они ребята выглядели.

Педагог: Ребята, скажите, а какими же должны были быть офицеры, чтобы защищать свою Родину?

Офицер (какой) – смелый, храбрый, отважный, сильный, ловкий, здоровый, внимательный, меткий (ответы детей).

Педагог: Молодцы! Конечно, ребята, как вы и сказали, чтобы защищать людей и Родину, нужно быть действительно сильным, смелым и отважным человеком! Скажите, солдаты должны еще и хорошо уметь считать? А вы умеете хорошо считать? Давайте это проверим.

Педагог: пример: один отважный боец (два отважных бойца… пять отважных бойцов.

один военный корабль (ответы детей);

один храбрый разведчик (ответы детей).

Педагог: Молодцы! Теперь ребята, давайте посмотрим на экран. Что вы видите на экране? (Дети называют картинки). Здорово, молодцы! Сейчас, ребята, вам нужно будет хорошо запомнить эти картинки и быть внимательными, потому что картинки будут исчезать, а вы должны их все назвать. Назовите, чего не стало? (дети запоминают картинки, картинки исчезают, дети вспоминают и называют картинки).

Пример: Я вижу самолет (танк, пушка, подводная лодка, легковой автомобиль). Не стало самолета (ответы детей).

Педагог: Дети, вы такие умные! В военные годы, труженикам приходилось говорить не только быстро, но и правильно, красиво, чтобы их поняли. Давайте и мы попробуем с вами составить красивые предложения (с помощью наглядного материала).

Военные лётчики защищали нашу Родину (в) небе (ответы детей).

Моряки воевали … (с) врагом … (в) море. (ответы детей).

Танкисты сражались … (в) танке (ответы детей).

Пограничники охраняли нашу Родину … (на) границе (ответы детей).

Артиллеристы стреляли из пушек … (по) вражеским танкам (ответы детей).

Педагог: Молодцы! Тюмень была надежным тылом всей страны в годы Великой Отечественной войны, поддержкой и жизненной опорой солдатам и офицерам. За Победу боролись не только солдаты, фельдшера, офицеры, но и простые женщины и дети. Вера в победу над врагом, вселяла в них надежду и помогала не сдаваться на пути к счастливой, спокойной жизни.

Педагог: Ребята, а сейчас, нам нужно обратно возвращаться в свое настоящее время, в детский сад.

4. Заключительный этап.

Педагог: Ребята, где мы сегодня побывали? Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Хотели ли бы вы с помощью мешочка побывать и в другом времени?

Педагог: Наше сегодняшнее путешествие по городу Тюмени в военное время, хочу закончить отрывком из стихотворения тюменского писателя, поэта, солдата Энгельса Андронова (на фоне изображения писателя).

«Спасибо почте полевой»

Найти бойца не просто, это знаем,

Длинна дорога к нам и тяжела…

Спасибо тебе, почта полевая,

Что письмецо из дома принесла»…

Я письма милой с трепетом читаю-

Как почтальонов труд не оценить?

Вдвойне спасибо, почта полевая,

Что помогла

Любовь нам сохранить!

Список литературы

1. https://gorod-t.info/projects/001/

2. https://gorod-t.info/space/parki-i-skvery/2596/

3. https://museum-72.ru/

4. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое

пособие / Л. Н. Арефьева. - М. : Сфера, 2008. - 73 с.

4. Гавришева Л. Б. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и

подвижные игры / Л. Б. Гавришева, Н. В. Нищева. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 32 с.

5. Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим

недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : СОЮЗ, 2001. - 224 с

Публикации по теме:

Фотоотчет о беседе в старшей группе «Ямал в годы войны»Фотоотчет о беседе в старшей группе «Ямал в годы войны» Ежегодно, в преддверии Дня Победы, воспитанники приняли участие в акции «Георгиевская ленточка».Георгиевская ленточка – это один из главных.

Фотоотчет «Невинномысск в годы войны»Фотоотчет «Невинномысск в годы войны» Пусть дети не знают войны Войны я не видел, но знаю, Как трудно народу пришлось, И голод, и холод, и ужас – Всё им испытать довелось..

Исследовательский проект «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» 2021 г. Исследовательский проект Казымов Руслан группа «Солнышко» №9 «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» Руководитель.

Конспект занятия «Нижегородцы в годы Великой Отечественной войны» для детей подготовительной группы Конспект занятия «Нижегородцы в годы Великой Отечественной войны! Цель: Расширять представления детей о событиях Великой Отечественной войны.

Мастер-класс конструирования макета из картона «Оборона Севастополя в годы Крымской войны» для детей 6–7 летМастер-класс конструирования макета из картона «Оборона Севастополя в годы Крымской войны» для детей 6–7 лет Цель: учить детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной с воспитателем деятельности создавать объемные фигурки воинов – участников.

Методический материал для педагогов «Московский Метрополитен в годы Великой Отечественной Войны»Методический материал для педагогов «Московский Метрополитен в годы Великой Отечественной Войны» Вступление Сегодня мы совершим необычную экскурсию по Московскому метрополитену. Я уже давно заметила, что любые публикации, касающиеся.

Конспект НОД «Родной город в годы Великой Отечественной войны»Конспект НОД «Родной город в годы Великой Отечественной войны» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Сценарий литературно-музыкального досуга для старших дошкольников «Мы рождены не для войны»Сценарий литературно-музыкального досуга для старших дошкольников «Мы рождены не для войны» Участники: -воспитатели; -музыкальный руководитель; -воспитанники старшей группы №8. Гости: -родители группы №8 -воспитанники групп №10,.

Презентация «Рода войск в годы Великой Отечественной Войны» для старших дошкольников Сидим дома. Презентация «Рода войск в годы Великой Отечественной Войны» для старших дошкольников. Подготовила воспитатель 1 квалификационной.

Сообщение для педсовета «Дети в годы Великой Отечественной войны» Слайд 1.«Дети в годы Великой Отечественной войны». Слайд 2. В тот далёкий летний день, 22 июня 1941 года, люди занимались обычными для себя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для старших дошкольников «Тюмень в годы войны»
Опубликовано: 8 ноября 2023 в 13:49
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД для старших дошкольников «Тюмень в годы войны»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Зайцева (УИ 1313706) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД