Валентина Гусакова
Конспект НОД «Зачем зимой снег»
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД в группе предшкольной подготовки Тема: Зачем зимой снег.
воспитатель МБДОУ «Верх-Чебулинский детский сад «Рябинка» Гусакова В. Н.
Программное содержание: показать важность снежного покрова для растений; познакомить с особенностями жизни некоторых животных зимой; развивать любознательность, стремление глубоко познавать явления через постановку опытов; воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект НОД „Зачем зимой снег“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: искусственная снежинка, лист прозрачной упаковочной пленки, книга со сказкой «Зачем зимой снег», снег, теплая и холодная вода, пластмассовые стаканчики.
Методы и приемы:
практические: демонстрация опыта, физминутка
словесные: рассказ, чтение сказки, дидактическая игра «Хорошо-плохо», речевая игра «Обещание», загадывание загадки.
Ход:
Воспитатель: предлагаю отгадать загадку: Бел как мел, с неба прилетел, зиму пролежал, в землю убежал (снег). Поговорим о снеге.
Послушайте красивое стихотворение Ивана Сурикова
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело.
Точно пеленою всё его одело
Темный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.
Мы всегда радуемся снегу…
А вы знаете, что у нас в России снег зимой бывает почти на всей территории страны. А кто знает, где на нашей планете Земля больше всего снега и льда?
Давай поиграем в игру «Хорошо-плохо» - что бывает хорошего от снега, а что плохого? (хорошо лепить снежную бабу, снеговиков; строить горки и снежные крепости; кататься с горки на санках, лыжах, коньках и т. д; плохо: тяжело идти; засыпаны дорожки; если снега много, можно промочить ноги, ноги могут замерзнуть, можно заболеть)
Воспитатель: а вы знаете, что такое снег и из чего состоит снег?
Снег – это вид атмосферных осадков, это означает, что снег падает с неба в виде замерзшего дождя. Какой снег? (белый, пушистый, холодный).
Первое условие для появления снега – это холодная температура, при которой вода превращается в лед 0 градусов. Когда на улице становится холодно вода в лужах и озерах покрывается льдом (замерзает). В небе в это время замерзают дождевые тучи, капли дождя в них превращаются в снег (снег состоит из снежинок)
Воспитатель: А что такое снежинка? Она похожа на шестиконечную звезду, каждый конец звездочки состоит из белой ветки, на которой растут маленькие белые веточки, эти веточки по научному называются кристаллами. Они пересекаются в середине снежной звезды. Каждая снежинка начинает расти из центра – с того места, где снежные веточки пересекаются. Рост снежинок похож на рост дерева, из центра вырастает шесть стволов, на каждом из которых начинают расти ветки, звездочки могут иметь разные веточки (длинные и короткие, толстые и тонкие, но всегда в снежной звездочке растет только шесть больших веток. Оказывается, снежинок так много, что считают, что не бывает двух одинаковых снежинок.
Воспитатель показывает искусственную снежинку на ниточке и предлагает рассмотреть её. Сколько лучей у снежинки? (все снежинки большие и маленькие имеют 6 лучей)
Какого цвета снежинка? Нам кажется, что она белая, но на самом деле снег не совсем белый. Белым он кажется только в тот момент, когда на него падают солнечные лучи. Да и в этот момент трудно не заметить его голубовато-серый оттенок.
Оказывается, если разделить снежное покрывало на снежинки, каждая из них была бы прозрачной. Хотите провести опыт, который поможет нам разобраться: почему снег белый? ( демонстрация опыта: лист прозрачной упаковочной пленки посмотреть на просвет – он прозрачен, после разрезать его на несколько частей – все части прозрачны, но если их мелко-мелко настричь горкой, то образуется горка белого цвета –то же самое происходит в природе со снегом льдом. Все дело в солнечном луче. Когда что-то поглощает солнечный луч целиком, это кажется нам черным. А вот снег отражает лучи, и поэтому его видим белым. Но если снежинки по отдельности прозрачные, то почему все вместе дают эффект белого? Потому что снежинки с неба летят хаотично и падают друг на друга, образуя снежный покров. Все вместе снежинки перестают быть прозрачными и начинают отражать солнечный свет. Белые равнины снега очень красивы и приятны для глаз.)
Воспитатель задает вопрос: - Что такое снежинка? Где образуются снежинки? Все ли снежинки долетают до земли? Почему нет двух одинаковых снежинок? (Снежинки - это кристаллы льда, они образуются высоко в небе, не все снежинки долетают до земли, если на улице тепло, то они тают в воздухе, снежинки падают медленно, потому что у каждой снежинке свой путь).
Воспитатель: а давайте превратимся в снежинки и покружимся в «Хороводе снежинок» (дети танцуют под музыку и кружатся в хороводе то медленно, то быстрее).
Воспитатель: присаживайтесь поудобней и послушайте сказку, которая так и называется «Зачем зимой снег» (воспитатель читает сказку)
Вопросы по содержанию:
1. Кто спорил о том, что снег это хорошо или плохо?
2. Почему для Зайца снег это плохо?
3. Почему для Тетерева снег это хорошо?
4. Кого просили Тетерев и Заяц рассудить спор?
5. Что ответили животные?
6. Кто выиграл спор? Почему?
(Между собой поспорили Заяц и Тетерев. – На снегу остаются следы, следы выдают, то собака выследит, то лиса. – Тетереву хорошо, ночью под снегом тепло. Тетерев и Заяц спрашивали у мышки, Медведя, Соек. – Мышке хорошо под снегом, снег не только от морозов прячет, но и от совы и лисы. Под снегом есть еда для Мышей. Медведь сладко спит под снегом до самой весны, ему там тепло и уютно. У Соек кладовые под снегом. Спор выиграл Тетерев, потому что все животные снег добрым словом вспоминают. Под снегом животным и растениям тепло.)
Снег – источник влаги и тепла для растений и деревьев.
Воспитатель: речевая игра «Обещание»
Обещаем вам, деревья, тонких веток…не ломать!
Обещаем вам, деревья, землю лейкой…. поливать!
Обещаем вам, деревья, нежных листиков….Не рвать!
Обещаем вам, деревья, кору вашу….не сдирать!
Обещаем вам, деревья, землю твердую…Рыхлить!
Ствол могучий или тонкий вам весною…Побелить!
Обещаем вам, деревья, стать вам… ближе и родней!
Чтобы жить нам вместе с вами…Настоящими друзьями!
Опыт со снегом : (дети насыпают снег в стаканчики, помещают их в холодную и теплую воду, наблюдают, что происходит со снегом. Делают выводы, что снег в теплой воде тает быстрее. Снег растаял и превратился в воду. Но воду эту нельзя назвать чистой – в ней видны мелкие частички.
Рефлексия: дети делятся своими впечатлениями.