Светлана Басова
Конспект НОД с элементами экспериментирования для детей средней группы «Маленькая капелька»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно – образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей средней группы «Маленькая капелька».
Цель: воспитание бережного отношения к воде.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды : прозрачная, без цвета и запаха, в воде растворяются различные вещества.
Публикация «Конспект НОД с элементами экспериментирования для детей средней группы „Маленькая капелька“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
2. Создать условия для развития исследовательских умений детей.
3. Подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, человек.
4. Воспитывать интерес к природе, её явлениям.
5. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
Предварительная работа: отгадывание загадок про воду, снег, лёд, рассматривание снежинок, опыты со льдом, заучивание закличек про солнышко.
Оборудование и материалы: письмо с загадкой, лёд, ёмкости с водой, губки, сок, молоко, зелёнка, марганец, пиалочки с сахаром, солью, ложечки, листы бумаги, краски, кисточки, соломенные трубочки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент
Воспитатель; - Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и подарим свои улыбки. (Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: - Ребята, я сегодня утром нашла в нашей группе вот это письмо. Давайте посмотрим, что в нё м:
Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружиться,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит, журчит. (Вода.)
Воспитатель: - Правильно, это вода. Из чего состоит вода?
- А вода состоит из капелек. Сейчас я вам расскажу историю про маленькую Капельку.
«Историю про маленькую Капельку».
Жила-была Капелька. Была Капелька – маленькая и смешная. С дождём попала она на красивый цветочек. Вот сидит Капелька, смотрит вокруг и радуется. Все вокруг после дождя яркое, воздух чистый, а в небе радуга красивая. Посидела, подумала капелька и решила спрыгнуть на землю и попала прямо в лужу, а затем просочилась под землю и пошла, гулять там, нагулялась и стала выбираться на поверхность земли. В том месте, где выбралась, забил родник с чистой водой. Приходили звери, прилетали птицы попить водицы. Но вот однажды случилось с Капелькой беда. Налетел сильный ветер и принёс мороз, капелька замёрзла (показ кусочка льда)
2. Практическая часть.
Воспитатель: -Потрогайте и охарактеризуйте, какой лёд? (холодный, прозрачный)
- Ребята, а как нам спасти капельку? Кто поможет нам в этом?
- А оно какое? (Оно теплое, яркое). Давайте позовём на помощь Солнышко. (Воспитатель предлагает детям прочесть закличу с движениями)
Дети: - Солнышко красное!
Гори, гори ясно!
В небе пташкой залети,
Нашу землю освети,
Чтоб садам и огородам
Зеленеть, цвести, расти!
Солнышко красное!
Гори, гори ясно!
В небе рыбкой проплыви,
Нашу землю оживи,
Отзовись и появись! (Появляется Солнышко - ребенок в жёлтом платье и короне)
Солнышко: Здравствуйте, ребята. Зачем меня звали, маленькие друзья? Или какая случилась беда?
Дети: - Солнышко, пожалуйста, помоги нам вернуть Капельку! А то Мороз заморозил ее, а растения, животные, птицы, рыбы и люди не могут без воды жить.
Солнышко: Я вам помогу. Ветер разгоню и вашу капельку верну.
(Солнышко танцует под музыку и появляется капелька на ширме)
Капелька : Здравствуйте, ребята.
Я водяная капелька,
Я очень вам нужна,
Покапаю, покапаю-
Получится вода. (Воспитатель подводит детей к тазикам с водой)
Воспитатель:- Ребята, а какая бывает водичка? Потрогайте (дети опускают руки в таз с водой.)
Дети: Холодная, чистая, прозрачная.
- А в этом тазике? (дети опускают руки в таз с водой.)
Дети: Теплая, чистая, прозрачная.
(Воспитатель раздает детям разноцветные губки, они обмакивают губки в воду, потом отжимают).
Воспитатель:- Что это капает с губки?
Дети: Водичка.
Воспитатель:- А как она капает?
Дети: Кап, кап…
Воспитатель:- Ребята, а откуда может ещё капать водичка?
- Правильно, из тучки, во время дождя.
Физкультминутка “Тучка”
– Давайте поиграем. Я буду ваша мама-тучка, а вы мои детки капельки.
Дети встают в круг (тучка) :
Кап – кап на дорожки.
Кап – кап на ладошки.
Капай, капай, не зевай,
Дождик землю поливай.
Дети бегут в рассыпную, а затем возвращаются к маме – тучке (игра повторяется 2 – 3 раза)
Воспитатель: -Ребята, я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию и познакомиться с водой поближе. Давайте выясним, так что же такое вода?
Опыт 1 «Вода - это жидкость».[1]
Предлагается детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы переливать из одной емкости в другую, течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: вода - это жидкость, её можно наливать, переливать.
-Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.
Опыт 2 «Вода бесцветная».[1]
На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.
- Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Опыт 3 «Вода меняет цвет»[2]
- Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? (Ответы).
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. (Этот опыт проделывает только воспитатель).
-Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
-А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус через соломинку. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? Есть ли у нее вкус?
(Для сравнения даем попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду.)
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Опыт 4.[1]
(Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).
-Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт 5 «Вода не имеет запаха».[1]
- А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам, ребята, пройти на стульчики.
-Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Давайте расскажем, для чего нужна вода и кому (ответы детей)
- Вы знаете, а водичка ещё может быть волшебной. Она может расколдовать картинки, которые у нас здесь лежат. Закрашивать мы с вами будем не кисточками, а вот такими волшебными палочками с поролоном. Если вы будете старательно делать, то мы узнаем, какие обитатели живут в воде.
Пальчиковая гимнастика:
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскроем,
От дождя себя укроем.
Самостоятельная деятельность детей (по мере закрашивания на листочках появляются рыбки, нарисованные воском).
3. Заключительная часть
- Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
- Да, дети, вода нужна всем: и животным, и людям, и растениям. А скажите мне, пожалуйста, как нужно обращаться с водой, чтобы она не исчезла, а всегда была с нами? (ответы детей)
Закрывайте крепче кран,
Чтоб не вытек океан.
Бережливым будь с водой
Хорошенько кран закрой!
- Спасибо!