Лучший педагог года

НОД с детьми старшей группы «Столица Поволжья»

Людмила Аверкина
НОД с детьми старшей группы «Столица Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы

МДОУ " Детский сад №5 "Ромашка" городского округа ЗАТО Светлый

Саратовской области"

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшей группы

" Столица Поволжья".

подготовила и провела

воспитатель первой

квалификационной категории

Аверкина Людмила Анатольевна

Цель: знакомство с историей и столицей Поволжья.

Задачи.

Публикация «НОД с детьми старшей группы „Столица Поволжья“» размещена в разделах

Обучающие: совершенствовать знания детей о великой русской реке Волге; дать представления о населении Поволжья; расширить знания

детей о Саратове – столице Поволжья.

Развивающие: способствовать развитию у детей интереса и желания в

изучении родного края.

Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к природе и достопримечательностям родного города, уважение к людям, прославившим наш Край.

Здоровьесберегающие: снять умственное напряжение и нормализовать

мышечный тонус во время физминутки и подвижной игры, чередовать активные и пассивные действия.

Активизация словаря: расширять словарный запас детей за счёт слов "русло", "волжане", "символика", "чуваши", " татары", "мордва".

Предшествующая работа: рассматривание с детьми иллюстраций о Волге;

чтение стихов о Волге; рассматривание альбомов и иллюстраций о обитателях реки; беседы о городах, построенных на берегу Волги; знакомство с достопримечательностями города Саратова; разучивание русской народной игры "Галя по садочку ходила", разучивание слов к физминутке "Мы по городу шагаем".

Материалы и оборудование: заранее построенный "корабль" из стульчиков, карта Саратовской области, открытки с достопримечательностями города Саратова, атрибуты Саратовской символики, саратовская гармошка, синий платочек, куклы в национальных костюмах народов Поволжья, записи песен "Из далека долго" и "Калинка".

Ход мероприятия.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о великой русской реке Волге. Давайте попробуем найти Волгу на карте. Вот она, наша река Волга.

(смотри слайд №7)

Начинается она с маленького родничка и обозначена на карте тонкой синей линией, т. к. река ещё мала и не так глубока. Берёт она своё начало на Волдайской возвышенности. Течёт тихо, спокойно. Потом в неё вливаются ручейки и мелкие речки, она становится глубоководной и широкой и обозначена уже широкой линией. Послушайте четверостишие:

"Из недр земли забил родник

Ручьём хрустальным стал он вмиг.

Спешат ручьи, вперёд бегут

И вот рекой уже текут".

А впадает Волга в Каспийское море.

Ребята, а кто из вас хочет показать на карте нашу красавицу – Волгу?

(Дети самостоятельно показывают реку на карте – смотри слайды №8,9).

Волга течёт по России (и, в частности, по нашей Саратовской области) много-много лет по одному и тому же месту. Называется это место – русло.

Давайте, ребята, все вместе повторим это слово.

(Хоровые и индивидуальные ответы детей)

У Волги, как и у любой другой реки, есть берега. А люди, живущие на берегу Волги, называются волжане.

Про себя мы тоже можем сказать, что мы живём на берегу Волги, значит, как нас можно назвать?

(Ответы детей – волжанами)

Причём мы с вами живём на правом берегу Волги, т. е. в правобережье. А про людей, живущих на противоположном берегу, говорят, что они живут в левобережье.

На берегах Волги, и на правом, и на левом, расположились многие города.

Давайте их назовём и покажем на карте.

( Дети называют и показывают на карте города: Саратов, Энгельс, Балаково, Вольск и другие – смотри слайд №10;

рассматривают иллюстрации с изображением автомобильного моста, который соединяет два крупных города Саратов и Энгельс – смотри

слайд №11).

Ребята, а вы хотели бы отправиться в путешествие по Волге?

(ответы детей – да, хотим)

Тогда прошу занять места на нашем корабле.

(Дети садятся на стулья, имитирующие корабль – смотри слайд №12).

Путешествуя на корабле, можно познакомиться с разными народами, живущими на берегах этой великой реки. Это татары, русские, чуваши, мордва и другие. У всех народов есть своя культура, обычаи, традиции, национальные костюмы.

(показ кукол в национальных костюмах – смотри слайды №13,14. При показе кукол закрепляется произношение слов "чуваши", "мордва", "татары").

Все народы живут дружно, трудятся на заводах и фабриках. Во многих городах выпускают разных марок автомобили. Например, в Н. Новгороде выпускают автомобили "Газель", а в Ульяновске автомобили "УАЗ". В Самаре конструируют речные суда. В Балаково построены ГЕСС и АЭС, которые обеспечивают электричеством нашу страну.

Ребята, а чтобы узнать, чем славится наш город Саратов, который является столицей Поволжья, давайте сделаем здесь остановку.

(дети выходят с "корабля")

Проводится физминутка "Мы по городу шагаем"

(дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель вместе с детьми.

смотри слайд №15).

Мы по городу шагаем (Шагают на месте)

То, что видим называем.

Светофоры и машины, (Поворачивают голову вправо)

Ярмарки и магазины (Поворачивают голову влево)

Скверы, улицы, мосты (Взмах правой рукой)

И деревья, и кусты. (Взмах левой рукой)

И высокие заводы (Взмах обеими руками)

И на Волге пароходы, (Изображение волны руками)

Люди, шумною толпой (Ходьба на месте)

И всё это город мой. (Разводят руки вперёд, затем в стороны)

(дети садятся полукругом)

Каждый город имеет свою символику. У Саратова тоже есть свои символы.

Давайте их рассмотрим. Кто из вас сможет показать и назвать их?

(дети в индивидуальном порядке показывают и называют флаг и герб - смотри слайды №16,17).

Что представляет собой флаг?

Это прямоугольное полотно их двух полос: верхней – белого цвета и нижней – красного цвета. Красный цвет означает мужество, смелость. А белый – чистоту, невинность.

А что представляет собой герб?

Это пятиугольник синего цвета, на котором три стерляди. Синий фон означает великую красоту Волги и малых рек. Стерлядь – рыбные запасы. Ведь не зря Волгу называют не только красавицей, но и матушкой, кормилицей.

Ребята, давайте вспомним, какие ещё виды рыб водятся в Волге.

Д/и с мячом "Назови речную рыбу".

Город Саратов красивый, большой. Не зря он является областным центром, центром Поволжья. В нём много достопримечательностей. Ребята, а с какими достопримечательностями Саратова вы уже знакомы?

Д/ и "Назови правильно виды Саратова"

(дети по одному отвечают, что изображено на картинке, какая достопримечательность - смотри слайды № 18-21)

-Это музеи, театры, парки, консерватория, цирк, памятники и другие).

Молодцы, ребята! Но город Саратов является не только культурным, но ещё и промышленным центром. В нём много заводов, фабрик, промышленных предприятий. На "Саратовском электроагрегатном промышленном объединении"(СЭПО) производят холодильники, морозильники; на предприятии "Жиркомбинат" делают майонез, маргарин; на заводе "Техстекло" делают автомобильные стёкла, различные изделия из стекла.

А ещё в Саратове очень много учебных заведений, где учатся студенты, получают выбранные ими профессии.

Ребята, а давайте скажем городу Саратову приятные слова, какой это город?

Д/и "Какой?"

(каждый ребёнок говорит, какой Саратов: праздничный, красивый, духовный, спортивный, культурный, любимый, промышленный, студенческий, гостеприимный, богатый, славный,.)

Наш Саратов славен не только своими рыбными запасами, достопримечательностями, заводами и фабриками, вековыми традициями, но и своими замечательными талантливыми людьми, среди которых много знаменитых учёных, актёров, политиков, певцов. Это Ю. Гагарин – первый в мире космонавт, Олег Табаков – актёр, Евгений Миронов – актёр, Пётр Аркадьевич Столыпин – губернатор, Николай Гаврилович Чернышевский – писатель, Лидия Русланова – певица, Алёна Апина – певица.

А знаете ли вы такую песню "Калинка"? Многие считают, что это народная песня. Но у неё есть автор – Иван Петрович Ларионов – русский композитор, литератор, музыковед, хороший дирижёр, и написал он эту известную на весь мир песню в Саратове в 19 веке.

(Звучит фрагмент песни "Калинка").

Скажите пожалуйста, ребята, какая эта песня по характеру?

(ответы детей – плясовая)

А под какой музыкальный инструмент в старину чаще всего праздновали на Руси?

(под гармошку)

Правильно, ребята. Так вот, город Саратов славен ещё на весь мир своими саратовскими гармошками. Гармошки эти бывают разными по размеру, от совсем маленькой, умещающейся в ладошках, до большой. Для саратовских гармошек характерны переливы колокольчиков, что обеспечивает им неповторимы колорит звучания. Да и внешне они очень красивые.

Сейчас мы с вами одну из таких саратовских гармошек рассмотрим и послушаем как она звучит.

(показ саратовской гармошки – смотри слайды №22-25)

Ребята, мы с вами узнали, что жители Саратова, да и всего Поволжья были и есть люди трудолюбивые, оттого многие из них и прославили наш Край на весь мир; что это люди весёлые, любящие попеть и поплясать. А ещё в старину очень любили в игры играть, хороводы водить.

И мы с вами сейчас в одну из таких игр поиграем. Называется она

"Галя по садочку ходила"(смотри слайды №26-27).

Правила игры:

(Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит Галя с синим платочком в руке).

Галя по садочку ходила

Синенький платочек уронила.

(Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово "уронила" роняет платочек. Ребёнок, около которого упал платочек, поднимает его).

Обошла тут Галя садочек,

Синенький свой ищет платочек.

(Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).

Не горюй, подруженька Галя,

Мы платочек твой разыскали

Под малиновым под кусточком,

Под зелёненьким под листочком.

(Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки. Ребёнок, поднявший платочек, поднимает его вверх и громко говорит: "Вот он, вот он, твой платочек! Догони меня, дружочек", после чего убегает, а Галя догоняет его. Затем этот ребёнок становится Галей, игра повторяется.)

Ребята, а теперь пора нам возвращаться в детский сад. Прошу вас занять свои места на корабле.

(смотри слайд №28)

И пока мы с вами находимся в пути, скажите мне, пожалуйста, что же вам больше всего понравилось и запомнилось из нашего путешествия?

(подведение итогов).

А хотели бы вы ещё больше узнать о своём родном крае?

(дети – да, хотели бы)

Значит, в скором времени мы отправимся с вами в новое путешествие, за новыми знаниями.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Найди пару»Дидактическая игра «Найди пару» Новизна игрызаключается в том, что весь материал представлен поэтапно, т. е. картинки подобраны с учетом знакомства с Республикой и национальным.

Рабочая программа учителя-логопеда 1. Организация режима пребывания детей 1. Организация режима пребывания детей в МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида» городского округа ЗАТО Шиханы Группа компенсирующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД с детьми старшей группы «Столица Поволжья»
Опубликовано: 7 декабря 2014 в 16:26
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД с детьми старшей группы «Столица Поволжья»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Аверкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД