Роза Вазенмиллер
Конспект НОД с детьми старшей группы по ФЦКМ «Моё село»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми старшей группы. ФЦКМ.
Тема недели:“Моё село. ”
Тема дня:“Моя малая Родина”.
Цель: формирование представлений детей о малой Родине.
Задачи образовательных областей:
Познание:
-совершенствовать знания детей о родном селе (названия улиц, учреждений);
-формировать элементарные понятия о большой и малой Родине (модель “Малая и большая Родина”);
- развивать интерес к прошлому (знакомство с историей возникновения села).
Публикация «Конспект НОД с детьми старшей группы по ФЦКМ „Моё село“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мое село, мой поселок
- Мой родной город. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Коммуникация:
- развивать диалогическую речь (через беседу);
- формировать умение использовать в процессе общения развёрнутые повествовательные высказывания;
- совершенствовать умения согласовывать существительные с прилагательными (через игру “Придумай название”).
Социализация:
- формировать навыки сотрудничества (выполнение коллективной работы);
- воспитывать патриотические чувства к малой Родине.
Xудожественное творчество:
- воспитывать бережное и заботливое отношение к родному краю, желание сделать село ещё краше (беседа, совершенствование макета детского сада);
- совершенствовать умения детей прочно соединять части в работе с бумагой;
- формировать умение находить композиционные решения сюжета.
Музыка:
-совершенствовать умение детей использовать музыку для передачи собственного настроения, эмоций в процессе совместного исполнения музыкального произведения.
Чтение художественной литературы:
-формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.
Предварительная работа:
Изготовление макета “Наш детский сад”.
Экскурсии по улицам села.
Рисование на тему: “Моё село”, “Мой дом”.
Разучивание стихотворений о Родине.
Материал: Фотографии (школа, административное здание Староаманакского сельского поселения, дом культуры, универмаг, обелиск, детский сад); полоски цветной бумаги, клей, влажные салфетки, клеёнки-подкладки.
Логика образовательной деятельности:
- Ребята, сегодня у нас гости. Поздоровайтесь и садитесь на стульчики.
- Сейчас я попрошу Ваню рассказать вам одно стихотворение, а вы
внимательно вслушивайтесь в его слова.
(Под звуки лёгкой музыки ребёнок читает стихотворение И. Мазнина «У каждого листочка»)
У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете
Есть Родина своя!
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья.
У каждого на свете
Есть Родина своя!
- Ребята, какое удивительное стихотворение, оказывается у всего на свете: у берёзки, у листочка, даже у ручейка, есть своя Родина. Для ивушки – это (реченька), для берёзки – (опушка), для листочка – (ветка), а откуда берётся ручей, что можно назвать его Родиной?
- А для вас, что такое Родина? (Родина - это где мы родились; где живут наши мама и папа, наши родные; родина - это где нас любят и понимают.)
- А наше село вы можете назвать своей Родиной? Почему?
- Представим, что вот этот маленький круг – это наше село Старый Аманак. (Показываю.) За пределами нашего села, есть ли другие сёла, города?(Да.)
- В каком районе находиться наше село?(Наше село находится в
Похвистневском районе.)
- Какой круг мы возьмём для него?(Побольше.)
- Следующий круг будет обозначать нашу область. Как называется наша область?(Самарская Область.) Какой круг для неё возьмём?
- А Самарская область где находиться?(В России.) Как вы думаете, какой круг будет обозначать нашу страну?
- А Россию можно назвать нашей Родиной?(Да, можно.) А почему?
Россия,является Родиной для многих и многих миллионов людей. В России мы все друг друга понимаем, несмотря на то, что мы люди разных национальностей, потому что говорим на одном языке.
-Наше село – это малая часть России, поэтому наше село для нас – это малая Родина, а Россия – это большая Родина.
- Мы с вами знаем пословицы и поговорки о Родине. Сейчас поиграем в игру “Продолжи пословицу”. Я начинаю, а вы продолжайте.
“Нет ничего краше, … чем Родина наша. ”
“Всякому мила … своя сторона. ”
“Где родился … там и пригодился. ”
“Родина любимая – как мать родимая. ”
“Береги землю родимую, как мать любимую. ”
“Живёшь на стороне, а своё село на уме. ”
-У каждого из нас есть имя, а у села – название. Вы знаете, почему наше село называется Аманак? Послушайте об истории возникновения нашего села. Давным – давно, более 280 лет назад, на правом берегу реки Аманак и её притоке Мурава построили слободу, (т. е свободное поселение).Построена она была как крепость от набегов кочевников (калмыков, башкир).Назвали её Аманакской по названию реки Аманак. Старым Аманаком стало именоваться в связи с появлением Нового Аманака.
Жители занимались обработкой дерева. Те, кто был побогаче, а к ним относились столяры и плотники, имели свои мастерские. Мастерили сани, дровни, телеги, тарантасы, гнули дуги и делали полозья. Ткали холсты, обжигали известь. На реке построили мельницы. Установили маслобойки. Первоначально в слободе было 75 дворов. В селе имелась одна церковь, которая была построена в 1845 году за счет крестьян, вместительностью более 2000 человек.
Имелось также 2 начальные школы – земская и церковноприходская.
Большая часть населения занималась охотой. Существует интересная легенда, т. к. охотники многих сел привозили на базар в Аманак много мяса и пушнины на продажу. Чекалинские чуваши говорили, что когда зайчиха приносит детеныша, то говорит ему: «Мы встретимся на базаре в Аманаке». В Аманаке собирались большие базарные дни по понедельникам, куда съезжались люди из окрестных сел и деревень.
- Мы сказали, что у каждого человека есть имя, у села – название, названия есть и у наших улиц. Вспомните, как называются улицы, на которых вы живёте?
- Попробуйте объяснить названия улиц села: Приречная, Зелёная, Подгорная. (Объяснения детей.)
- В нашем селе 26 улиц и переулков. Начали застраивать ещё одну. Придумаем ей название, например, если бы эта улица располагалась у озера, она называлась–(Озёрная); по улице высажено много красивых цветов–(Цветочная), высажены берёзы–(Берёзовая).А вы бы как назвали?
- Я принесла фотографии с видами нашего села. Поиграем в игру “Что это и где находится”.
Фотографии: школа, администрация села, дом культуры, универмаг. обелиск героям революционерам, аллея славы. Дети называют, что это и на какой улице располагается.
- Как вы думаете, почему так много учреждений находится в одном месте, рядом, на одной улице?(Потому что это центр села.)
- Правильно, поэтому улица и называется Центральной.
- А какие ещё есть улицы в нашем селе?
- А какие улицы названы в честь героев?(Улицы Козлова,Шулайкина)
- Память о них увековечили в названиях улиц, чтобы мы о них не забывали, помнили о подвиге людей, которые защищали нашу Родину, знали об их смелости, храбрости, мужестве, чтили их память, были им благодарны, поэтому наш народ воздвиг много памятников, обелисков, есть они и в нашем селе. (Фото: обелиск героям-революционерам, аллея славы.)
- Наш край прославляют художники, один из них житель нашего села - Косогорский Владимир Семёнович, с его картинами мы ещё познакомимся.
-Много песен и стихотворений написано о любви к Родине. Мы с вами разучиваем песню, которую написали поэт и композитор, живущие в Похвистневском районе.
- Сейчас Настя прочитает стихотворение, внимательно слушайте.
Мы в саду почти живём,
Здесь играем и поём,
Здесь друзей себе находим,
На прогулку с ними ходим.
Вместе спорим и мечтаем,
Незаметно подрастаем.
Детский сад – второй наш дом,
Как тепло, уютно в нем!
Самый лучший дом на свете
Мир игрушек расписной
Очень яркий, интересный,
Разноцветный, вот какой!
- О чём это стихотворение?(О детском саде.)
Фотография детский сад – называют детский сад и улицу.
- Что изображено на этой фотографии?
- Наш детский сад, в который вы ходите – это тоже маленькая частичка нашей малой Родины, и мы должны его любить и беречь.
- Ребята, наше село небольшое, но очень красивое. И в этом заслуга всех его жителей, в том числе и ваших родителей. А что мы с вами можем сделать для того, чтобы наше село стал еще краше? (Не ломать ветки, не разбрасывать мусор. Стараться, чтобы было кругом чисто. Помогать бабушкам, дедушкам, не сориться, не обижать маленьких. Нужно высаживать цветы и за ними ухаживать, чтобы было красиво.)
- Родители делают для села, а мы для детского сада.
- Что мы можем изменить, чтобы сделать территорию детского сада красивее и удобнее?(Мы могли бы посадить деревья.)
- Да, тогда сюда смогут прилетать птицы, распевать песни. И всем будет хорошо. Но сейчас посадить деревья мы не можем, потому что ещё лежит снег, а представить, как бы это выглядело, мы можем. Каким образом(Нарисовать, сделать аппликацию, вылепить или изготовить макет.)
- Макет здания детского сада у нас уже есть. Что нам нужно для того
украсить территорию? Рассмотрите материал, который лежит на столе. Сделаем деревья - берёзки: скручиваем белую бумагу в трубочку – это ствол, а полоски зелёной бумаги накрутить на карандаш – это веточки с листвой. Приклеиваем веточки к стволикам.
Работа детей (по необходимости индивидуальная помощь воспитателя).
- Где мы посадим деревья,почему?(Обсуждение.)
- Вам нравиться? Почему?
- Макет мы покажем вашим родителям на родительском собрании и предложим им помочь в обустройстве территории, а вас, попрошу дома рассказать о том, что нового сегодня вы узнали о нашем селе.