Татьяна Безменова
Конспект НОД с детьми разновозрастной группы «Письмо солдату»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: Знакомство детей с историей письма-треугольника. Изготовление писем для солдат, участвующих в СВО
Задачи:
-Формировать в детях патриотические чувства, любовь к Родине
-Расширять знания детей о военных
-Способствовать пониманию понятия - защитник Отечества
Публикация «Конспект НОД с детьми разновозрастной группы „Письмо солдату“» размещена в разделах
- Акция «Письмо солдату»
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пишем письмо. Написание писем
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
-Воспитывать в детях чувство гордости за военнослужащих, с честью выполняющих свой военный долг, уважение к армии, российскому солдату
-Продолжать развивать творческие способности
Материалы и оборудование: картинки с изображением военнослужащих различных родов войск, с изображением солдат, читающих письма; письма-треугольники времён ВОВ, белые листы бумаги, элементы для аппликации, клей-карандаш, восковые мелки.
Словарная работа: военнослужащий, защитник
Предварительная работа: Просмотр презентации «Защитники Родины», чтение художественной литературы об армии, Родине, о ВОВ, рассматривание картинок с изображением военнослужащих разных родов войск, военной техники, складывание писем-треугольников.
Ход НОД
Дети и педагог сидят за столом.
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, что значит слово защитник, и как вы понимаете выражение «Защитники Отечества»?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Ребята, защитник Отечества – это тот человек, который и душой, и делом служит своему народу. Конечно, в первую очередь, это солдаты и офицеры, служащие в армии и на флоте, готовые в любую минуту выполнить свой воинский долг перед страной, отстаивая её свободу, независимость, целостность, государственные и национальные интересы. Их ратный труд – залог мирного существования государства.
Воспитатель читает стихотворение:
Войск много в России сейчас,
Они — защищают всех нас,
Они на защите страны,
Великой и славной Руси:
И ночью, и днем — охраняют,
Отчизну от войн защищают.
В нашей армии и на флоте служат военнослужащие разных специальностей, их очень много, и все они являются защитниками нашей Родины. Посмотрите картинки.
Дети рассматривают картинки.

-Ребята, а как вы думаете, сложно служить в армии, вдали от родных и близких?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Конечно, служба в армии требует большой подготовки, выдержки, и разлука с родными и близкими не очень приятна, военнослужащие скучают по семье, близким людям. А для того, чтобы военные меньше скучали, родственники, друзья пишут им письма. Письма писали в армию всегда. Во время Великой Отечественной войны люди писали солдатам письма на фронт, и фронтовики посылали своим родным и близким письма-весточки в виде треугольника.
Дети рассматривают письма-треугольники времён ВОВ.

Рассказ педагога об истории письма-треугольника.
Сегодня многие могут удивиться необычной форме этих писем. Но во время ВОВ она никого не удивляла — именно такие письма тогда были самым ценным, что мог принести почтальон, ведь "треугольники" являлись весточкой с фронта от родного человека.
В то тяжёлое для страны время было очень мало бумаги, её не хватало, фронтовые письма летели домой без конвертов и марок. Вот и появились такие треугольнички. Сначала, на одной стороне бумаги писался текст сообщения, а потом листок складывался в треугольник, где на другой стороне писался адрес. Содержание таких писем было в основном стандартным — солдаты писали о своей любви к родным, иногда рисовали рисунки для своих маленьких детей и обещали вернуться домой после войны. В письмах с фронта и из тыла люди обменивались новостями и событиями, которые с ними происходили. Фронтовики, как правило, писали о своем беспокойстве за жизнь родных, о ненависти к врагу, о боях, в которых они участвовали, немного об однополчанах.
В ответ им из дома от жен, подруг, матерей, родных и друзей, оставшихся в тылу, приходили письма с волнением за судьбу фронтовика, люди рассказывали о жизни в тылу – работе, учебе, бомбежках и эвакуации.
Посмотрите, как радовались солдаты письмам.


Дети рассматривают изображения читающих письма солдат.
Воспитатель:
-О чём бы ни были написаны письма в этот трагический период, все они проникнуты верой в Победу.
Почему же письма были в форме треугольника? Ответ очень прост. Треугольник - намного более жёсткая конструкция, чем прямоугольник. Большинство наших современных поделок из бумаги - кораблики, шапки, самолётики - основаны именно на треугольниках, которые более устойчивы. Такова же и причина треугольности фронтовых писем. Благодаря этой форме письма меньше мялись и не раскрывались во время транспортировки. Всего за годы Великой Отечественной войны с фронта и из тыла было разослано и доставлено свыше 10 миллиардов писем. Видите, как много писем было написано. В наше время, во время интернета, телефонов, письма в армию - солдатам, всё равно остаются очень ценными и важными. Добрые слова бойцам очень приятны, им важно знать, что их любят и ждут. Письма дают новые силы бойцам, вдохновляют на новые подвиги.
Ребята, сегодня я предлагаю вам сделать послания для наших односельчан, которые воюют на Украине, защищают наш народ, нашу Родину, выполняют свой воинский долг, рискуя своими жизнями, проявляя героизм и профессионализм. Писать мы ещё не умеем, но мы можем нарисовать рисунки, которые, я уверена, бойцам будут очень приятны, а потом сложим их треугольниками, как делали наши прапрабабушки и прапрадедушки во время Великой Отечественной войны и передадим с волонтёрами.
Но сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Наша армия»

Аты – баты! Аты – баты! (поочередно шагают указательным и средним пальцами то правой, то левой руки)
На парад идут солдаты.
Вот идут танкисты,
потом артиллеристы,
А потом пехота
Рота за ротой. (по очереди соединяем подушечки пальцев, начиная с большого пальца)
Далее педагог объясняет алгоритм действий: нарисовать рисунок восковыми мелками, сложить треугольником, сверху нарисовать триколор, приклеить надпись - «Письмо солдату». Украсить ромашкой – символом семьи и любви.
Рассматривание образца.

Продуктивная деятельность детей.
Рефлексия:
-Кто такие военнослужащие?
-Когда и почему появились письма-треугольники?
-Сколько писем было написано в годы Великой Отечественной войны?
