Олеся Давыдова
Конспект НОД с презентацией «Путешествие на Северный полюс и в тундру»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с презентацией
Интеграция областей: "Познание", "Коммуникация", "Физическая культура", "Социали-зация"
Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера и Тунд-ры. Собрать внимание детей, настроить на предстоящую деятельность, вызвать интерес к теме.
Задачи:
Область "Познание": Закрепление представлений об обитателях северного полюса, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики.
Публикация «Конспект НОД с презентацией „Путешествие на Северный полюс и в тундру“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Тундра. Природная зона
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Область "Коммуникация": Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе Севера.
Область "Физическая культура": Формирование двигательных навыков, развитие мелкой и общей моторики.
Область "Социализация": Способствовать социальному развитию детей.
Словарная работа: Северный полюс, морж, тюлень, белый медведь, северный олень, клыки, опасный, хищный, неповоротливый, лежать, нападать, плыть, полярная станция
наглядный материал:
ХОД НОД
Минутка вхождения в занятие.
Есть у радости подруга, В виде полукруга. На лице она живёт, То куда-то вдруг уйдёт, То внезапно возвратится. Грусть тоска её боится. Что это? (улыбка)
- Подарим, друг другу улыбки
Мотивация.
Звучит музыкальная запись "Вам письмо", появляется слайд с изображением конверта
- Ребята, посмотрите нам пришло письмо. Здесь написано "Детям группы "Буквоежка"", а прислали его с Севера. Хотите узнать что здесь написано? Читаем
"Дорогие ребята, приглашаем вас в путешествие на Северный полюс и в Тундру. Вам предстоит возможность познакомиться с обитателями и жителями этого места. Если хотите побывать там, то немедленно отправляйтесь в путь. "
- Ну, что ребята, отправимся в путешествие? (Да)
– Что бы вам хотелось увидеть на Севере? (Ответы детей)
– Что бы вы хотели узнать нового?
– Ребята, а что бы вы взяли с собой?
– Вы бы вот так отправились в путешествие на Северный полюс, как вы сейчас одеты? (Надо тепло одеться).
– Почему вы решили, что надо тепло одеться? (На Севере очень холодно).
– Как мы определим, в каком направлении Северный полюс? Что нам может помочь? (Надо рассмотреть карту)
– Как вы думаете, почему Северный полюс окрашен в белый цвет? (На Северном полюсе кругом снег и лёд).
– Можно ли Северный полюс назвать ледяной пустыней? (Можно).
– Почему вы так решили? (Потому что там много льда и снега).
– Все ли готовы к путешествию? Нам нужно решить на чем мы будем путешествовать. У нас с вами нет самолета, нет вертолета и поезда нет. На чем мы можем отправится в путешествие (предложения детей) Я предлагаю лететь на волшебном ковре-самолете, полетим на нем? Занимайте места и отправляемся в путь (Музыкальное сопровождение) - Как вы думаете, долго ли нам лететь на ковре-самолёте до Северного полюса? (Быстро)
– Вот мы и подлетаем к Северному полюсу. Что вы видите сверху? (снег, лёд).
– Где же растения? (Их нет, потому что очень холодно).
– Мы пролетаем над океаном. Это Северный Ледовитый океан. Он покрыт льдами, толщина которых равна высоте 3-этажного дома. Здесь всегда холодно: и зимой, и летом. День с ночью не чередуются, как это происходит у нас. Здесь шесть месяцев солнце скрывается за горизонтом, а затем так же долго солнце не сходит с неба.
– Мы снижаемся, приземлились. Не замёрзли, ребята? Давайте разогреемся.
Пальчиковая гимнастика «Зимняя разогревалочка»
Если замерзают руки, Дети медленно растирают одну ладонь о другую.
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке разогреть.
Сначала ладошки, Растирают ладони все быстрее и быстрее.
Совсем как ледышки,
Потом как лягушки,
Потом как подушки,
Но вот понемножку
Согрелись ладошки,
Горят и взаправду,
А не понарошку.
Я горю, как от огня, Вытягивают вперед раскрытые ладони.
Вот, потрогайте меня.
Ой, смотрите, смотрите! Кто это? (Белые медведи).
Чтение стихотворения
Им можно только восхищаться,
Он научился защищаться
От льдов и страшного безмолвья,
Жить у земного изголовья,
У центра полюса бывать,
Ещё и пищу добывать,
Под лёд полярный опускаться,
Свободно жить и размножаться.
– Почему медведь имеет такой окрас шерсти? (Потому что вокруг белым-бело).
– Впадает ли он в спячку? (Ответы детей).
– Медведь не впадает в спячку, потому что ему достаточно пищи круглый год.
– Чем же питается белый медведь? (Рыбой, тюленями, моржами).
– Как же медведю удаётся поймать рыбу или моржа? (Он хорошо умеет плавать).
– Чтоб поймать моржа или тюленя, медведь много времени выжидает, когда морж или тюлень вынырнут на поверхность воды или выйдут на лёд. Зачастую медведь остаётся голодным. Белый медведь очень хороший пловец. Чтобы найти пищу, он может проплыть очень большое расстояние.
– Смотрите, вот на льдину вышел медведь и встряхнулся. От него во все стороны полете-ли брызги воды. А на улице такой сильный мороз! Как вы думаете, что происходит с сырой шерстью на сильном морозе? (Ответы детей).
– Так что, медведь, выйдя из воды, покрывается льдом?
– Хотите это проверить?
Исследовательская деятельность
В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Обратите внимание, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Тряхните рукой, вода осталась на руке. Вытрем руку, чтобы она снова стала сухой. А теперь, давайте протрём руку жиром и снова опустим в воду и вынем.
– Что вы заметили? (Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками).
– Как вы думаете, почему так получилось? (Жир не пропускает воду).
– Тряхните рукой. Капельки легко отлетели.
– Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз? (Шерсть пропитана жиром).
- А теперь мы полетим на самолете.
Речь с движением «Самолет»
Пролетает самолет, Смотрят вверх и водят пальцем.
С ним собрался я в полет.
Правое крыло отвел, Отводят руки попеременно и прослеживают
Посмотрел. взглядом.
Левое крыло отвел,
Поглядел.
Я мотор завожу Вращательные движения перед грудью и
И внимательно гляжу. прослеживают взглядом.
Поднимаюсь ввысь, лечу. Встают на носочки и выполняют
Возвращаться не хочу! летательные движения.
- Смотрите что это там в далеке? (Стадо оленей посется)
-Раз здесь есть олени, значит здесь есть растительность. Что нужно для растений? (Свет, вода, тепло)
-А почему здесь растительность такая скудная, вся прижавшаяся к земле? Я вам объясню, ребята, потому что летом большая часть тундры покрыта болотами. Сейчас мы попробуем в этом разобраться. Проведем эксперимент.
Экспериментальная деятельность
Вот две одинаковые, непрозрачные емкости, наполненные землей. (В одной из емкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность. Детям об этом не известно.) Скажите одинаковы ли эти емкости? Теперь в каждый горшок нальем одинаковое количество воды. Как вы думаете, что должно произойти? (Вода уйдет в землю) В первой емкости вода действительно ушла в землю. Во втором вода осталась на поверхности. Наверно ей что-то помешало просочиться внутрь. Что же? Давайте раскопаем и посмотрим. Так и есть там стекло.
-В Тундре, конечно не стекло мешает просочиться воде внутрь, а вечная мерзлота. Под землей большой слой льда. Как вы думаете какие корни у растений в Тундре? (Короткие) По этому растения здесь низкие.
-Здесь растут ягоды : морошка и брусника. Посмотрите на полянке они перепутались. Вам нужно их рассортировать по разным корзинкам.
- Посмотрите, а здесь еще и люди живут. Как вы думаете чем они могут здесь заниматься? (Оленеводством, рыболовством, охотой).
- Дома они себе делают из оленьих шкур. (просьба повторить нескольких детей слово оленьих) Такой дом называется Яранга или Чум (повторить) В нем тепло доже в самый сильный мороз.
- Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с жителями Тундры, садим-ся в свои самолеты и летим в детский сад.
- Понравилось вам путешествие? А где мы с вами побывали? Что нового и интересного узнали? Я надеюсь, что вы не забудете наше путешествие, давайте свои ощущения и на-строение то путешествия нарисуем.