Лариса Щеголева
Конспект НОД «Пришла весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Весна пришла…»
Цель образовательной деятельности: закрепление знаний детей о сезонных особенностях весны как времени года.
Основная образовательная область: познание.
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
• закрепление знаний о сезонных изменениях в природе.
2. Развивающие задачи:
• упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений;
• развивать умение употреблять существительные и прилагательные женского, мужского и среднего рода;
• упражнять в словообразовании;
Публикация «Конспект НОД „Пришла весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• закреплять умения передавать с помощью интонации различные чувства (радость, огорчение, безразличие).
3. Воспитательные задачи:
• воспитывать бережное отношение к природе;
• прививать любовь к родному краю;
• воспитывать способность радоваться окружающему миру и ценить его, быть добрым и чутким.
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, социализация.
Виды детской деятельности:
• игровая;
• музыкально-художественная;
• чтение художественной литературы;
• коммуникативная;
• двигательная;
• познавательная.
Формы работы с детьми: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Оборудование и материалы: фонограмма с записью пения птиц, фонограмма русской народной песни «Во поле березка стояла…», индивидуальные карточки –рисунки, объединенные темой «Весна», репродукции картин русских художников из серии «Шедевры русской живописи», сборник стихов о весне русских и советских поэтов.
Предварительная работа: чтение и разучивание стихотворений о весне, рассматривание иллюстраций из детских книг, наблюдение на прогулке за птицами и сезонными изменениями в природе, изготовление «Весенней открытки», разучивание основных движений хоровода, разучивание пальчиковой гимнастики «Птицы прилетели.»изготовление подснежников.
Планируемый результат: закрепление элементарных представлений дошкольников о весенних признаках природы.
Ход НОД:
Организационный момент - приглашение детей к непосредственно образовательной деятельности. Демонстрация письма от ЗИМЫ, в котором говорится о том, что ЗИМА спрятала ВЕСНУ в своей лесной избушке. Из-за этого в природе никогда больше не появятся первые признаки весны. На планете отныне будет царствовать только ЗИМА. Воспитатель выясняет, согласны ли дети с предложением ЗИМЫ? Предлагается спасти ВЕСНУ. А для этого необходимо вспомнить и собрать в корзинку весенние признаки.
Пред путешествием задаются вопросы:
• Какие времена года знают дети?
• Что бывает сначала – зима или весна?
• Какие признаки зимы известны детям?
Основная часть.
Задание №1
Перед ребятами репродукция картины Левитана «Март».
Вопросы воспитателя:
• Какое время года изобразил художник? Почему так решили?
• Нравится ли детям картина? Какие чувства вызывает?
• Какая погода изображена на картине?
• Какой снег? Почему? (синонимы: грязный, талый, старый, темный, рыхлый….)
• Какое небо? (синонимы: синее, голубое, яркое, светлое, НОВОЕ СЛОВО: ЛАЗУРНОЕ, прозрачное) Почему? и т. д.
Результатом беседы по картине должен быть сделан детьми вывод, что день весной становится длиннее из-за того, что солнце стало светить по-другому.
Вопрос воспитателя: А как по-другому? (Оно припекает, светит ярче, теплее и т. д.)
РЕЗУЛЬТАТ: 2 карточки с символическим изображение долготы дня и ярким солнцем.
Задание №2 Игра «Солнечный зайчик» – индивидуальная работа.
Дети встают в круг, воспитатель сообщает о том, что в гостях у них сегодня солнечный зайчик. Он очень любит играть с ребятами и предлагает детям с ним поиграть.
Правила игры: Дети стоят по кругу. Солнечный зайчик в руках одного из детей. Как только заиграла музыка, дети передают зайчика друг другу по кругу, как только музыка перестала играть, ребенок, у которого зайчик подбирает слово – антоним к слову воспитателя. (Снег –дождь, солнце –луна, тепло –холодно, ярко-тускло, мокрый –сухой, темно –светло, узкий –широкий, толстый лед - тонкий лед, грязно –чисто и т. д.) Последнее слово/словосочетание называет признак весны: хмурое серое небо (осенью или зимой) – яркое голубое небо (весной). Дети получают картинку – признак весны и кладут в корзинку.
Задание №3 «Весенние слова».
Воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши, если они относятся к весне.
Результат : картинки-признаки – тающий снег, ручьи, сосульки и проталины.
Далее необходимо подвести детей к пониманию того, что из-за яркого солнца появляются проталины, а на проталинах вырастают первые цветы – подснежники, мать – и – мачеха, медуница.
Для этого предлагается погулять по весенней полянке. Три девочки заранее берут картинки с первыми цветами и присаживаются на «полянке». Дети подходят по очереди к цветам. Каждая девочка-цветок читает стихотворение о своем цветке. Стихотворения о подснежнике:
Первым вылез из землицы на проталинке,
Он мороза не боится, хоть и маленький.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
Рассматривание картинки с изображением цветка и беседа:
• Какой подснежник? (красивый, белый, нежный)
• Какие листочки? (зеленые, хрупкие, нежные)
• С чем его можно сравнить? (с белым зайчиком, с нежными мамиными руками и т. д.)
Это маленький нежный, но смелый и гордый цветок! Он не боится холодов, его обдувают холодные ветры, а он прямо стоит на своей тонкой ножке.
Очень важно отметить, что подснежники редкие цветы. Они занесены в КРАСНУЮ книгу, поэтому рвать цветы в лесу не надо. К природе надо относиться очень бережно, с любовью.
Чтение стихотворения воспитанником:
Если ты сорвешь цветок…
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ,
Если Мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья. и кусты,
И не будет красоты.
Знакомство с мать-и-мачехой. Чтение стихотворения:
Огонечки желтые из сухой травы,
Это мать-и-мачехи первые цветы!
Солнышко пригрело и растаял снег,
Желтые цветочки - солнышка привет!
Беседа о цветке.
Знакомство с медуницей. Чтение стихотворение:
Вдоль тропок это волшебство на стебельке одном мигает,
И синий, розовый фонарик и пахнет сладко…пахнет медом,
И запах льется к небосводу,
К ним шмель, пчела уже стремится…
Так пахнет медом медуница!
Беседа:
Воспитатель обращает внимание детей на строки «…и запах льется к небосводу…» Как дети понимают эти слова поэт?
• Как думают дети, нравится аромат медуницы автору?
Воспитатель предлагает детям взять заранее сделанные подснежники, встать в пары и подарить друг другу свой цветок, сказав при этом ласковые слова, так чтобы это звучало душевно, трепетно, нежно, заботливо и с любовью. Такое упражнение вызывает положительные эмоции, располагает детей друг к другу. В результате они получают картинку-признак – подснежник.
Задание №4 «Перелетные птицы». Работа по подгруппам.
Воспитатель обращает внимание ребят на пение птиц. Говорим о том, что весной птицы возвращаются с юга домой. Детям, распределенным по подгруппам, предлагается из множества картинок с птицами, лежащих на трех столах, выбрать перелетных и назвать их, отметить их особенности – сказать какие они. Например, это перелетная птица грач. Он черный с желтыми крапинками.
Результат: Карточка-признак ПЕРЕЛЕТНЫЕ птицы.
Динамичная пауза – пальчиковая гимнастика «Птицы прилетели».
Задание№5 «Березки».
Воспитатель показывает сезонные картинки деревьев в парке.
Вопросы : Чем картинки отличаются? Где изображены весенние деревья? Почему? (На весенних деревьях набухли почки.) Детям демонстрируются веточки в вазах, срезанные две недели назад, и веточки, срезанные утром. Дети отмечают разницу и делают выводы о том, почему почки набухли. Весной в стволах деревьев происходит сокодвижение. Дети делают вывод, что это необходимо для того, чтобы каждая веточка получила питательные вещества и распустила листочки. Знакомство с новым словом – СОКОДВИЖЕНИЕ.
Игра «Подбери признак».
Цель: закреплять умение образовывать имена прилагательные.
Детям показывается дерево. Ребенок должен узнать дерево и сказать, какой сок течет внутри: ель –еловый, сосна –сосновый, береза –березовый …
В конце дети с воспитателем рассматривают собранные картинки-признаки:
Картинки – долгота дня, весеннее небо, яркое солнце, тающий снег, ручей, сосулька, проталина, подснежник, перелетная птица, веточка с почками.
Детям предлагается сделать вывод о признаках весны.
Заключительная часть. В конце – сюрпризный момент – в гости к детям пришла ВЕСНА. Она благодарит за помощь и приглашает ребят в хоровод.
Каждому ребенку дается карточка со схематичным изображением ВЕСЕННИХ признаков. По этой карточке родители дома могут продолжить закреплять знания о весенних признаках.