Гузель Яхина
Конспект НОД. «Познание» (формирование элементарных математических представлений). Тема: «Число 9. Цифра 9».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД.
«Познание» (формирование элементарных математических представлений).
Тема : «Число 9. Цифра 9».
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура;
Интегрированные программные задачи:
Публикация «Конспект НОД, „Познание“ (формирование элементарных математических представлений), Тема: „Число 9, Цифра 9“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 9. Состав числа девять, счёт до девяти
- Темочки
- познакомить с циферблатом часов, сформировать представление о времени, о цифре 9; закрепить счет в пределах 9, состав числа 9, взаимосвязи целого и частей;
- учить самостоятельно складывать фигуру по замыслу или по образцу, используя счетные палочки.
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
- воспитывать в детях чувство взаимопомощи, аккуратность.
Планируемые результаты:
Имеет представление о времени, о цифре 9 и его составе, взаимосвязи целого и частей, умеет считать в пределах 9, самостоятельно складывает фигуру из счетных палочек, откликается на просьбы взрослых и сопереживает персонажам.
Виды детской деятельности: познавательно- исследовательская, игровая коммуникативная.
Материал и оборудование : игрушки- герои мультфильма «Фиксики» Нолик и Симка, будильник, часы, телефон, музыкальная шкатулка, наборное полотно с карточками, рабочие тетради (Раз- ступенька, два- ступенька… Математика для детей 6- 7 лет. Часть 2. Петерсон Л. Г., Холина Н. П., цветные карандаши, счетные палочка, проектор, экран, компьютер, медали.
Предварительная работа : просмотр мультфильма «Фиксики», НОД : знакомство с числом и цифрой 9, закрепление представлений части и целого; беседа с детьми о правилах пользования бытовой техники и о мерах безопасности.
Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатель.
Время проведения: 30минут.
Ход занятия:
I. Орг. момент.
Интригующая ситуация:
Дети и воспитатель находятся в приемной.
Воспитатель:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня нас ожидает необычное занятие.
Фея Математики прислала для вас телеграмму и попросила меня вам помочь:
«Милые друзья, ребята Детского сада №2 «Забава», прошу вас выяснить, почему Дим Димыч опоздал в школу?»
Воспитатель:
- А кто это, ребята, Дим Димыч? ( дети : герой мультфильма «Фиксики»).
А здесь в телеграмме есть продолжение: «чтобы Фиксики попали к нам в группу нужно закрыть глаза и посчитать от 9 до 1, только шепотом».
Звучит музыка WINDOWS. се попадают в дом Дим Димычу.
(Слайд WINDOWS).
II. Закрепление порядкового счета до 9.
1) Знакомство с циферблатом часов.
Воспитатель:
-Вот мы и попали в дом Дим Димыча.
Звучит музыка и видео «Фиксики» (слайд, все садятся на свои места. Появляются герои Симка и Нолик.
Воспитатель (обращаясь к героям) :
- Мы получили телеграмму от Феи Математики. Что же у вас случилось? Почему Дим Димыч опоздал в школу?
Нолик:
- Вся техника, по непонятной причине, вышла из строя! Мы с Симкой в растерянности! Мы просим вас помочь нам!
Воспитатель:
-Поможем, ребята? ( дети: поможем). А что у вас сломалось?
Нолик:
- Чтобы узнать, загадки надо разгадать!
Я напрасно не стучу,
Когда надо, разбужу. (будильник)
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам —
Скажешь здесь, а слышно там. (телефон)
Вот ларец перед тобой,
А откроешь, музыка в нем! (музыкальная шкатулка)
а) Знакомство с циферблатом часов.
Симка: Во- первых, не прозвенел будильник! И проснулся он не вовремя! (плачет).
Воспитатель:
- Ну не плачь Симка, мы разберемся с вашей проблемой.
В руках воспитателя часы.
- Это циферблат часов, циферблат от слова цифра. Посмотрите, здесь цифры, а что они означают? Дети, а вы знаете для чего нужны часы? (ответы детей).
Воспитатель:
- Правильно, часы показывают время. Что показывает большая стрелка часов?
(Б. - минуты, а что маленькая? (М. - часы). Здесь совсем тоненькая бегущая стрелка, что она показывает?
- Нам необходимы часы, чтобы определять время суток.
-Что такое время суток? Какое сейчас время суток?
-Что вы делаете в каждое время суток? (слайд в помощь детям- «Режим дошкольника»).
Утром-?
Днем-?
Вечером-?
Ночью-?
-Посмотрите, перед вами будильник Дим Димыча. Почему он не работает?
Симка:
- Чтобы будильник заработал вам необходимо выполнить задание!
Воспитатель:
- Открыли тетради упр. 1 стр. 40. Рассмотрите циферблаты часов на рисунке. Соедините «волшебной ниточкой» циферблат часов с соответствующей цифрой в кружочке. На первом рисунке показано время 3 часа, поэтому ниточка проведена к цифре 3.
Демонстрационный материал :
Выполняют у доски 3 ребенка по очереди.
Проверить у детей правильность выполнения задания (напомнить об осанке, правильном держании шариковой ручки/ карандаша). Попросить сравнить с работой у доски.
Воспитатель:
- Молодцы! Все справились!
Слайд будильник.
Звенит будильник.
Симка:
- Ура! Заработал! Теперь Дим Димыч не проспит! Каждый раз как- только Дим Димыч просыпается он делает зарядку!
Воспитатель:
- Давайте и мы сделаем!
III. Физкультминутка.
Мы выполним физкультминутку под забавную «фиксипелку» «Часики» (Комментировать движения).
IV.
1)
Нолик:
- А когда Дим Димыч проспал он решил позвонить учителю, чтобы предупредить его,
но в телефоне стерлись некоторые цифры.
Воспитатель:
- Ну мы вам и в этом поможем!
- А вы, ребята, считать умеете? ( дети: да)
Тогда выстройте числовой ряд у себя за столом.
Один ребенок выполняет у доски, он же считает (счет порядковый и обратный) на наборном полотне.
Проверяем числовой ряд у детей, выполненный за столами, просим сравнить свою работу с работой у доски.
- Назови соседей числа 5 ( дети: 4 и 6). Какое число меньше 5, на сколько меньше?
Какое число больше 5, на сколько больше? (3, 8).
Молодцы!
Нолик:
- Чтобы отремонтировать телефон вам необходимо выполнить упражнение 2, стр. 40.
В цепочках потерялись цифры- их надо восстановить.
Второй от бантика кружочек с цифрой 2, пятый- с цифрой 5, шестой- 6, значит, все кружочки надо нумеровать по порядку, начиная от начала: 1, 2, 3, 4 ,5, 6, 7 ,8 ,9.
Дети самостоятельно выполняют задание в тетрадях.
Проверяется правильное написание цифр, правильное держание ручки, аккуратность. Контролируем осанку.
Слайд с ответами. Просим сравнить свою работу со слайдом.
Телефон зазвонил. Слайд с картинкой «телефон».
Нолик:
-Ура! Вы справились!
Воспитатель:
- Молодцы, ребята!
2)
Симка:
- Дим Димыч очень любознательный ребенок, он все хочет знать! Недавно он нашел замечательную шкатулку, но никак не может ее открыть!
Нолик:
- Чтобы шкатулка открылась нужно узнать код!
Воспитатель:
- Для этого нам необходимо выполнить упражнение 3 на странице 40. Рассмотрите внимательно первую картинку : на ней круги двух цветов.
-Какое общее количество кругов? (9).
9- целое
-На какие части можно их разделить? (1 синий и 8 красных).
- Что означает цифра 1? (синий круг). Значит в пустую клетку вписываем цифру 8- это количество красных кругов. То есть, все известные цифры- это синие круги, одна часть, а другая часть обозначена красными кругами.
- Какого цвета должны быть круги на остальных картинках?
По одному дети составляют примеры у доски, используя демонстрационный материал цифры.
Демонстрационный материал :
Проверяем правильность выполнения по слайду.
Обобщение:
Из каких пар чисел можно составить число 9?
Дети называют все возможные варианты. В случае затруднения пользуются примерами на доске
Воспитатель:
- Молодцы! Мы с вами разгадали код 9 9 9 9.
Симка:
- Вот это да! Что же там?
3) Шкатулка открывается, там счетные палочки и задание.
Воспитатель:
-Посчитайте сколько у вас счетных палочек. Попробуйте всего лишь из 9- ти палочек сконструировать по замыслу.
А кто затрудняется, обратите внимание на экран, эти рисунки вам помогут!
-Молодцы! Как здорово у вас получилось, какая фантазия! Замечательно!
Симка и Нолик:
- Спасибо, ребята! Вы такие молодцы! По возвращению в группу вас ждет сюрприз от нас! До новых встреч!
Воспитатель:
- Спасибо вам, Фиксики! Приходите вновь! Ребята, попрощайтесь с Фиксиками.
4)
Воспитатель :
- Нам пора возвращаться в группу.
Дети вместе с воспитателем перемещаются на ковер, становятся в круг.
Закройте глаза и шепотом посчитайте от 1 до 9.
Звучит музыка WINDOWS загрузка.
Воспитатель:
- Вот мы и вернулись в группу.
V. Итог:
- Кому мы сегодня помогали?
- Что делали, чтобы помочь?
- Вспомните о каком числе мы с вами говорили?
- Чему вы научились на занятии?
- Что вам понравилось на занятии? Что вызвало затруднения?
Раздача медалей от Фиксиков.
- Все молодцы, отлично поработали!