Олеся Аксеновская
Использование метода моделирования при обучении детей рассказыванию. НОД по развитию речи в средней группе «Сказочный герой»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное обеспечение
-закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования,
- развивать воображение, мышление,
-учить детей отвечать распространенным предложением,
-развивать интонационную выразительность речи,
-развивать творческие способности детей,
-воспитывать любовь к сказкам, умение сопереживать персонажам произведения.
Оборудование и материалы: фланелеграф, вырезные карточки с кружочками, загадка-модель.
Публикация «Использование метода моделирования при обучении детей рассказыванию, НОД по развитию речи в средней группе „Сказочный герой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Ход совместной деятельности:
1. Организационный момент: Дети сидят полукругом на стульчиках. Перед ними висит плакат следующего содержания:знак вопроса в кружке и от него отходят лучиками иллюстрации из трех сказок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, мне загадали загадку, которую я не могу отгадать. Вы мне поможете? На этом рисунке под знаком вопросика спрятался герой очень многих сказок. Он встречается во всех этих трех сказках и мы сегодня постараемся угадать, кто же это такой.
Посмотрите на первый рисунок, какая это сказка?
Дети: Это репка
Воспитатель: Правильно, ребята! А какие герои нам встречаются в «Репке»?
Дети: Дедушка, бабушка, внучка, Жучка, кот и мышка.
Воспитатель: Правильно! А что за сказка изображена на этом рисунке? Что это за домик?
Дети: Теремок!
Воспитатель: Правильно! А какие герои встречаются в этой сказке?
Дети: Муха, комар, мышка, лягушка, лиса, заяц и медведь.
Воспитатель: Молодцы! Вы всех героев назвали! И третья сказка на этом рисунке. Кто догадался, что это за птица?
Дети: Курочка.
Воспитатель: Я согласна. Какую сказку мы знаем про Курочку?
Дети: Курочка Ряба
Воспитатель: Кто помнит героев этой сказки, их там совсем немного.
Дети: Курочка Ряба, дед, баба и мышка.
Воспитатель: Молодцы. Какая у вас хорошая память! Вы так хорошо знаете эти сказки и их героев. А какое животное встречается во всех этих трех сказках?
Дети: Это мышка!
Воспитатель: Конечно, а точнее, мышонок. Давайте откроем кружок и убедимся. (открываем модель с изображением мышонка).А это точно мышонок? Как вы догадались?
Дети: Он серый, маленький, он любит сыр, у него тоненький хвостик.
Воспитатель: Правильно.
Дети и воспитатель рассматривают мышонка.
Воспитатель: Ребята, наш мышонок почему-то дрожит, как- будто, он чего-то испугался. Что случилось, мышонок?.
Ребята, он шепчет мне на ушко, что он только что сбежал от кошки из одной какой-то сказки. Кстати, а ведь мы недавно читали одну сказку про мышонка, кто помнит ее название?
Дети: «Глупый мышонок».
Воспитатель: Правильно. Ребята, а давайте поиграем с мышонком и поможем ему. Но, как мы помним, в этой сказке много персонажей, а у нас только один – Мышонок. Надо сделать и других героев.
На столе выложены бумажные карточки с кружками разной величины и разного цвета. 8 штук.
Воспитатель: Ксюша, скажи, кто появляется первым в сказке?
Ребенок: Мышка – мать.
-Правильно, мышка- мать. Аня, какой мы выберем кружок, большой, маленький или средний?
Ребенок: Средний.
Воспитатель: Почему средний?
Ребенок: Потому что на маленьком кружочке у нас изображен мышонок, он меньше мышки-мамы.
Воспитатель: Согласна. А какого цвета мы выберем кружок?
Ребенок: Тоже, серого
Воспитатель: Конечно. (выставляю карточку с кружком на фланелеграф). А что отличает мышку от других животных?
Дети: Длинный хвостик и тонкая мордочка
Воспитатель: А что мышки любят поесть?
Дети: Сыр, зернышки.
Воспитатель: Молодцы, давайте я дорисую. (дорисовываю маркером, получается следующий герой)
Воспитатель: Какой следующий герой приходит в сказке?
Дети: Жаба
Воспитатель: Верно. Кружок какого цвета мы выберем для этого героя?
Дети: Зеленый кружок.
Воспитатель: Зеленый кружок большой или средний?
Дети: Средний. Это взрослая жаба.
Воспитатель: А что отличает жабу от других?
Дети: Большой рот.
Воспитатель: Правильно, давайте дорисуем нашей жабе глаза и широкий рот. (дорисовываем маркером и получается следующая модель).
Воспитатель: Кто потом пришел к мышонку?
Дети: Лошадь.
Воспитатель: Верно. Какого цвета и размера мы выберем кружок для этого животного?
Дети: Коричневый большой кружок.
Воспитатель: Молодцы, а что мне дорисовать, чтобы нам было понятно, что это лошадь?
Дети: Гриву, хвост.
Воспитатель: Конечно, нарисуем ей красивую гриву и густой хвост. (дорисовываю маркером и получается следующая модель)
Воспитатель: Какой следующий герой пришел к мышонку?
Дети: Свинья.
Воспитатель: Верно. Какого размера и какого цвета возьмем кружок?
Дети: Большой розовый кружок.
Воспитатель: Не могу не согласиться. По какой части тела мы можем сразу угадать свинью?
Дети: По пятачку, по хвостику крючком.
Воспитатель: Верно. Я рисую свинье пятачок и хвост крючком. (дорисовываю маркером и получается следующая модель)
Все остальные модели героев-животных составляются и рисуются по аналогии.
утка курица щука кошка
Воспитатель: Ребята, я вижу, вы немного устали. Предлагаю Вам немного отдохнуть.
Физкультминутка
Дети встают полукругом. Воспитатель произносит вслух слова, дети следуют тексту, выполняя следующие движения:
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).
Инсценировка сказки:
Воспитатель: Вот мы немного отдохнули. А теперь, ребятки, давайте превратимся в героев сказки. И сейчас проиграем ее.
Дети выбирают персонажи. Воспитатель читает текст автора. Дети проговаривают слова персонажей. Если у детей возникли сложности, то воспитатель помогает.
На момент игры, когда должна прийти кошка, воспитатель говорит следующее:
Ребята, а для того, чтобы кошка не съела нашего мышонка, давайте подарим ей любимое лакомство.
Дети: Давайте.
Воспитатель выкладывает на фланелеграф 3 кружочка с нарисованной едой:
- конфета
- сосиска
- виноград
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что выберет наша кошка?
Дети: Сосиску
Воспитатель: Конечно, вы правы. А почему она выберет сосиску?
Дети: Потому что кошки не едят сладкое и фрукты.
Воспитатель: Молодцы!
Подведение итогов.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а вам понравилась сказка?
Дети: Да.
Воспитатель: А о чем рассказывает эта сказка? (что не надо делать? как надо себя вести)
Ребенок 1: О том, чтобы мы всегда слушались маму.
Ребенок 2: Чтобы мы не капризничали.
Ребенок 3: О том, что некрасиво быть грубым, невежливым.
Воспитатель: Правильно. Надо любить свою мамочку. Маму не заменит никто. А этот Мышонок пусть останется и поживет пока у нас в группе. Мы за ним будем ухаживать и заботиться о нем.