Ольга Лескина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Весна шагает по дворам»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: коммуникация, физическая культура, социализация.
Программное содержание.
Грамматический строй речи.
Развивать представление о предложении. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, используя языковые средства для соединения их частей (когда, потому что, если).
Упражнять детей в согласовании прилагательного и существительного в роде, числе.
Развивать умение образовывать однокоренные слова.
Связная речь.
Продолжать учить составлять небольшие рассказы.
Воспитывать внимание, желание выполнять задания воспитателя.
Материал.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Весна шагает по дворам“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Зрительный ряд – картинки с изображением весны.
Набор картинок (солнце, дождь, туча, весна)
Зрительный ряд – картинки с изображением весны.
Стулья стоят полукругом. Дети стоят возле воспитателя.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Упражнение «Скажи правильно».
- Сядет тот, кто данное слово скажет со словом «весенний».
Например, погода весенняя (воспитатель выделяет голосом окончание слова «весенняя»).
- Скажите слово гроза со словом весенний (гроза весенняя).
Воспитатель поочередно называет слова: дождь, день, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы, одежда и другие.
Дети, выполнившие задание, садятся на стулья.
2. Основная часть.
1) Упражнение «Закончи предложение».
- Сегодня мы будем продолжать учиться составлять предложения.
- Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов).
- Сейчас мы будем составлять предложения с помощью слов: почему, если, когда.
Воспитатель использует картинки с изображением весны, дождя, тучи, солнца.
- Я буду начинать предложение, вы заканчивать. Например,
Птицы радостно поют,
(воспитатель показывает картинку с изображением солнца)
(потому что ярко светит солнце).
- Прилетели грачи, (картинка весны)
(потому что наступила весна).
- Звонко звенит капель, (картинка солнца)
(потому что солнце припекает).
- А теперь самостоятельно придумайте предложение со словом
«потому что».
Дети составляют предложения. Воспитатель помогает правильно использовать нужное слово.
Сейчас будем составлять предложение со словом «если».
- Дети берут на прогулку зонтики, (картинка дождя)
если идет дождь.
- Погода солнечная, (картинка солнца)
(если на небе солнце).
- Мы ждем дождя, (картинка тучи)
(если на небе тучи).
- Придумайте самостоятельно предложения со словом «если».
Давайте попробуем составить предложения со словом «когда».
- Солнце сильно припекает (картинка весны)
когда наступает весна.
- Дети играют в беседке, (картинка дождя)
(когда идет дождь).
- На деревьях и кустах набухают почки, (картинка весны)
(когда приходит весна.)
- Побежали ручейки, (картинка солнца)
(когда солнце сильно припекает.)
- Придумайте самостоятельно предложения со словом «когда».
Во время выполнения упражнения воспитатель следит, чтобы дети называли предложение целиком.
2) Физкультминутка.
Если речка голубая Руки через стороны вверх
Пробудилась ото сна Потянулись
И бежит в полях, сверкая Прыжки на месте
Значит, к нам пришла весна Хлопки в ладоши
Если снег везде растаял, Приседание
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая - Хлопки в ладоши
Значит, к нам пришла весна.
Если солнце разрумянит Наклоны головы
Наши щеки докрасна, к правому-левому плечу
Нам еще приятней станет - Прыжки на месте
Значит, к нам пришла весна.
3) Игра «Найди лишнее слово».
- Сейчас я назову слова, а вы найдите лишнее слово.
- Весна, веснянка, веснушка, весенний, ветерок (ветерок)
- Почему вы так думаете?
(У слов весна, веснянка, веснушка, весенний есть общая часть весна,
а у слова ветерок ее нет)
- Придумайте родственные слова к слову «ветерок».
(ветер, ветреный, ветрогон и др.)
- Назовите лишнее слово.
Ветер, веселый, ветерок, ветрогон (веселый)
- Почему вы так думаете? (общая часть ветер)
- Придумайте родственные слова к слову «веселый».
(веселый, веселье, весельчак, весело)
- Назовите лишнее слово.
Лист, листок, листва, лиственный, лес (лес).
- Как вы догадались? (общая часть лист)
- Назовите родственные слова к слову «лес».
(Лес, лесной, лесник, лесовик)
4)Составление рассказа о весне.
- Ребята, на занятии мы много говорили о весне. На прогулках наблюдали за изменениями в природе, происходящими весной. Утром рассматривали картинки с изображением весны.
- Придумайте небольшой рассказ о весне, ручейке, весеннем ветре. Постарайтесь сказать о весне так, чтобы всем было понятно, что вас это радует.
(Наступила весна. Солнце светит ярко. Дружно начал таять снег. Появились лужи и проталинки. Побежали ручейки. Теплый ветерок подгоняет кораблики. На деревьях и кустах набухают почки. Птицы весело щебечут. В лесу расцвели подснежники.)
3. Итог занятия.