Валентина Лукьянова
Конспект НОД по развитию математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в осенний лес»
Вид НОД: интегрированое Образовательные задачи: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Закреплять знания детей о повадках диких животных. Упражнять навыки прямого и обратного счёта до 10 и знание натурального ряда чисел. Формировать навыки прибавления и вычитания единицы. Упражнять в применения навыков измерения длины с помощью мерки. Развивающие задачи : Развивать внимание и память. Формировать навыки ориентирования на листе бумаги. Развивать творческое мышление и быстроту реакции. Воспитательные задачи: Воспитывать навыки самоконтроля. Воспитывать устойчивый интерес к окружающему миру. Материал : наборы картинок по теме» Осень», предметные карточки по теме : «Дикие животные», игрушка Лесовичок и конверт с письмом от Лесовичка, карта для путешествия по лесу, наборы геометрических фигур, листы белой бумаги, наборы цифр и карточек с числами, математические картинки. Ход: 1часть. Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что происходит в лесу когда наступает осенняя пора, какие изменения происходят в растительном и животном мире. Сейчас мы отправимся в осенний лес в гости к Лесовичку. Он прислал в наш детский сад письмо. Давайте мы его прочитаем. Послушайте внимательно. «Дорогие, ребята! Пишет вам маленький Лесовичок. Я живу в лесу и слежу за порядком в нём. Если вам интересно, как живёт большой лес, какие интересные происшествия здесь бывают. Приходите ко мне в гости. Дорога в мой лес несложная. Посылаю вам план, как добраться до моей лесной полянки, и подсказки, они помогут вам ориентироваться в путешествии. Я вас очень жду. До скорой встречи!» Воспитатель: Дети, вы хотите отправиться в гости к Лесовичку? Хорошо, тогда давайте внимательно рассмотрим план, который нам прислал Лесовичок. Нам необходимо его запомнить. Лесовичок объясняет нам дорогу к своему дому: «Вы выезжаете из города с большими домами, проезжаете мимо синего озера, мимо овальной клумбы с синими астрами, мимо жёлтой булочной, мимо прямоугольного поля скошенной пшеницы. Лесную опушку вы узнаете по трём ёлочкам, жёлтому клёну и красной рябинке». Дети внимательно рассматривают картинку-план, а через некоторое время воспитатель предлагает восстановить план по памяти на листах белой бумаги с помощью набора геометрических фигур, которые есть у каждого ребёнка. Воспитатель: Вот мы и добрались до лесной опушки. Посмотрите какой красивый осенний лес! (воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением осеннего леса) Воспитатель: - Какую одежду мы надеваем для прогулки в лес? - Как нужно ходить по лесу? - Почему опасно сходить с протоптанных лесных тропинок? – Можно ли рвать, а тем более пробовать на вкус незнакомые растения? Воспитатель: Лесовичок нарисовал для нас карту и дал нам вот подсказки. Для работы с планом нам понадобятся карточки с числами от 1 до 10. Разложите числа в ряд в порядке возрастания от 1 до 10. (Начинается работа с картой, всё дублируется на доске. ( Расставляются различные запрещающие знаки: «Осторожно болото!», «Внимание, муравьи!»). После выполнения работы проверяется правильность выполнения задания. Воспитатель: Воспитатель: Дети, наш Лесовичок очень любит играть в игру «Перепутанные цифры». Давайте вспомним правила игры. На доске размещены все цифры по порядку. Как только мы с вами на минутку отвернёмся, как цифры затеют с нами игру в перебежки и поменяются местами. Наша задача состоит в том, чтобы каждая цифра встала на своё место. Зажмурьте глаза. Раз, два, три, а теперь смотри! Какие цифры поменялись местами? Кто из вас правильно поставит их на место? (игра проводится несколько раз, постепенно усложняясь, то есть сначала меняются две цифры, затем три и четыре цифры). После окончания игры предложить детям ещё раз проверить правильность расположения чисел в натуральном ряду, а заодно пересчитать их как в прямом так и обратном порядке. Воспитатель: Мы с вами немного увлеклись и заигрались, а нас ведь ждут карта Лесовичка и подсказки. Нам нужно добраться до реки. Посмотрите, сколько много здесь разных деревьев. Давайте попробуем изобразить их. Физкультминутка: «Осень» (по стихотворению М. Садовского). Берёзы косы расплели (наклоны головы к плечам, спина прямая, ноги на ширине плеч) Руками клёны хлопали (руки в стороны до уровня плеч, опускаем, хлопаем по коленам). Ветра холодные пришли, (махи руками над головой, показывать качающее дерево). И тополи затопали (движения рук и топание ног). Поникли ивы у пруда (наклон вперёд, руки касаются пола). Осины задрожали (потрясти кистями). Дубы, огромные всегда, (потянулись вверх, встали на цыпочки). Как будто меньше стали (присели на носочках, подняв пятки, колени вместе). Всё присмирело (в приседе округлить спину, пригнуть голову к коленям Съёжилось руками обхватить колени). Лишь ёлочка пригожая (выпрямиться, выполнить упражнение для позвоночника, К зиме похорошела совершать вращение туловища вокруг вертикальной оси). А теперь познакомимся с подсказками, которые прислал нам Лесовичок: 1. «От лесной опушке идите по той тропинке, длина которой 5 метров». Давайте с вами решим примеры, которые записаны на карте. Посмотрите внимательно на доску. Вот первый пример: 2+1. Поднимите карточку с правильным ответом. Подходит нам эта дорожка? Следующий пример 4+1. Поднимите карточку с правильным ответом. По какой же дорожке мы пойдём – по правой или по левой? (по левой). Тогда мы пойдём к клёну с красными листьями. Посмотрите, что было бы, если бы мы отправились к берё зке: мы попали бы в болото. 2. От клёна ведут две дорожки – к ели и к сосне. Найдё м расстояния до них: 5-1=4; 3-1=2. Лесовичок пишет, что «длина дорожки, которую вы должны выбрать, меньше 5, но больше 3». Что это за число? Правильно, 4. Идём (воспитатель ждёт ответа детей… к сосёнке. 3. От сосны тоже ведут две дорожки – к жёлтой липе и красной осинке. Найдё м расстояние и до них: 5+1=6, 7+1=8. А Лесовичок нам говорит, что «длина дорожки – число, которое в натуральном ряду следует за числом 7». Значит мы с вами попадаем к липе. И очень хорошо, что не выбрали дорогу к осине. Под корнями осины медведь сооружает себе берлогу. А встречаться с косолапым всё-таки страшновато. Зачем его зря тревожить? 4. От липы с золотыми листочками одна лесная тропинка ведёт к речной переправе, а другая – к рябинке. Давайте решим примеры: 7-1=6, 6-1=5. Нам нужна тропинка, «длина которой равна числу, предшествующему числу 6».Значит, мы пойдём к рябинке. Интересно, а почему же Лесовичок не советует нам прямиком пройти к реке? Оказывается, в этом месте нет переправы, через реку – берега здесь крутые, и глубина большая. А от рябинки тропинка приводит нас к мостику (мостик «устанавливается» на карту). Воспитатель: Мост немного разрушился. Нужно его починить. Я всем вам раздала рисунки моста, посмотрите и определите, какие есть разрушения. Из геометрических фигур составьте заплатки для починки нашего моста (дети выполняют задание индивидуально, потом проверяется выполненная работа). Воспитатель: Мы теперь оказались на полянке. Посмотрите, здесь стоят домики. Слева от моста, у самой реки мы видим первый домик. Он расположен под корнями упавшего дерева. В нём живёт зверь, которого в народе называют «хозяином» : «Он в берлоге спит зимой, под большущею сосной, а когда придёт весна, пробуждается от сна». Воспитатель: Кто это? Правильно, медведь. Как раз осенью он и начинает готовить себе берлогу для зимней спячки. А в крайнем домике с левой стороны полянки живё т: «Прыг-скок, прыг-скок, длинноушка-серый бок». – Правильно, это заяц. Кто покажет домик зайца? Действительно, в домике прячется зайчик. Осенью зайчик меняет свою шубу. Шубка становится густой и тёплой. Сначала белеют бока, потом спинка и брюшко. – Рядом с домиком зайца, слева от дуба, поселился «мешок с иголками» - так в шутку называют? (ёж). Воспитатель: Как ежик готовится к зиме? (ёжик всю зиму спит в своей норке, он утепляет свою норку и отъедается на зиму). – А справа от дуба живёт… Хитрая плутовка, рыжая головка; хвост пушистый – краса, а зовут её – лиса. Если бы рядом с нами оказался наш друг Лесовичок, то он бы рассказал о лисьих повадках. Давайте попробуем его отыскать. Где же его домик? Давайте вспомним содержание письма: «Мой домик находится слева от домика медведя и справа от домика зайца. Перед домом дуб, за домом река». – Кто нам покажет домик Лесовичка? (ребёнок показывает на карте в указанном домике и достаёт игрушку – Лесовичка. Лесовичок: Здравствйте, дорогие ребята, я очень рад вас видеть в своём лесу. Я расскажу вам про своих соседей – лесных зверятах. Кто из вас хочет помочь мне рассказать? (по желанию дети высказываются). - Лесовичок рассказывает: лисичка отращивает себе более густую и тёплую шёрстку, чем та, что была у неё летом. Даже на подошвах лапок у неё отрастает шерсть. Будет лисичка бегать по снегу как в валенках. А вот припасов лиса никаких не делает. Она охотится круглый год. – За дубом стоит домик пушистого зверька – барсука. Его домик – нора. Она большая, просторная, с тайными ходами. Любит барсук чистоту, в норке у него порядок. Барсук свою перинку из травы и сухих листьев частенько выносит из норы – проветрить. Он зимой тоже спать ложится. - Справа от барсука вырыл нору другой лесной хищник, которого называют ещё «санитаром леса». Догадались, о ком я сейчас вам буду рассказывать? - Дети: волк Лесовичок: Правильно. Волк к зиме отращивает себе густую шерсть, такую тёплую, что может даже спать на снегу и ему не холодно. А в последнем домике живёт моя подружка, непоседа, хлопотушка, маленькая, серенькая белочка. К зиме белочка меняет шубку и становится серой, чтобы быть незаметной среди деревьев и веток. А вы что знаете о белочке ( по желанию дети рассказывают Лесовичок: Рассказы вы мои послушали, а я ваши. А теперь послушайте загадку. Моя загадка находится вот на этом рисунке. Если вы правильно раскрасите его, то узнаете, кто был у меня в гостях и принёс мне новость о том, что осень золотая с нами скоро попрощается. Начнутся дожди, а там и снег выпадет. Всё в природе идёт своим чередом. Для картинки раскрасьте кружки-подсказки. Круг с цифрой 1 – оставьте белым, круг с цифрой 2 – зелёным, круг с цифрой 4 – чёрным, круг с цифрой 5 – красным, круг с цифрой 6 – коричневым. Круг с цифрой 7 – жёлтым.
Публикация «Конспект НОД по развитию математических представлений в подготовительной группе „Путешествие в лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Итог. Лесовичок: Молодцы, дети. Про ваше путешествие скажу вот что : по лесу вы шли осторожно. Тихо, не нарушали покой леса. А вот дорогу к лесу не сразу запомнили. По карте прошли правильно, правильно решали примеры. Мне понравилось, как вы ловко починили мостик потому, что были очень дружными и ловкими, помогали друг другу. А сейчас я с вами попрощаюсь. Приходите ко мне в гости зимой, и мы с вами погуляем по зимнему лес.