Наталья Денисова
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Матрёшка — чудное создание»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие: Познавательное
Тема занятия: Матрешка – чудное создание.
Цель: помочь воспитанникам в игровой ситуации овладеть соответствующими материалами занятия
Задачи:
- познакомить детей с историей создания матрешки.
- развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству, способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
- воспитывать у детей интерес к народной игрушке.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „Матрёшка — чудное создание“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Оборудование: посылка, письмо, матрешки, деревянные заготовки матрешек для росписи, краски акриловые, кисточки.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание физкультминутки "Нарядные Матрешки".
Организационный момент.
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
- подготовиться к совместной познавательной
деятельности на занятии;
Цель, которую воспитатель хочет достигнуть на данном этапе:
- создать ситуацию готовности детей к сотрудничеству;
- способствовать подготовке детей к продуктивной деятельности на занятии.
Задачи:
- обеспечить доброжелательную обстановку для продуктивной деятельности на занятии;
- создать положительный эмоциональный настрой;
- создать мотивационную ситуацию для постановки цели занятия.
Дети входят в зал.
Воспитатель: Хороший сегодня день. Я рада видеть вас, наших гостей, которых мы поприветствуем. А день сегодня не просто хороший, он удивительный, как удивителен каждый новый день, ведь он несёт много открытий и приключений.
Для начала встанем в круг, слева друг и справа друг.
Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
Мы готовы поиграть, можно встречу начинать!
Повторение изученного материала.
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
- включиться в познавательную деятельность, через игровую ситуацию.
Цель, которую воспитатель хочет достигнуть на данном этапе:
- актуализация субъективного опыта детей;
Задачи:
- создать условия для уточнения знаний о внешнем виде матрешки и материале, из которого она изготовлена;
- поощрять проявления речевой активности детей при обследовании игрушки
- воспитывать у детей позитивное отношение к окружающему миру.
Методы организации – словесные, ситуативно-наглядные, практические.
Методы стимулирования – создание ситуации успеха, создание ситуации помощи воспитателя.
Методы оценивания – оценка воспитателя.
Воспитатель: Ой, Ребята, вы представляете, сегодня утром в наш детский сад пришла посылка, которая адресована нам. (Слайд 2) Вам интересно от кого она? Чтобы нам все стало понятно, давайте посмотрим, что в ней. (В коробке письмо и игрушка матрешка).
Воспитатель: Ребята, смотрите, здесь письмо давайте прочитаем.
Письмо
«Здравствуйте ребята!
Пишет вам Маша из мультфильма «Маша и медведь». Мне на День рождения Мишка подарил Матрешку, а что с ней делать я не знаю. Но мне очень хочется узнать для чего она и откуда. Расскажите мне, пожалуйста, про матрешку. Мне очень-очень интересно.
С уважением, Маша» (Слайд 3)
Воспитатель: Ну что ребята поможем Маше? Расскажем ей о матрешке?
Дети: да
Воспитатель: А что же еще в посылке посмотрите, ребята.
Дети: Матрешка.
Воспитатель: Конечно ребята - это русская Матрёшка! (достает из коробки игрушку матрешку).
Ребята, давайте ее рассмотрим поближе. Скажите, а какая матрешка? Похвалите её.
Дети: красочная, яркая, интересная, румяная, праздничная, нарядная, (варианты ответов).
Воспитатель: Во что одета матрешка?
Дети: платок, кофту, сарафан, фартук. (Подробнее рассмотреть одежду, как украшена)
Воспитатель: А кто догадался, из какого материала делают матрешку?
Дети: из дерева.
Воспитатель: Значит она, какая?
Дети: деревянная.
Воспитатель: Ребята, Маша не знает, что делать с матрешкой, а вы как думаете, для чего нужна матрешка?
Дети: С матрешкой можно поиграть, это куколка.
Воспитатель: Правильно, ребята, матрешка это куколка и с ней можно играть, об этом мы обязательно напишем Маше.
А пока давайте, и мы поиграем в игру «Подбери одежду для матрешки» (слайд 4)
(На листе бумаги матрешка и предметы одежды.)
Задание: Соединить с матрешкой, те предметы одежды, в которые она одета.
Изучение учебного материала
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
- понять практическую значимость изучаемого материала;
Цель, которую воспитатель хочет достичь на данном этапе:
- обеспечить восприятие и запоминание изучаемого материала;
Задачи:
- обеспечение восприятия и осмысления новых знаний;
- познакомить детей с историей создания матрешки;
- поощрять проявления речевой активности детей при обследовании;
- воспитывать желание познавать новое.
Методы организации – словесные, ситуативно-наглядные, ИКТ.
Методы стимулирования – одобрение, создание ситуации успеха.
Методы оценивания – ситуативная обстановка, оценка своей деятельности.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как появилась матрешка? Кто ее придумал и сделал?
Дети: нет
Воспитатель: Хотите узнать? Тогда проходите в наш импровизированный кинотеатр, садитесь удобнее, я расскажу и покажу вам историю появления матрёшки.
(Показ презентации)
Воспитатель: (Слайд 5) Ребята, а вы знаете, веселая игрушка – расписная матрешка – родилась более 100 лет тому назад. Однажды купчиха А. Мамонтова привезла из заморской страны Японии интересную японскую игрушку. (Слайд 6) Она была выполнена очень необычно и представляла собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – добродушного, лысого старичка.
Русскому мастеру, Василиию Звездочкину токарю по дереву, очень понравилась эта игрушка, и ему захотелось сделать свою игрушку. И он выточил из дерева первую русскую матрешку, (Слайд 7) фигурки также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин ее расписал. (Слайд 8)
Вот так и появилась на свет деревянная фигурка девочки с петухом в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!», так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой.
Воспитатель: Вам понравилась эта история?
Дети: да
Воспитатель: Ребята, теперь мы сможем, рассказать Маше и о том, как появилась матрешка.
- Ребята, вы очень внимательно слушали и, наверное, много нового узнали о матрешке. А теперь давайте с вами превратимся в матрешек и немного поиграем.
Физкультминутка "Нарядные Матрешки"
Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопают в ладоши).
На ногах сапожки, (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) топают матрешки (топают ногами).
Влево, вправо наклонись (наклоны телом влево – вправо,
Всем знакомым поклонись (наклоны головой влево - вправо).
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых, вы похожи словно сестры (руки к плечам, повороты туловища направо – налево).
Ладушки, ладушки, веселые матрешки (хлопают в ладоши).
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать секрет матрешки?
Дети: да.
Воспитатель: Проходите за стол. У вас у каждого есть матрешка, давайте раскроем её и посмотрим, что же внутри.
(дети раскрывают игрушку и достают всех матрешек). (Слайд 9)
- Посмотрите, ребята, целая семья матрёшек. А чем отличаются матрешки друг от друга?
Дети: Они разные по росту, большие и маленькие.
Воспитатель: А как вы думаете, кто делает матрешек такими красивыми? Кто их расписывает?
Дети: Художник.
Воспитатель: Правильно! (Слайд 10) Расписали русские художники матрёшку на славу: чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из - под него толстая коса.
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали всё о матрешке. Теперь мы напишем Маше письмо, в котором все ей расскажем. Ребята, матрешка такая красивая, жалко с ней расставаться, правда? Но эту нам надо вернуть Маше.
Закрепление изученного материала
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
- обеспечить закрепление в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы при выполнении заданий.
Цель, которую воспитатель хочет достичь на данном этапе:
- откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий детей.
- включить изучение нового материала в систему знаний ребенка через игровую ситуацию;
Задачи:
- обеспечить формирование у детей умений самостоятельно применять знания в игровых ситуациях;
- способствовать развитию творческого воображения, самостоятельности детей
- воспитывать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность, творческую самореализацию.
Методы организации – словесные, наглядные, практические;
Методы стимулирования – создание ситуации успеха, помощь взрослого, похвала.
Методы оценивания – ситуативная обстановка, контроль воспитателя.
Воспитатель: Но вы не расстраивайтесь. Посмотрите, у меня есть вот такие деревянные заготовки матрешек. Только посмотрите, какие они? (не раскрашенные, некрасивые, не расписные.). А давайте распишем матрешек и оставим у себя.
Дети: давайте.
Воспитатель: Хотите стать настоящими мастерами-художниками?
Дети: да
Воспитатель: Кручу, верчу, превратить в мастеров вас хочу. Пройдёмте в мастерскую, и там каждый украсит свою матрёшку. Для этого уже все готово.
Проходите на свои места, садитесь правильно: спинка ровная, ножки под столом дружат, рукава засучены и приступайте к работе (поощрять детей за проявление творческой активности, напоминать про осанку и про правила работы с кистью).
Расписывание матрёшек под спокойную музыку.
Рефлексия
Цель:
– оказать помощь детям в осмыслении
собственной деятельности и осознании личных достижений;
- организовать беседу с использованием вопросов, связанных с познавательной деятельностью детей, с их эмоциональным состоянием.
Воспитатель: Молодцы! Очень красиво вы расписали матрешек, каждая матрёшка хороша по-своему и она символизирует любовь и дружбу. А вам нравятся ваши работы? Вы настоящие мастера!
Воспитатель: А теперь расскажите о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке. Что вам больше всего понравилось на занятии?
Ответы детей
Воспитатель: Вы все сегодня молодцы! Все справились с заданиями. Из вас получились прекрасные мастера. Я очень вами довольна. А теперь пойдемте в группу и соберем посылку Маше.