Ольга Кочеткова
НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней коррекционной группе «Составление сказки «Грибок–теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Познание :
Совершенствовать у детей способность обобщать, учить группировать предметы по месту произрастания (в земле, на земле, закреплять умение детей различать овощи, фрукты, упражнять в назывании предметов и их качеств, закреплять умение детей различать и называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник). Упражнять в образовании относительных прилагательных;
2. Коммуникация:
Способствовать развитию речи как средства общения
3. Художественное творчество:
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней коррекционной группе „Составление сказки „Грибок–теремок“» размещена в разделах
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Развивать творческое воображение, удовлетворять потребности детей в самовыражении.
4. Социализация:
Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Развивать зрительное, тактильное восприятие и внимание, мыслительные операции: анализа и синтеза; учить подчиняться правилам.
Предшествующая работа: беседы, дидактические игры «Разложи по полочкам», «Узнай на ощупь», разучивание подвижной игры «Огород», рассматривание иллюстраций, игры в игровом уголке, наблюдения.
Материалы и оборудование: игрушка гномик (или кукла би-ба-бо «Гномик», волшебный мешочек с овощами (или муляжами овощей, шапочки с изображением овощей, для сказки : домик в виде гриба, плоскостные изображения овощей (помидор, морковка, огурец, лук, капуста, картофель, репка, натуральная морковка (и нарезанная на кружочки)
Радаточный материал (по количеству детей) - плоскостные изображения овощей (помидор, морковка, огурец, лук, капуста, картофель, репка) и карточка, разделённая на две полоски (нижнюю и верхнюю, мешочки с овощами-муляжами (огурец, помидор, морковка,
Содержание организованной деятельности детей:
Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
- Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
Сюрпризный момент. Появляется волшебный мешочек, в котором лежат муляжи овощей.
-Ребята, посмотрите, что это?
- Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте рассмотрим мешочек, может, где указано, чей он! Кто его хозяин?
Дети осматривают мешочек. Пока дети осматривают, появляется игрушка гномик (или кукла би-ба-бо «Гномик»).
Гномик: Здравствуйте ребята, вы нашли мой мешочек.
Педагог: Ребята, вы узнали этого героя?
Педагог: Правильно, ребята, это гномик, он пришёл к нам из сказки. Как вы думаете, из какой? (ответы детей).
Мы попали в сказку …. ( Например: «Белоснежка и семь гномов»).
Беседа. Гномы очень трудолюбивый народ. Давайте познакомимся с одним из них.
Дети знакомятся с гномиком Тимом.
- Тим, а что у тебя в мешочке припасено? Он такой тяжёлый.
Гномик: Мы сами сажали весной огород.
Мы сами сажали, пололи. И вот…
Расселся, разлёгся
В большущей корзине
И красный, и жёлтый,
И чёрный и синий,
Здоровый такой
Разноцветный народ.
Гномик достаёт из мешка овощ, а дети его называют (помидор, морковка, огурец, лук, капуста, картофель, репка)
Педагог: гномы хорошие огородники. Они вырастили в огороде богатый урожай. Вы помните, что растёт в огороде? (В огороде растут овощи).
А как гномики собирали эти овощи?
Помидор, огурец они - …
Капусту - …
Морковку, репку -.
Картофель - …
Педагог: Но не весь урожай собрали гномики. Они просят вас о помощи. Вы поможете им?
Дефектолог рассказывает стихотворение. Дети повторяют стихи вслед за ним, выполняя соответствующие движения:
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали (приседание,
Выдернули всю морковку (наклон,
Срезали капусту ловко
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
Педагог: какие вы трудолюбивые дети!
Игра «Разложи по полочкам»
- Теперь овощи нужно убрать в кладовку и разложить по полочкам. Овощи, которые растут над землёй (их срывали, срубали, любят солнышко – их положить на верхнюю полку. А те, которые растут под землёй (их выдёргивали, выкапывали) – на нижнюю полку.
У детей на столах лежат плоскостные изображения тех же овощей и карточка, разделённая на две полоски (нижнюю и верхнюю).
- Тим очень устал, хотите ему помочь? Разложите овощи на полки.
Дети выполняют задание, оречевляя свои действия так:
«Это огурец. Растёт на земле, его срывали – на верхнюю полку» и т. п.
Игра «Узнай на ощупь»
На столах у детей лежат мешочки (по количеству детей) с овощами-муляжами (огурец, помидор, морковка).
- Мы помогли сложить все овощи в кладовку. Гномики сегодня встречают гостей и решили угостить их салатами и соком. Когда, что-то нужно принести, то посылают в кладовку Тима. Но, к сожалению, в кладовой перегорела лампочка. Там темно и ничего увидеть нельзя, но можно нащупать. Вы готовы помочь Тиму найти овощи на ощупь? Тогда пройдёмте за столы, возьмите в левую руку мешочек, а правой рукой мы будем нащупывать овощи, которые его просили гномики принести для приготовления салатов. Каждый ребёнок в мешочке ищет названный овощ.
Овощи припасены. Пока гномики готовят угощение, мы поиграем.
Динамическая пауза (подвижная игра «Огород»)
В сказочной стране бывают чудеса, вот и мы сейчас попали в огород и превратились в овощи.
Дети выбирают шапочки с изображением овощей и становятся в круг. Водящий ребёнок в центре круга. Дети идут по кругу то в одну, то в другую сторону со словами:
Мы пришли в огород.
Огурец здесь растёт.
Водящий ребёнок (в шапочке огурца) даё т команду:
Приседай, приседай
С грядки огурец срывай
Дети приседают, имитируют движение по заданию водящего. Водящий меняется и меняется задание.
Мы пришли в огород.
И морковь здесь растёт.
Приседай, приседай
Морковку из грядки выдёргивай
- Ну вот, угощение для гостей готово.
- Кто помнит, как называется салат из овощей? (овощной)
Салат из моркови?
Салат из огурцов?
Сок из томатов?
Составление сказки «Грибок-теремок».
Пришли гости. Гномики угостили их своим угощением. А для того, чтобы гостям не было скучно, Тим приготовил сюрприз.
- Тим большой любитель сказок. Он начал сочинять сказку «Грибок-теремок», но её не закончил. Помогите ему.
Дефектолог выставляет на стол домик в виде гриба, на его крыше — площадка, под окном — большая дверца.
Дефектолог берет в руки помидор и рассказывает сказку, сопровождая ее соответствующими действиями:
Красный Помидорчик с грядки
Раз нарушил все порядки:
Прыг с куста — и наутек.
Видит — в поле теремок.
Зашел в домик — никого, а поселиться решил на крыше. Так привычнее — на свету, на солнышке. Следом за ним Морковка бежит (достает морковку) : «Помидорчик, дружок, возьми с собою жить! Надоело под землей сидеть». «Лезь,— говорит Помидорчик,— на крышу». «Нет,— отвечает Морковка,— я к солнцу непривычная, я в домике буду жить!» (Дефектолог помещает морковку в теремок.) Следом Огурчик скачет. А где его поселить? Дети по очереди выходят и продолжают сказку по подобию сказки «Теремок»
Подобным образом, в процессе рассказывания сказки, уточняется место произрастания всех овощей. Наглядное размещение их на крыше или в домике помогает зрительному закреплению знаний.
Обучение способу решения задач методом исключения (отбрасывания лишнего).
Тим что-то прячет в мешок.
Педагог: Тим, что ты прячешь в мешок?
Гномик: Я хочу угостить всех ребят чем-то вкусненьким, а чем не скажу. Секрет. Скажу только, что этот овощ, который не красный и не жёлтый.
Педагог выставляет на наборное полотно набор из: красного помидора, оранжевой морковки, жёлтой репки, оранжевого апельсина.
Гномик благодарит всех ребят за помощь и угощает всех морковкой.
Рефлексия
-Молодцы. Ребята, а вам понравилось сочинять свою сказку? Про что ещё можно сочинить сказку? (ответы детей)
Ну а нам пора прощаться,
И со сказкой расставаться.
Сказка новая опять