Мария Талалаева
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Как животные готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Как животные готовятся к зиме
Программное содержание:
1. Дать детям представление о том, что лес-это среда обитания диких животных.
2. Расширить знания детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни.
3. Воспитывать понимание того, что в природе всё взаимосвязано и целесообразно.
4. Активизация словаря: белка,заяц, медведь, ёж, дупло, берлога, нора.
5. Инд. работа:учить рассказывать о диких животных.
Материалы для занятия:
Фото иллюстрации с изображением осенних пейзажей.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Как животные готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Картинки, на которых изображены дикие животные и перемены, произошедшие в их внешности.
Листочки бумаги, на которых обведены силуэты животных. Краски акварельные, кисточки, баночки с водой.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель :
-Ребята послушайте стихотворение:
Иван Бунин «ЛИСТОПАД»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Я вам предлагаю совершить небольшое мысленное путешествие в осенний лес. В этом нам помогут иллюстрации. Глядя на них, расскажите, каким мы видим осенний лес.
(Заслушиваются короткие рассказы детей.)
Лес-это очень интересное место в природе. Самое главное в лесу - деревья. Ели, берёзы, сосны, липы и другие деревья растут часто, тянутся к свету, кроны их вверху смыкаются. В густом лесу и неба не видно, и солнце редко появляется. В негустом лесу тоже тень и прохлада. Ещё там растут разные кустарники, грибы и ягоды. В лесу на земле, деревьях, пнях и кустарниках живут звери, птицы, малые букашки - каждому отведено своё место. В лесу они находят и пищу, и дом, и укрытие от врагов. В лесу-среди деревьев, кустов и разных трав-они охотятся, пасутся, выводят своё потомство-в общем круглый год заняты делом. И чувствуют себя хорошо, потому, что все лесные обитатели приспособлены к жизни в лесу.
Кого же мы можем встретить в осеннем лесу? Послушайте:
Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам: он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Правильно, это белка. (Показываю иллюстрацию с изображением белок. Предлагаю рассказать о том, что изображено на иллюстрации.)
Как вы думаете, меняет ли она цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей. Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы : ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только тёплое дупло. А вы знаете, чем питается белка, посмотрите на картину? Конечно, припасами, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовочках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
А кто ещё из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Отгадайте загадку.
Что за зверь такой лесной, встал как столбик под сосной? Кто стоит среди травы, уши больше головы?
(заяц)
Правильно, заяц. (Показываю иллюстрацию с изображением зайца. Предлагаю детям рассказать о том, что изображено на иллюстрации). Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет : сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе всё имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают своё мнение.)
А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
Главные враги зайчишки - лиса и волк.
-А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя, как вы думаете ребята? Послушайте, я загадаю вам загадку:
Он в берлоге спит зимой под большущею сосной. А когда придёт весна, пробуждается от сна.
(Медведь)
Правильно, это медведь.
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину. Кто здесь изображён? Какое время года в лесу? Как вы узнали, что это осень? Что делает медведица? Что делают медвежата? Что было с семьёй медведицы до этого? Что было потом?
А вот ещё одна загадка:
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Ёж)
Правильно, это ёж.
(Предлагаю детям рассмотреть картину).
Ежи, как и медведи, всю зиму спят. Но перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ёжик должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным толстячком. Вот и бегает осенью ёж, старается побольше наесться. Кормиться ёж ночью. А что же ест ёж? Червей, жуков, лягушек, ящериц, улиток, мышей, яйца птиц. Ещё любит ёжик лесные яблоки, ягоды, грибы. А грибы лучше всего растут после дождя.
Ежи и медведи-это животные. которые зимой впадают в спячку. Как вы думаете, делают они припасы на зиму? Особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о тё плом домике для себя: ёж спит в норке, утеплённой мхом, сухой травой; медведь - в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.
Динамическая пауза «Ёжик топал по тропинке»
Ежик топал по тропинке. И грибочек нес на спинке. (Ходьба на месте маленькими шажками) Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша. (Шарканье ногами) А навстречу скачет зайка, длинноухий попрыгай-ка. Шубку серую свою он сменил на белую. (Прыжки на месте, руки перед грудью) Идёт по лесу серый волк, Голодный волк – серый бок. (Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперёд корпусом. Руки попеременно выносятся вперед) Чтоб волку не попасться на зубок, ты, ёж, свернись скорей в клубок. (Сесть на корточки и сгруппироваться).
Воспитатель :
-Ребята я хочу предложить вам нарисовать животных, о которых мы с вами говорили на занятии. Чтобы немного облегчить вам работу, я кое-что уже нарисовала на ваших листах бумаги. Взгляните, на ваших листах нарисованы силуэты медведя, белки, ежа и зайца. Вам нужно разукрасить гуашью эти силуэты способом тычка. Всё необходимое для этого находится на ваших столах. Пожалуйста садитесь и приступайте к рисованию. (После того, как дети разукрасят своих животных, собираю рисунки и раскладываю их на столе. Затем предлагаю детям встать в круг).
Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили и что нового вы узнали на занятии (Выслушиваю ответы детей).Сегодня на занятии мы с вами говорили о том, какие животные живут в наших лесах. Вспомнили об их повадках, образе жизни. Выяснили, как зайцы, ежи. белки и медведи готовятся к зиме. А ещё мы с вами нарисовали замечательных лесных обитателей. Занятие окончено.