Мария Александрова
НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в смешанный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1) познакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса;
2) дать детям элементарные представления о лесе, как о зеленом доме растений и животных;
3) продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействии и взаимозависимости живых организмов со средой обитания;
4) расширять представления детей о значимости леса.
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Путешествие в смешанный лес“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и изображений различных лесов, чтение художественной литературы, беседа «Деревья – наши друзья», дидактические игры «С какого дерева листок», «Парные картинки», «Найди тень», «Кто, где живет?», подвижная игра «Деревья и кустарники».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся еще в одно путешествие.
Воспитатель: Посмотрите, что это у нас? (Глобус). Какого цвета больше на карте? (Зеленого). О чем говорит большое количество зеленого цвета на карте нашей страны? О том, что это равнинная страна. Зеленый цвет обозначает наличие леса, растительности.
Воспитатель: А на каком транспорте мы поедем в этот раз? Чтобы узнать, я вам загадаю загадку: Далеко-далеко по железному пути, может этот молодец весь посёлок увезти. (Поезд)
Воспитатель: Все садимся в вагоны. Ребята, вы готовы отправится в путешествие?
Воспитатель: Давайте посмотрим в окно. Какие деревья растут за окном. (Ели). А как называется лес, где растут одни ели? (Ельник).
Воспитатель: А теперь какие деревья? (Сосны). Как называется лес, где растут одни сосны? (Сосновый бор или сосняк).
Воспитатель: Едем дальше, деревьев становится все больше. Следующая картина. Какие же деревья вы видите? (Ель, сосна, кедр).
Воспитатель: Ель, сосна, кедр какие это деревья? (Хвойные). Как называется лес, где растут одни хвойные деревья? (Тайга).
Воспитатель: Что такое тайга? (Это хвойный лес). Ребята, где мы с вами побывали в прошлый раз? (В тайге).
Воспитатель: Что изменилось на этой картине? (Появились не хвойные деревья). Как называются они? (Лиственные). Почему эти деревья называются лиственными? (Потому что у них листья есть).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как называются леса, в которых растут и хвойные, и лиственные деревья?
Воспитатель: Леса, в которых растут и хвойные, и лиственные деревья называются смешанными. В этих местах зимы не такие суровые и длинные, как в тайге, и лиственные деревья способны выдержать зимние холода.
Воспитатель: Давайте зайдем в лес. В смешанном лесу достаточно светло. Почему? Солнечный свет свободно проходит сквозь листву. Ребята, вы помните, как сумрачно было в хвойном лесу.
Воспитатель: Как вы думаете, в каком лесу больше растительности под деревьями, в хвойном или смешанном? Почему? Так как в смешанном лесу значительно больше света, то и растительности там больше.
Воспитатель: В таком лесу различают несколько уровней растений. «Крыша» леса» - это листья и ветки самых высоких деревьев – полог. Здесь живет много насекомых, которые являются пищей для птиц. Многие птицы, такие, например, как сойки, вьют гнезда в верхнем ярусе.
Воспитатель: Невысокие деревья и кустарники растут между большими деревьями. Это уровень кустов – подлесок. Вспомните, чем кусты отличаются от деревьев?
Воспитатель: Давайте поиграем в игру (физкультминутка) «Деревья и кустики».
Дети встают, выходят из-за парт, по команде учителя «кустики» приседают. На слово «деревья» встают. Детям эта физкультминутка очень нравится.
Воспитатель: В самом низу – лесная подстилка.
Воспитатель: Давайте посмотрим под ноги. Из чего же состоит лесная подстилка? Чем отличается лесная подстилка хвойного леса от смешанного? (В хвойном лесу под ногами мох, лишайники, а в смешанном лесу опавшие листья). Лесная подстилка смешанного леса – это огромное количество опавших листьев.
Воспитатель: Опавшими листьями питаются разные черви и бактерии, которые живут в земле.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сыграть в следующую игру. Здесь на столе лежат карточки с изображением животных. Нам с вами нужно разделить их на группы. (Игра «Травоядные, хищники, всеядные).
Воспитатель: Как назвать животных, которые питаются растениями? (Травоядные). Первая группа это травоядные. Посмотрите, среди карточек есть животные, которые питаются растениями? (Белка, заяц, лось и т. д.)
Воспитатель: А кто охотится на травоядных? (Хищники). Среди карточек есть хищные звери? (Волк, сокол и т. д.)
Воспитатель: Осталась одна карточка. Кто изображен на ней? (Медведь).
Воспитатель: А чем питается медведь? (Ягодами, медом, рыбой, и небольших животных). Как можно назвать медведя? (Всеядный).
Воспитатель: Лес живет своей жизнью. Если бы не вмешательство человека, лесов на земле было бы гораздо больше. Тем более необходимо беречь то, что осталось.
Почему говорят: «Лес наше богатство».
Лес – это удивительный мир. Человек приходит сюда, чтобы отдохнуть от городского шума, послушать пение птиц, шелест листвы, насладиться красотой. А как легко дышится в лесу! Совсем другой воздух», - говорим мы, входя в лес.
Вы уже знаете, что дерево живое. Почему? Оно растет, как и все живые существа, питается, спит, размножается и дышит. Дерево, и не только оно, а все растения на земле «вдыхают» тот воздух, который выдыхаем мы и животные. А «выдыхают» растения «живой воздух», который мы называем кислородом и которым дышим. Без растений мы бы просто задохнулись. Вот почему надо беречь каждое деревце, каждую травинку.
Воспитатель: Лес это еще и дом для птиц и животных. Не будь леса, не было бы и их.
Воспитатель: А человеку что еще дает лес? Лес это строительный материал, топливо, бумага. Давайте посмотрим вокруг, есть ли у нас в группе предметы, которые появились благодаря лесу. Я каждому буду кидать мячик, а вы должны мне назвать, что у нас в группе благодаря лесу.
Воспитатель: Давайте вспомним с вами, как надо вести себя в лесу? Нельзя рубить деревья, так как они – зеленые легкие планеты, они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В лесу нельзя шуметь: можно напугать диких животных. Нельзя разводить костер в лесу, потому что на месте пепелища еще пять лет не будет расти трава, нельзя ломать ветки деревьев.
Воспитатель: Ребята, пройдемте к столу. На столе у нас лежит большой лист ватмана. Попробуем с вами составить смешанный лес. У нас здесь есть картинки с изображениями деревьев, животных, птиц. Нужно их правильно расположить. (Составляем композицию).
Воспитатель: В лесу растут разные деревья, стоят рядышком и не мешают друг другу. Мы с вами тоже разные. Ходим в один детский сад, живем в одном поселке. Мы тоже должны жить дружно, уважать друг друга.
Воспитатель: В каком лесу мы с вами сегодня побывали? Почему он называется смешанным? Вам понравилось наше путешествие?