Светлана Борисенко
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Как выращивают хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из главных продуктов в России, его очень трудно вырастить.
Задачи:
1) Закрепить знания детей о различиях города и села: дома, транспорт, труд людей.
2) Познакомить детей с трудом хлеборобов осенью.
3) Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.
Наглядный и демонстрационный материал:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Как выращивают хлеб“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
картинки с изображением города: многоэтажные дома, заводы, фабрики, здания музеев, театров, широкие проспекты, улицы с разнообразным транспортом; и села: поля, уборка овощей, одноэтажные домики с садами, лес, ферма, табун лошадей и т. д. Колоски пшеницы и ржи. Демонстрационные картины с изображением различных работ в поле. Репродукция картины Шишкина И. "Рожь". Чёрный и белый хлеб, печенье, сушки.
Раздаточный материал: на подносах зёрна ржи и пшеницы.
Ход НОД:
Воспитатель выставляет перед детьми несколько картинок с изображением города и села, и предлагает детям внимательно их рассмотреть.
-Вы видите много разных картинок. Внимательно их рассмотрите и попробуйте все картинки разделить на две группы по какому-то одному общему признаку. (Предположения детей)
Если дети затрудняются это сделать, воспитатель выставляет одну картинку с изображением, например, поля и предлагает детям подумать, что можно ещё поставить к этой картинке, постепенно подводя детей к выводу о том, что все эти картинки можно разделить на две группы : те, что относятся к городу и те, что относятся к селу, деревне.
- Вспомните, чем отличается город от деревни? (Предположения детей)
Сегодня мы с вами поговорим об основной работе сельских жителей
Воспитатель убирает все картинки со стенда и выставляет на подносе чёрный и белый хлеб, сушки, печенье.
- Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят баранки, печенье, различные пирожные. А кто знает, из чего всё это делают? (Из муки)
А что такое мука, и из чего её получают? (Предположения детей)
- Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат у вас на подносах. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зёрна, трогают их руками) Посмотрите, все зёрна одинаковые? (Ответы детей)
На одном подносе лежат зёрна пшеницы, а на другом - зёрна ржи. Зёрна пшеницы круглые, а ржи - длинные. Рожь и пшеница - хлебные растения, они растут в поле, из их зёрен делают муку, а из муки выпекают хлеб.
-А как выглядят эти растения? Кто-нибудь видел? (Ответы детей)
Я вам принесла эти растения. (Воспитатель показывает колоски пшеницы и ржи) Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим, они также как и зёрна разные.
-Что же вы можете сказать вот про этот колосок? (Показывает колосок ржи) Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зёрна у ржи длинные и колосок длинный.
-А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он? (Он короче, а усики у него длиннее и зёрнышки круглее.)
-Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь или пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нём соединилось два слова - хлеб и работа. Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения?
-Что нужно для того, чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю)
-А какая должна быть земля? (Ответы детей)
-Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешкам удобно добывать пищу, нужны вода, солнечный свет и воздух. Вот люди и вскапывают и разрыхляют землю для растений, поливают их, когда долго нет дождя. Но чтобы получить много зерна засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить? (Техника)
Воспитатель выставляет картинку с изображением полевых работ весной (на поле трактор с бороной, вокруг распаханная земля) Что это за техника?Это трактор. Кто работает на тракторе? Тракторист. (Если это слово новое, то нужно повторить его хором)
На распаханное поле выходят другие машины - сеялки. Послушайте, как об этом пишет Е. Трутнева:
По земле сырой, но жёсткой,
Там, где трактором прошли,
Неглубокие бороздки
В чёрной пашне пролегли.
И до вечера, и позже,
До полночи с темнотой,
Зёрна сыпались, как дождик,
Точно дождик золотой.
-Ка вы думаете, почему говорится, что зёрна сыпались до полночи? (Предположения детей)Это значит, что люди работают допоздна. А почему? (Предположения детей) Потому что растения нужно посадить в определённый срок и если посеять их раньше или позже положенного срока, то они могут не вырасти. Вот люди и торопятся посеять зёрна в срок.
-Всё лето созревают зёрна в колосках. Поле в это время очень красивое. Его художники изображают на картинах, о нём поэты сочиняют стихи.
-Посмотрите на картину И. Шишкина "Рожь". С чем можно сравнить хлебное поле? (Предположения детей) Многие сравнивают поле в морем. Как вы думаете, почему? (Предположения детей)
Как и у моря, у поля не видно другого края, когда дует сильный ветер по полю как бы проходят волны. Хлебное поле ещё называют - нива. (Повторить это новое слово) Нива от слова низ, т. е. поле находится низко-низко. Послушайте, как Ю. Ждановская написала о поле, смотрите на картину И. Шишкина и слушайте стихотворение:
Нива моя, нива, нива золотая!
Зреешь ты на солнце, колос наливая;
По тебе, по ветру, словно в синем море,
Волны так и ходят, ходят на просторе.
-Но вот зёрна созрели. И на поле выходят другие машины - комбайны. Посмотрите на картину. (Воспитатель выставляет картину с изображением комбайна)"Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт" - есть такая загадка про комбайн. А работает на комбайне комбайнёр. Что же делает комбайн? (Ответы детей) Он срезает колосья и вымолачивает из них зёрна, эти зёрна по специальному длинному рукаву-бункеру высыпаются в грузовые машины. (Воспитатель показывает иллюстрации) Потом зёрна везут на мельницу. Там их растирают-мелют. Получается мука.
-Куда же потом везут муку? (На хлебозаводы)
-Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки? (Белый хлеб, булки, печенье, баранки) А ещё из пшеницы делают манную муку. Смелют зёрна пшеницы не очень мелко, а крупинками, вот и готова манная крупа - можно манную кашу варить. А вот из ржаной муки пекут чёрный хлеб.
-Но не все зёрна отвезли на мельницу и смололи. Часть зёрен - самые лучшие, самые крупные - оставили, чтобы посеять и в следующем году снова собрать урожай.
-Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Много существует пословиц о хлебе. Вы знаете какие-нибудь? (Ответы детей)
- Хлеб-всему голова.
- Без хлеба нет обеда.
- Не шуба греет, а хлеб.
- Хлеб-батюшка, вода-матушка.
В России есть обычай - встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое полотенце кладут хлебный каравай, в центре которого обязательно маленькая солонка с солью. Тот, кого встречают обязательно должен отломить маленький кусочек каравая, обмакнуть его в соль и съесть.
-Теперь вы знаете откуда приходит хлеб на наш стол и я думаю, что вы тоже будете с уважением относиться к хлебу. Его нужно обязательно доедать: старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье. Хлеб нельзя бросать на землю, на пол: раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.
Хлеб-главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
А сейчас угощайтесь, берите сушки и печенье и поблагодарите тех, кто их создал.