Елена Кучеренко
Конспект НОД по ознакомлению с историей русского костюма в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Народный костюм.
Кучеренко Елена Вячеславовна,
воспитатель дошкольной группы
«Мушковатовской НШ»
Конспект НОД по ознакомлению с историей
русского костюма в старшей группе.
Цель: Создать условия для знакомства детей с историей русского мужского и женского костюма.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с историей русского костюма в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Русский народный костюм
- Старшая группа
- Темочки
• Организовать деятельность детей направленную на расширение и обогащение знаний о русском народном костюме (мужском и женском).
• Формировать понятия «праздничная», «будничная» одежда.
• Воспитывать интерес к истории родного края.
• Активизировать в речи детей слова: рубаха, порты, сарафан, передник, венчик.
Материалы к занятию: Иллюстрации с изображением русских народных костюмов (Девичья будничная одежда начала XX в., мужская будничная одежда начала XX в., мужская праздничная одежда начала XXв., девичья праздничная одежда начала XXв.) Бумажные куклы и комплект одежды для кукол (народная повседневная и праздничная одежда). Аудиозаписи русских народных песен («Во саду ли в огороде», «Было у матушки 12 дочерей», «Бояре»). На столах у детей нарисованные силуэты кукол, цветные карандаши.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с русскими национальными костюмами, чтение русских народных сказок. Посещение школьного музея. Знакомство с народным орнаментом.
Ход занятия:
Мотивационно - организационный этап.
Дети сидят на стульях, на ковре. На мольберте размещены бумажные куклы в повседневной народной одежде.
Воспитатель:
- Дети, сегодня у нас гости, познакомьтесь Таня и Ваня. Давайте с ними поздороваемся.
- Ребята скажите, почему наши гости так необычно одеты?
Ответы детей: («такую одежду носили раньше, наши прабабушки»)
- Совершенно верно наши гости одеты в русские народные костюмы. Такую одежду мы сейчас не носим. А где мы можем увидеть такие костюмы?
Ответы детей: («На картинках, в музее, на концерте в клубе, по телевизору»).
- Да ребята верно, (показываю детям иллюстрации, такие костюмы мы с вами видели в школьном музее, в таких костюмах мы с вами выступали на нашем празднике в детском саду, в нашем клубе, вокальная группа «Ивушки» выступает в таких костюмах.
- А в сказке мы можем встретить такие костюмы?
Ответы детей: («да можем»).
Основная часть.
- Вот и сегодня я хочу вам рассказать сказку. А вы мне помогать будете.
По ходу рассказа вызываю детей (несколько человек по очереди, и предлагаю «одеть» куклу.
- В одном селе жили – поживали да добра наживали братец Ванюшка да сестра его Танюшка. (Показываю куклы в повседневных народных костюмах).
- Собрались они на праздник в город Рязань: хороводы водить, песни петь, в игры играть. И стали они наряжаться, прибираться да украшаться. И вот такой у них разговор вышел (игра с куклами) :
- Какую бы мне рубаху надеть?
- Да ты нарядную одень, ту, что сама вышивала. (Достаю рубаху).
- Ее и надену. И сарафан подоткну. А то подружки задразнят, будто у меня рубахи нету!
- А рубахи тогда длинные были, по самому подолу вышивка шла (демонстрирую рубаху с расшитым подолом).
- Девушки да женщины сарафан, что поверх рубахи надевали, под самый пояс подтыкали. Кто догадался, зачем они это делали?
Ответы детей: («Для красоты, показывали вышивку»)
- Надела Танюшка рубаху праздничную, сарафан нарядный (демонстрирую). И принялась передник искать.
- Может мне этот надеть? (показываю).
- Какая Танюшка красивая в своей рубахе с вышивкой. В сарафане нарядном подоткнутом, переднике праздничном в венчике на голове нарядном. (Все демонстрирую на кукле).
- Гляньте-ка, а Ванюшка в повседневной рубашке стоит. Посмотрите чем отличается Ванюшкина рубаха от нашей, современной?
Ответы детей: («Длинная, с вышивкой»).
- Верно, рубахи мужчины носили длинные, но покороче женской, и с вышивкой (демонстрирую).
- Надел Ванюшка рубаху нарядную, да порты праздничные. Собрались они оба нарядные, глаз не отведешь, и пошли на праздник. Идут и приплясывают.
Физкультминутка
Раз шажок и прыжок.
Два шажок и хлопок.
Три шажок, подудим в рожок: ду-у-у!
Тихо-тихо сели, чтобы стулья не гремели.
(Дети садятся за столы).
Практическая работа
- А в Рязани люди на ярмарке собрались. И тоже все нарядные.
- Дети, у каждого из вас на столе нарисованная кукла, их-то мы сейчас и нарядим. Оденем наших кукол в народные костюмы.
- Давайте вспомним, из чего состоит женский народный костюм?
Ответы детей: («Длинная рубаха с вышивкой, сарафан, передник, на голове кокошник или ленточка. На ногах сапожки или лапти»).
- А теперь скажите, из чего состоит мужской народный костюм?
Ответы детей: («Рубаха до колен с вышивкой, штаны, пояс, сапоги»).
- Дети, а чем украшали рубахи.
Ответы детей: («Вышивкой»).
- Вспомните, пожалуйста, для чего служила вышивка?
Ответы детей: («Для красоты, оберегала»).
- Верно ребята, рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой (показ иллюстраций).
- На Руси употребляли слово «узор». «Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» - увидеть. Увидеть красоту.
- А где расположен узор?
Ответы детей: («На вороте, на манжете, по подолу»).
- Ребята, давайте, и мы с вами нарисуем нашим куклам праздничную одежду. Итак, возьмите цветные карандаши и начнем работу.
Пока ребята выполняют работу, звучит музыка.
- Молодцы, ребята, недаром в народе говорится:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
- Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы. А сейчас мы на доске разместим наших кукол, а то Танюшка с Ванюшкой заскучали.
Заключительный этап. Рефлексия.
Воспитатель:
- Итак: пришли Танюшка с Ванюшкой на праздник, а там народу собралось много и все нарядные. Во что же одет народ на ярмарке?
(вызываю несколько детей, по очереди и предлагаю рассказать, во что одеты их куклы.)
- Правильно, девочки одеты в праздничный костюм, который состоит из рубахи с вышивкой по подолу, по вороту и на рукавах, сарафана нарядного и передника. А на голове у нее кокошник или ленточка. На ногах сапожки. Мальчики одеты в рубаху нарядную с вышивкой подпоясанную поясом нарядным, штаны, сапоги. На голове шапка.
- Молодцы ребята, хорошая у нас сказка получилась. А вам ребята, понравилась наша сказка?
- Что мы можем рассказать нашим друзьям и родителям?
- Давайте скажем до свидания Ванюшке и Танюшке, и пригласим их приходить к нам еще.
Спасибо вам дети за приятное общение.
Список литературы:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией И. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М. : Мозаика-Синтез, 2015 г.
2. Молотова Л. Н., Соснина Н. Н. Русский народный костюм. Л., 1984.