Папки-передвижки

Конспект НОД по ознакомлению с историей русского костюма в старшей группе

Елена Кучеренко
Конспект НОД по ознакомлению с историей русского костюма в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Народный костюм.

Кучеренко Елена Вячеславовна,

воспитатель дошкольной группы

«Мушковатовской НШ»

Конспект НОД по ознакомлению с историей

русского костюма в старшей группе.

Цель: Создать условия для знакомства детей с историей русского мужского и женского костюма.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с историей русского костюма в старшей группе» размещена в разделах

• Организовать деятельность детей направленную на расширение и обогащение знаний о русском народном костюме (мужском и женском).

• Формировать понятия «праздничная», «будничная» одежда.

• Воспитывать интерес к истории родного края.

Активизировать в речи детей слова: рубаха, порты, сарафан, передник, венчик.

Материалы к занятию: Иллюстрации с изображением русских народных костюмов (Девичья будничная одежда начала XX в., мужская будничная одежда начала XX в., мужская праздничная одежда начала XXв., девичья праздничная одежда начала XXв.) Бумажные куклы и комплект одежды для кукол (народная повседневная и праздничная одежда). Аудиозаписи русских народных песен («Во саду ли в огороде», «Было у матушки 12 дочерей», «Бояре»). На столах у детей нарисованные силуэты кукол, цветные карандаши.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с русскими национальными костюмами, чтение русских народных сказок. Посещение школьного музея. Знакомство с народным орнаментом.

Ход занятия:

Мотивационно - организационный этап.

Дети сидят на стульях, на ковре. На мольберте размещены бумажные куклы в повседневной народной одежде.

Воспитатель:

- Дети, сегодня у нас гости, познакомьтесь Таня и Ваня. Давайте с ними поздороваемся.

- Ребята скажите, почему наши гости так необычно одеты?

Ответы детей: («такую одежду носили раньше, наши прабабушки»)

- Совершенно верно наши гости одеты в русские народные костюмы. Такую одежду мы сейчас не носим. А где мы можем увидеть такие костюмы?

Ответы детей: («На картинках, в музее, на концерте в клубе, по телевизору»).

- Да ребята верно, (показываю детям иллюстрации, такие костюмы мы с вами видели в школьном музее, в таких костюмах мы с вами выступали на нашем празднике в детском саду, в нашем клубе, вокальная группа «Ивушки» выступает в таких костюмах.

- А в сказке мы можем встретить такие костюмы?

Ответы детей: («да можем»).

Основная часть.

- Вот и сегодня я хочу вам рассказать сказку. А вы мне помогать будете.

По ходу рассказа вызываю детей (несколько человек по очереди, и предлагаю «одеть» куклу.

- В одном селе жили – поживали да добра наживали братец Ванюшка да сестра его Танюшка. (Показываю куклы в повседневных народных костюмах).

- Собрались они на праздник в город Рязань: хороводы водить, песни петь, в игры играть. И стали они наряжаться, прибираться да украшаться. И вот такой у них разговор вышел (игра с куклами) :

- Какую бы мне рубаху надеть?

- Да ты нарядную одень, ту, что сама вышивала. (Достаю рубаху).

- Ее и надену. И сарафан подоткну. А то подружки задразнят, будто у меня рубахи нету!

- А рубахи тогда длинные были, по самому подолу вышивка шла (демонстрирую рубаху с расшитым подолом).

- Девушки да женщины сарафан, что поверх рубахи надевали, под самый пояс подтыкали. Кто догадался, зачем они это делали?

Ответы детей: («Для красоты, показывали вышивку»)

- Надела Танюшка рубаху праздничную, сарафан нарядный (демонстрирую). И принялась передник искать.

- Может мне этот надеть? (показываю).

- Какая Танюшка красивая в своей рубахе с вышивкой. В сарафане нарядном подоткнутом, переднике праздничном в венчике на голове нарядном. (Все демонстрирую на кукле).

- Гляньте-ка, а Ванюшка в повседневной рубашке стоит. Посмотрите чем отличается Ванюшкина рубаха от нашей, современной?

Ответы детей: («Длинная, с вышивкой»).

- Верно, рубахи мужчины носили длинные, но покороче женской, и с вышивкой (демонстрирую).

- Надел Ванюшка рубаху нарядную, да порты праздничные. Собрались они оба нарядные, глаз не отведешь, и пошли на праздник. Идут и приплясывают.

Физкультминутка

Раз шажок и прыжок.

Два шажок и хлопок.

Три шажок, подудим в рожок: ду-у-у!

Тихо-тихо сели, чтобы стулья не гремели.

(Дети садятся за столы).

Практическая работа

- А в Рязани люди на ярмарке собрались. И тоже все нарядные.

- Дети, у каждого из вас на столе нарисованная кукла, их-то мы сейчас и нарядим. Оденем наших кукол в народные костюмы.

- Давайте вспомним, из чего состоит женский народный костюм?

Ответы детей: («Длинная рубаха с вышивкой, сарафан, передник, на голове кокошник или ленточка. На ногах сапожки или лапти»).

- А теперь скажите, из чего состоит мужской народный костюм?

Ответы детей: («Рубаха до колен с вышивкой, штаны, пояс, сапоги»).

- Дети, а чем украшали рубахи.

Ответы детей: («Вышивкой»).

- Вспомните, пожалуйста, для чего служила вышивка?

Ответы детей: («Для красоты, оберегала»).

- Верно ребята, рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой (показ иллюстраций).

- На Руси употребляли слово «узор». «Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» - увидеть. Увидеть красоту.

- А где расположен узор?

Ответы детей: («На вороте, на манжете, по подолу»).

- Ребята, давайте, и мы с вами нарисуем нашим куклам праздничную одежду. Итак, возьмите цветные карандаши и начнем работу.

Пока ребята выполняют работу, звучит музыка.

- Молодцы, ребята, недаром в народе говорится:

Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого, что доброго мастера.

- Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы. А сейчас мы на доске разместим наших кукол, а то Танюшка с Ванюшкой заскучали.

Заключительный этап. Рефлексия.

Воспитатель:

- Итак: пришли Танюшка с Ванюшкой на праздник, а там народу собралось много и все нарядные. Во что же одет народ на ярмарке?

(вызываю несколько детей, по очереди и предлагаю рассказать, во что одеты их куклы.)

- Правильно, девочки одеты в праздничный костюм, который состоит из рубахи с вышивкой по подолу, по вороту и на рукавах, сарафана нарядного и передника. А на голове у нее кокошник или ленточка. На ногах сапожки. Мальчики одеты в рубаху нарядную с вышивкой подпоясанную поясом нарядным, штаны, сапоги. На голове шапка.

- Молодцы ребята, хорошая у нас сказка получилась. А вам ребята, понравилась наша сказка?

- Что мы можем рассказать нашим друзьям и родителям?

- Давайте скажем до свидания Ванюшке и Танюшке, и пригласим их приходить к нам еще.

Спасибо вам дети за приятное общение.

Список литературы:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией И. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М. : Мозаика-Синтез, 2015 г.

2. Молотова Л. Н., Соснина Н. Н. Русский народный костюм. Л., 1984.

Публикации по теме:

«Элементы женского русского народного костюма» Конспект НОД для детей 6–7 лет по окружающему миру «Знакомство с женским русским народным костюмом»Занятие № 1 Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта:.

Конспект НОД для детей 6–7 лет по окружающему миру по изучению женского русского народного костюма «Верхняя одежда» «Верхняя одежда»(занятие № 2) Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта: «Русский народный костюм» Возраст.

Фотоотчет об экскурсии в «Музей русского костюма»Фотоотчет об экскурсии в «Музей русского костюма» Очень часто за событиями И за сутолокою дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. Стали более привычны Нам полёты на Луну. Вспомним.

Изготовление русского костюма для уголка ряженьяИзготовление русского костюма для уголка ряженья Уголок ряженья в детском саду часто становится любимым у ребятишек. Здесь можно найти большое зеркало, костюмы для театрализованных и.

Конспект НОД «Мы–модельеры русского костюма» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Мы – модельеры русского костюма» из цикла «В гостях.

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей российского флага» Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей Российского флага» Программное содержание.

Конспект занятия по познавательному развитию «История русского народного костюма»Конспект занятия по познавательному развитию «История русского народного костюма» Занятие проводится в группе и в мини – музее (организованного в нашем детском саду) .[/b][/h3] Интеграция образовательных областей:«познавательное.

ОД «Знакомство детей с истоками русского народного костюма» с участием сотрудника этнографического музеяОД «Знакомство детей с истоками русского народного костюма» с участием сотрудника этнографического музея Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл..

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Конспект занятия с использованием ИКТ «Узоры русского народного костюма» (Занятие №3) Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта: «Русский народный костюм» Возраст детей: 5-6 лет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с историей русского костюма в старшей группе
Опубликовано: 16 января 2023 в 13:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ознакомлению с историей русского костюма в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кучеренко (УИ 719280) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД