Римма Тарунина
Конспект НОД по обучению грамоте «Встречи с ученым котом» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе
Интеграция ОО: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», " Физическая культура", "Безопасность"
Программное содержание :
1)Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.
2)Способствовать развитию фонематического слуха.
3)Познакомить со звуком М как согласным звуком и его условным обозначением — синий квадрат.
4) Учить обозначать на схеме место звука М в слове, используя условное обозначение — синий квадрат.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Встречи с ученым котом“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
5) Учить отгадывать загадки, развивать внимание, мышление. Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
6) Учить интонационно выделять звук М в словах (мморковь, ммуха, мматрешка).
7) Познакомить с печатным написанием буквы М.
8) Учить детей писать печатную букву М, используя образец.
9) Учить читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.
10) Учить определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом.
11)Учить читать слова из пройденных букв — мама, мыло.
12) Познакомить с ударным слогом, с ударными гласными.
13) Учить проводить звуковой анализ слов: дифференцировать
гласные, согласные.
14) Познакомить с ударением и его обозначением.
15)Учить выделять в слове ударный слог и ударные гласные.
16) Учить понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно.
17)Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Демонстрационный материал: игрушечный кот, иллюстрации с изображением моркови, матрешки, мухи, ромашки, дома, молотка, 3 схемы слова и набор условных обозначений звуков, цветные конверты с заданиями.
Раздаточный материал: подносы, схемы слов, наборы условных обозначений звуков.
Ход образовательной деятельности.
Слышится мяукание. Воспитатель вносит в группу игрушечного кота и цветные конверты.
- Ребята, посмотрите, к нам в гости опять пришёл ученый кот и как всегда с подарками для вас. Это сложные задания, с которыми вы, как надеется Кот, справитесь.
Воспитатель открывает конверт под номером 1.
1. ИГРА «ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ»
Воспитатель читает детям загадки:
Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего — одна игрушка. (Матрешка.)
Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настанет —
Тогда перестанет. (Муха.)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь.)
Задания и вопросы детям
•Найти и назвать отгадки на мольберте. Еще раз назвать эти слова, четко произнося первый звук (мматрешка, мморковка, ммуха).
•Назвать первый звук в этих словах (М).
•Сказать, какой это звук. (Согласный, потому что при его произношении воздух, выходящий изо рта, встречает преграду в виде губ.)
- Ребята, с этим заданием вы справились, молодцы. А теперь открываем второй конверт.
2. ИГРА «ОПРЕДЕЛИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ»
Задания и вопросы детям
•Определить место звука М в названиях нарисованных предметов.
•Выложить схемы слов у себя на столах.
•Где нарисовали квадрат в прямоугольнике под изображением молотка? (В начале, потому что в слове молоток звук М слышится в начале слова.)
•Где нарисовали квадрат в прямоугольнике под изображением ромашки? (В середине, потому что звук М в слове ромашка слышится в середине.)
•Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением дома? (в конце, потому что звук М в слове дом слышится в конце.)
- Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились!
3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - ИГРА «МИШКА КОСОЛАПЫЙ»
Дети выполняют движения соответственно тексту стихотворения.
Мы пойдем на носках.
Мы пойдем на пятках.
Мы идем как все ребятки —
Раз-два, раз-два! (Темп быстрый.)
И как мишка косолапый —
Раз-два, раз-два. (Темп медленный.)
- А теперь открываем 3 конверт.
4. ИГРА «СЛОГОВЫЕ ДОМИКИ» (работа в тетрадях Е. В. Колесниковой «От А до Я»)
-Буква М написана в левом уголке, в правом - ее шуточное изображение.
Воспитатель приглашает двух детей встать рядом, взявшись за руки и читает стихотворение:
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Задания детям
•Написать в слоговом домике букву М слева от гласных по точкам, а затем самостоятельно.
•Прочитать слоги (педагог ведет указкой, сначала сам произнося слоги, а затем предлагая детям читать самостоятельно, добиваясь слитного чтения слогов).
•Прочитать слоги в маленьких домиках (МА, МУ,МЫ).
•Определить первый слог в названиях нарисованных предметов и соединить с соответствующим слоговым домиком ("машину—с домиком со слогом МА, мухомор — с МУ, мыло — с МЫ).
- И с этим заданием вы справились, молодцы!
5.«ЧИТАЕМ ПЕРВЫЕ СЛОВА»
Скажите детям:
- Слоги, соединяясь вместе, образуют слова.
- Послушайте, одинаково ли слоги произносятся в слове маама. (Нет, первый слог произносится более протяжно.)
- Предложите 3—4 детям произнести слово маама, выделяя первый слог.
- Слог, который в слове произносится протяжнее, называется ударным слогом, так как при произношении слова он выделяется голосом.
- Звук, который произносится в слове более протяжно, называется ударным, и над ним ставится значок, который называется «ударение» (обратите внимание детей на значок над буквой А в слове мама).
Задания и вопросы детям
•Прочитать написанные слова (мама, мыло).
•Какие слоги соединились вместе, чтобы получилось слово мама? (МА.)
•Какой звук мы произносим в слове мама более протяжно? (Звук А.)
Провести аналогичную работу со словом мыло, ударение дети отмечают самостоятельно.
-Ребята, вы справились со всеми заданиями. Наш гость и я очень рады вашим успехам. Давайте еще раз вспомним, что мы сегодня делали на занятии (ответы детей, обращать внимание детей на полноту ответов).
-А теперь ученый кот прощается с вами, до новых встреч!