ЕЛЕНА ФИЛИППОВА
Конспект НОД по математике для детей средней группы с ОНР «Математические игры с мышами Пином и Поном»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по математике для детей средней группы с ОНР
на тему
«Математические игры с мышами Пином и Поном».
Цели: - времена года (весна, лето, осень, зима);
- закрепление знаний о порядковом счете, независимости числа от пространственного расположения предметов;
- закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5;
Публикация «Конспект НОД по математике для детей средней группы с ОНР „Математические игры с мышами Пином и Поном“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Мышь, мышки. Игры, дидактические пособия
- Мышь. Все о мышках для детей
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Средняя группа
- Темочки
- соотнесения количества предметов с цифрой;
- квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник;
- развитие глазомера (большой, поменьше, маленький);
- развитие внимания;
Задачи: - продолжать закреплять знания о временах года;
- продолжать решать логическую задачу на установление последовательности событий (времена года);
- закреплять знания о цифрах от 1 до 5;
- продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов;
- продолжать учить сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, употреблять слова (большой, поменьше, маленький) в речи;
- закреплять знания о геометрических фигурах;
- способствовать развитию зрительного внимания;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие мелкой и крупной моторики;
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, подгрупповая.
Демонстрационный материал : игрушки мышат Пин, Пон; набор цифр от 1 до 5; изображение тучки, 5 капелек; картинки с изображением 3 медведей, 3 избушек, 3 елочек, 3 лукошек разного размера; картинка с изображением лесной поляны, на дереве дупло белки, под деревом – щенок; картинка с изображением лесной полянки, где стоят домики зайчика, ежика, утенка и белочки; изображение четырех домиков, зайчика, ежика, утенка и белочки; коробка с крупным строительным материалом.
Раздаточный материал : набор цифр от 1 до 5; карточку с изображением предметов в количестве от 1 до 5; по 4 карточки с одинаковым количеством предметов от 1 до 5;
2 набора картинок с изображением 3 медведей, 3 избушек, 3 елочек, 3 лукошек разного размера; 2 картинки с изображением лесной поляны, на дереве дупло белки, под деревом – щенок; 2 набора по пять полосок разной высоты; 2 схемы постройки домов.
Предварительная работа: дидактические игры с цифрами, числами, на соотнесение количества предметов с цифрой; геометрическими фигурами, ориентировку во времени, индивидуальная работа.
Ход занятия:
1. Ребята к нам в гости сегодня пришли мышата Пин и Пон. Они так же как и вы любят играть в разные интересные игры. Но почему-то Пин пришел в курточке, а мышонок Пон нет. (Высказывание детей). Они только что пришли с улицы и не успели раздеться, но кто же из них одет правильно (причинно-следственные связи в соответствии времени года, если холодно (зима, осень, начало весны) – мышонок Пин одет правильно, если тепло (конец весны, лето) – мышонок Пон).
Вопросы к детям:
• Какое сейчас время года? (Весна.)
• Какое время года после весны? (Лето.)
• Какое время года после лета? (Осень.)
• Какое время года после осени? (Зима.)
• Сколько всего времен года? (4).
Педагог предлагает детям разложить картинки изображающие времена года по порядку начиная с картинки «весна».
2. Педагог прикрепляет к фланелеграфу изображение тучки и читает рифмовку.
– Ветерок весенний
Разметал по небу
Стайку белоснежных,
Легких облаков.
- Тучка по небу летела
И заплакать захотела.
Надо тучку рассмешить,
Хватит тучка слезы лить!
Сосчитаем все слезинки –
Все упавшие дождинки.
У детей на столах наборы цифр от 1 до 5. Педагог прикрепляет к фланелеграфу три капельки и просит детей показать ту цифр, сколько капелек на фланелеграфе.
Вопросы к детям:
• Какую цифру вы показали? (Три.)
• Почему вы показали цифру три? (Капелек три и цифра тоже три). И т. д.
Игра «Предмет-цифра»
Педагог раздает каждому ребенку карточку с изображением предметов в количестве от 1 до 5. И наборы цифр от 1 до 5. Дети находят к своей карточке соответствующую цифру и объясняют свой выбор. (Я взяла цифру 5, потому что, на картинке нарисовано пять мячиков, и т. д.).
Игра «Цифра потерялась»
Педагог предлагает детям найти по четыре карточки с одинаковым количеством предметов ( Например: 2 ананаса, 2 барабана, 2 телевизора, 2 львенка) и сложить их так чтобы получилась «потерявшаяся» цифра 2 и т. д. картинки с количеством предметов от 1 до 5.
3. Игра «Волшебный мешочек»
У мышонка Пина очень много лесных друзей. И сегодня он принес вам подарок от ежика, математическую игру «Волшебный мешочек». А в мешочке геометрические фигуры, и сейчас мы все вместе поиграем. (Дети встают в круг. Педагог держит в руках «Волшебный мешочек» с геометрическими фигурами и читает рифмовку).
- Ёжик шел, шел, шел
И большой мешок нашел.
Открывай скорей мешок!
Что лежит в мешке дружок?
Произнося последнюю строку рифмовки, педагог предлагает мешочек любому ребенку. Ребенок на ощупь находит в мешочке одну из фигур, называет ее, затем достает и отдает педагогу. Игра продолжается пока все геометрические фигуры не закончатся, или пока все участвующие дети не назовут по одной фигуре.
4. Игра «Подбери медведям – избушку, лукошко, елочку»
Мышонок Пон любит играть в одну интересную игру. Но как называется игра, вы должны отгадать. Педагог читает загадку.
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя.)
Вопросы и задания к детям:
• Сколько медведей? (Три.)
• Какого размера медведи? (Большой, поменьше, меленький.)
Педагог просит одного ребенка разложить на столе медведей по росту. (Или выставить на доске).
Мышонку Пону будем помогать.
Всех расставим мы по росту –
Это сделать очень просто.
После этого педагог просит трех детей найти каждому медведю по избушке, по лукошку и по елочке в соответствии с их размером. После выполнения задания дети рассказывают о том, как он выполнил задание (К большому медведю положил большую избушку, большое лукошко и большую елочку. И т. д.)
Физкультминутка «Мы потопаем ногами»
Дети выполняют движение по тексту стихотворения.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
Киваем головой, киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки разведем
На месте все пойдем.
5. Игра «В гости к белочке»
У мышонка Пина есть друг щенок, он тоже любит ходить в гости к лесным друзьям.
Но однажды у щенка случилась неприятность. Он пришел в гости, а вот к кому отгадайте?
Педагог загадывает детям загадку:
Кто под елкой ловко скачет
И взлетает на дубы,
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка).
Правильно он пришел в гости к белке. (Педагог показывает детям картинку с изображением лесной поляны, на дереве дупло белки, под деревом – щенок, который пришел к белке в гости.)
Вопрос к детям:
• Как сможет щенок попасть в дупло к белке? (Предложение детей.)
- Давайте построим ступеньки к дому белочки.
Педагог раздает по пять полосок разной высоты к каждой картинке, дети строят ступеньки. Проверка выполнения задания.
6. Игра «Где, чей домик – угадай-ка».
А на следующей лесной полянке стоят домики зайчика, ежика, утенка и белочки.
(педагог показывает картинку с четырьмя домиками в которых живут персонажи игры.) Они очень любят играть в прятки. Они, как раз, сейчас играют. (Показывает на фланелеграфе четыре пустых домика, и просят вас ребята найти каждому из них его домик. Четверо детей выбирают по одному персонажу (картинки зверят лежат вниз изображением) и находят их домики на фланелеграфе. Проверка выполнения задания детьми.
7. Игра «Мы строители»
Посмотрите, ребята, наши мышата Пин и Пон почему то загрустили. Я, кажется, знаю в чем дело. У них нет домиков, как у лесных зверят. Давайте превратимся в строителей и построим для них дома. Но эти дома вы будете строить как настоящие строители по схемам из конструктора. (Педагог показывает 2 схемы постройки домов, и коробку с крупным строительным материалом. Одной группе ребят предлагает построить домик для мышонка Пина, другой - для мышонка Пона.
- Мы решили строить дом,
Будет жить мышонок в нем.
За работу, мастера,
Начинается игра!
Проверка выполнения задания.
Итог занятия: Мышатам Пину и Пону очень понравилось, как вы играли. А какая из игр, в которые мы с вами играли сегодня, понравилась вам больше всего? (Ответы детей.) Мышатам пора уходить, но они с нетерпением будут ждать следующей встречи с вами. Дети прощаются с мышами.