Ольга Климова
Конспект НОД по краеведению «Знакомство с творчеством Бажова П. П. на примере рассказывания сказа «Серебряное копытце»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с творчеством Бажова П. П. на примере рассказывания сказа «Серебряное копытце».
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
Публикация «Конспект НОД по краеведению „Знакомство с творчеством Бажова П, П, на примере рассказывания сказа „Серебряное копытце“» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цели: Познакомить детей с великим сказочником Урала П. П. Бажовым. Познакомить детей со сказом «Серебряное копытце». Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства. Прививать нравственный интерес и любовь к богатой природе Урала. Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки.
Целевые ориентиры дошкольного образования:
развивать интерес к творчеству уральского сказочника П. П. Бажова;
обогатить словарный запас детей, продолжать формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя; развивать мышление, внимание, память;
воспитывать патриотизм, любовь к родному уголку нашей планеты.
Материалы и оборудование: иллюстрации к сказу «Серебряное копытце», портрет П. П. Бажова;
Предварительная работа: Чтение отрывков сказов П. П. Бажова;
рассматривание иллюстраций;
Словарная работа: пожитки, балаган, пособник, душной.
Содержание
организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня мы будем читать произведение замечательного писателя. Свои произведения он называл сказами. В сказах этих действуют обычные земные люди - такие как Данила-мастер, старик Кокованя, девочка Даренка, два парнишечка Ланко Пужанко да Лейко Шапочка, а рядом с ними – сказочные : Медной горы Хозяйка, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка.
2. Чтение сказа Павла Бажова «Серебряное копытце»
(Педагог рассказывает сказ, сопровождая его просмотром иллюстраций).
Воспитатель: Родился Павел Бажов в семье мастера, работающего на горном заводе. С детства он интересовался уральским фольклором – устным народным творчеством. Ему нравились люди, легенды, сказки и песни родного Урала. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.
Он написал сборник сказок «Малахитовая шкатулка». В них оживает таинственный мир уральской природы, полный тайн, загадок и неповторимого очарования. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. Всего П. П. Бажов написал 52 сказа.
Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.
По Волге ходит пароход «Павел Бажов».
Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера «Каменный цветок»).
По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.
Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.
Произведение «Серебряное копытце» - это сказ. Сказ – такие произведения устного народного творчества повествовательного характера, изложенные своеобразной прозаической речью. В нем действуют обычные земные люди, а рядом с ними вымышленные, сказочные персонажи.
Воспитатель: Понравилось ли вам произведение?
Дети: Да
Воспитатель: Назовите главных героев сказа.
Дети: Старик Кокованя, девочка Даренка, кошка Муренка, Серебряное Копытце.
Воспитатель: Расскажите, что увидел старик Кокованя в избе, где жила сиротка.
Дети: Полна изба народу, больших и маленьких. У печки, девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно.
Воспитатель: Опишите внешность Коковани.
Дети: Старик, большой, бородатый.
Воспитатель: Чем он занимался?
Дети: Он охотник, летом пески промывал, золото добывал, а зимой по лесам за козлом бегал; мастер сказки сказывать, охотник знатный (умелый).
Воспитатель: Какой был старик?
Дети: Добрый, весёлый, ласковый.
Воспитатель: Какая была Даренка?
Дети: Девчушка по шестому году, смелая, трудолюбивая, махонькая, носик пуговкой, добрая, любопытная.
Воспитатель: Чем занималась Даренка?
Дети: В избе прибирала, похлебку да кашу варила, любила сказки слушать.
Воспитатель: Расскажите, как жили Кокованя, Дарёнка, Мурёнка. Как автор красиво рассказал об их житье-бытье.
Дети: Жили-поживали, добра наживали, а на житьё не плакались, у всякого дело было.
Воспитатель: Почему Даренке так хотелось увидеть Серебряное копытце?
Дети: Этот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем - там и появится дорогой камень. Раз топнет - один камень, два топнет - два камня, а где ножкой бить станет - там груда дорогих камней.
Воспитатель: Расскажите, как увидела Дарёнка козла-серебряное копытце?
Дети: Смотрит в сторону покосных ложков и видит - по лесу какой-то комочек катится. Как ближе подкатился, разглядела, - это козел бежит. Ножки тоненькие, головка легонькая, а на рожках по пяти веточек.
Воспитатель: В жизни может козёл отбивать драгоценные камни?
Дети: Нет.
Воспитатель: В жизни таких козлов нет, поэтому автор, назвал эту сказку волшебной.
Воспитатель: Посмотрите, как художник проиллюстрировал эту сказку, смотря на эти рисунки, мы как будто вместе с героями окунулись в мир волшебства и чуда. А давайте представим, что вы художники и вам нужно нарисовать иллюстрацию к сказу «Серебряное копытце».
Дети: (рисуют картинку к любому моменту сказки)
Воспитатель: Вот и подошло наше занятие к концу. Что нового вы узнали?
Дети: (ответы детей)