Анастасия Галиченкова
Конспект НОД по декоративному рисованию «Сказочная Гжель» в старшей возрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Сказочная Гжель
Программное содержание: Расширить знания детей о гжельской росписи. Учить рисовать узор на полоске по мотивам гжельской росписи: многократное повторение и сочетание линий, точек, волнистых и ломаных линий. Закреплять навыки рисования гуашью в сине-белой гамме всей кистью, её концом, без прорисовки узора карандашом. Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий: фон, колорит росписи, элементы узора, украшение полоски. Воспитывать художественный вкус, чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.
Публикация «Конспект НОД по декоративному рисованию „Сказочная Гжель“ в старшей возрастной группе» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Предварительная работа:
1. Беседы о гжельской росписи, об особенностях узора, композиции, цветосочетании.
2. Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.
3. Просмотр мультфильма о происхождении Гжельской посуды.
Материал : краски – гуашь синего цвета, кисточки, баночки для воды, салфетки, бумажные полоски, черновики, изображение гжельской посуды и игрушек, элементы гжельской росписи, частичный образец росписи полос.
Ход НОД
В: Ребята, нам снова прислал письмо художник Кисточка. Он видел как вы рисуете, думаю, он хочет вам дать какоё-то задание. Давайте почитаем
Д: Давайте
Письмо: Здравствуйте ребята! Мне очень понравилось ваши рисунки, я заметил, что вы любите рисовать и у вас это замечательно получается. Недавно я был в деревне Гжель, учился у мастеров знаменитой гжельской росписи, вот теперь предлагаю вам познакомиться с этой сказочной росписью. Удивительно, как с помощью двух цветов получаются такие прекрасные расписные изделия. Я прислал вам изображения Гжельской посуды. Надеюсь, вы справитесь с этим заданием. Удачи ребята!
В: очень интересное задание, правда ребята? Вы знаете что это за деревня Гжель, чем отличается Гжельская роспись от других народных росписей, почему Гжельская посуда известна на весь мир?
(ответы детей)
В: давайте подробно разберёмся в этом.
Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра сильней,
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель!
В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой, даже в самом названии этой деревушки слышится слово «жечь».
В. вывешивает изображение гжельской посуды.
В: Гжельские мастера расписывали разнообразную посуду и игрушки. Давайте её рассмотрим. Какие цвета использовали для гжельской росписи?
Д: белый и синий
В: Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса.
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова
«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси изделия из керамики: посуду, сувениры, игрушки. Это уникальные и самобытные произведения искусства.
Но не всегда гжель имела такую гамму оттенков. Изначально Гжель была разноцветной. Посуда расписывалась яркими красками, и цветочки были не синие, а желтые, красные, зеленые. Спустя некоторое время в Гжели стали производить тонкую фарфоровую посуду, а для ее росписи выбрали синий кобальт. Золотые обводки дополняли роспись. Это стало выделять гжель среди других промыслов.
В: Какие элементы росписи используют гжельские мастера? (В. вывешивает изображение узоров гжельской росписи)
Д. : Капельки, сеточки, полоски, волнистые дуги, цветы.
В: Незатейливые узоры выполненные на белой глине синим цветом оживляют изделия, и неспроста, ведь мастера вкладывают душу в каждое изделие. Так под кистью мастера распускаются цветы, оживают люди и животные. Давайте мы сегодня тоже станем гжельскими мастерами и научимся этой интересной гжельской росписи.
Д: давайте
В: на этом занятии мы разучим основные элементы росписи, а на следующем распишем изделие. Сейчас я вам покажу последовательность выполнения узора на полосе бумаги. Беру среднюю кисть, набираю необходимое количество синей акварели, отступаю немножко сверху и провожу всей кистью горизонтальную линию, не отрывая кисточку от полоски. Затем провожу такую же линию внизу отступая немного от края полоски. Это бордюры.
В: как провожу кистью линию?
Д: слева - направо, всей ворсом кисти, не отрывая от полоски.
В: да, проведите такие же линии на своих полосах.
А теперь посмотрите, я провожу тонкой кистью сверху вниз наклонные голубые линии, в одну и другую сторону. Между полосками я буду оставлять расстояние в 1 палец. В местах пересечения линий ставлю небольшие точки. Вот мы расписали одну полосу.
Также подробно рассказывается и показывается как расписывать остальные четыре полосы. На полосах будут следующие узоры:
2) Толстые и тонкие горизонтальные линии по нижнему и верхнему краю полосы, на толстых линиях в центре расположены в шахматном порядке цветы, состоящие из двух примакиваний кисти и точки посередине.
3) Сверху тонкая волнистая линия с точками в углублениях, ниже цветы, лепестки которых сделанные с помощью примакивания.
4) Тонкие горизонтальные волнистые линии по верхнему и нижнему краю. По середине в ряд расположены большие круги, вокруг которых маленькие точки.
5) В центре большой цветок, лепестки которого сделаны с помощью примакивания. От цветка в левую и правую сторону отходят веточки с листочками, нарисованные примакиванием переходя от большого к маленькому.
В: для начало подготовим наши руки к работе.
Пальчиковая гимнастика:
Наши синие цветы – ладони соединить лодочкой перед собой
Распускают лепестки – по очереди, начиная с большого пальца, развести пальцы в стороны.
Ветерок чуть дышит – подуть на руки: «цветки»
Лепестки колышет - руки колышутся над головой: вправо, влево и соединяются в ладони.
Наши синие цветки – по очереди сложить пальцы, соединить ладони лодочкой.
Закрывают лепестки – покачать ладонями
Головой качают – вправо, влево
Тихо засыпают – ладошки под голову
Повтор 2 раза.
В: давайте повторим, как рисовать основные элементы росписи.
Д:Линии рисуем не отрывая кисть от полосы, цветы и листики рисуем примакиванием.
Воспитатель показывает элемент на доске, дети внимательно смотрят и повторяют на своих полосах. Во время рисования воспитатель следит за техникой выполнения, размещением узоров, их размерами, по необходимости помогает, подсказывает. Предлагает детям перед тем как нарисовать элемент на полосе попробовать его на черновике. По окончанию работы делает дифференцированную оценку работ детей.