елена дербишева
Сценарий мероприятия «Откуда пришел хлеб» (для детей 5–7 лет)
▼ Скачать
Конспект НОД Осенние посиделки по теме «Откуда пришел хлеб» для детей 5-7 лет
Интеграция областей Познавательное развитие, Развитие речи, Социально-коммуникативное развитие.
Подготовила: Е. С. Дербишева – воспитатель 1-ой категории., МБДОУ детский сад №47, г. Златоуст, Челябинская область.
Цель: Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба.
Задачи:
- Развивать связную речь, продолжать учить сочетать движение и речь.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве.
Публикация «Сценарий мероприятия „Откуда пришел хлеб“ (для детей 5–7 лет)» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2014
Материалы и оборудование:
- Атрибуты и костюмы в русском народном стиле;
- Иллюстрации, фотографии выращивания и уборки хлеба, обработки зерна;
- Набор предметных картинок: инструменты труда по выращиванию хлеба – старинные и современные;
- Изделия из муки: хлеб, булочки, пирожки, печенье, блины, пряники и т. д. ;
- Атрибуты для русского застолья;
- Набор картинок: последовательность выращивания зерновых культур.
Предварительная работа:
- Прогулка на опытное поле по выращиванию злаковых культур: пшеницы и ржи;
- Целевая прогулка в магазин хлебобулочных изделий, знакомство с работой продавца
хлебобулочного отдела магазина;
- Чтение художественной литературы: Г. Виеру «Хлеб с росою», В. Степанов «Почему у пирога зарумянились бока», Я. Аким «Отличные пшеничные», Л. Волкова «На дальнем поле», сказка Г-Х Андерсена «О девочке, которая наступила на хлеб», Украинская народная сказка «Колосок», белорусская народная сказка «Легкий хлеб», русская народная сказка «Вершки и корешки» и т. д. ;
- Проведение дидактических игр: «От зернышка до булочки», «Как хлеб на стол пришел», «А что потом?» (см. Н. Н. Кокорева, А. К. Бондаренко «Любить труд на родной земле»);
- Опыты по выращиванию культурных растений в помещении, на огороде (семена злаковых, цветочных, овощных растений);
- Заучивание стихотворений о хлеборобах;
- Беседа о труде тружеников села: хлеборобах, животноводах и т. д.
Литература:
- Л. Е. Стрельцова «Литература и фантазия».
- Н. А. Есаулова «Конспекты занятий по красноречию».
- В. В. Горбунова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада».
- Н. Н. Кокорева, А. К. Бондаренко «Любить труд на родной земле».
Ход занятия:
Хозяюшка: Здравствуйте, ребятушки!
Здравствуйте. касатушки!
Заходите, не стесняйтесь
Да хлебушком угощайтесь!
Разносит детям угощение: булочки, карвайчики, печенье и т. д.
Забегают скоморохи, имитируя посев зерна ( как в старину: решето с зерном).
Скоморохи хором:
Ай, авсень, авсень, авсень,
Сеем тесто целый день!
Свети солнышко нам с неба,
Чтобы больше было хлеба!
Хозяюшка (удивленно) :
Ой, скоморошки, вы что-то перепутали немножко!
Уж, осень на дворе, пора жито жать да в снопы собирать!
Скоморохи хором:
Ой, и, правда, долго спали,
Но еще не опоздали!
Прошка (имитирует движения) :
Мы на нивку идем,
Мы серпочки несем!
Федул (обращается к Хозяюшке) :
Будем жито жать,
Тебя в гости ждать!
Хозяюшка:
Ой, спасибо, скоморохи,
За угощение и заботу,
Но приду я не одна.
Будете рады?
Скоморохи:
Всегда!
Приглашаем в гости всех.
Урожай богат, столу доброму рад! (Кланяются и убегают)
Хозяюшка: Пока скоморохи трудятся, мы с вами побеседуем. Вспомним, как сейчас работают земледельцы, чтобы каравай по осени был румяный да аппетитный. Что делают для этого хлеборобы? (Ответы детей (1-2 ребенка, небольшие рассказы)
Дети рассказывают, как хлеборобы удобряют поле, задерживают на нем снег и т. д. Дети охотно рассказывают обо всем, что им известно и с чем они познакомились.
Хозяюшка: Какие молодцы, так интересно все рассказали. А, теперь, покажите по картинкам последовательность выращивания хлеба. (1-2 ответа)
(Речь связная, образная, активно используются слова, которые усвоили в процессе знакомства с художественной литературой и русским народным творчеством, а также во время наблюдений и дидактических играх.)
Проводится русская народная игра «Жито жать» :
Хозяюшка: Давайте поможем хлеборобам, нашим скоморохам, жито жать да в снопы собирать ( раздает детям импровизированные орудия труда: серпы).
Эй, скоморохи, не зевайте, да ребятам помогайте!
Скоморохи:
Солнышко, высвети!
Красное, выблесни!
Мы на нивку идем,
Мы серпочки несем. (Идут по кругу в хороводе)
Будем жито жать,
Тебя в гости ждать! (Имитируют движения)
Хозяюшка:
Уродись, пшеничка, рожь да чечевичка
Велика да крута, в поле густа,
На столе вкусна. (Движения импровизированные, по желанию детей.)
Скоморохи:
Ох, устали, ох, упрели!
Мы б присели да поели!
Хозяюшка:
Погодите, скоморохи, не спешите!
Посидите, отдохните!
(обращается к детям) :
Расскажите, ребятушки-касатушки, как можно назвать хлеборобов по характеру своей работы? Какие они люди?
Дети:Хлеборобы трудолюбивые, смелые, добрые, заботливые и т. д.
Хозяюшка:Да, хлеборобов можно даже назвать мужественными. Ведь они в страду работают круглыми сутками. Труд их нелегкий, но они любят его, гордятся им. Расскажите об этом труде в стихах.
1-ый ребенок:
Где весною раннею сеяли пшеницу –
Нива урожайная зреет, колосится.
День и ночь поют-шумят
Тракторы-комбайны
На полях бескрайних знаем, жаркая страда –
Осень золотая.
Не добиться без труда, чудо-урожая! (В. Малков и Л. Некрасова)
2-ой ребенок:
Хлеб
Сеют в поле зерна раннею весною.
А над ними светит солнышко родное.
На полях зашумят колосья –
Будет урожайной золотая осень!
И зерно в амбары потечет рекою,
И его машины сделают мукою.
На заводе пекарь хлеб печет с любовью.
Скажет он ребятам: «Ешьте на здоровье!» (П. Качанов)
3-ий ребенок:
Руки человека
Склонила тяжелую голову рожь:
«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай берегут,
Спасибо вам, руки,
За добрый ваш труд!» (Я. Дягутите)
Хозяюшка:Какие красивые стихи о таких мужественных, трудолюбивых людях. А кто знает пословицы и поговорки о хлеборобах и их труде? Расскажите, пожалуйста.
Пословицы и поговорки:
4-ый ребенок: Лето снопами, осень с пирогами.
5-ый ребенок: Весною дождь растит, а осенью гноит.
6-ы ребенок: Пахать, так не дремать.
7-ый ребенок: Зернышко к зернышку – будет мешок.
8-ой ребенок: Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
9-ый ребенок: Хлеб – всему голова.
Хозяюшка: Молодцы, знаете столько пословиц и поговорок о труде хлеборобов. Расскажите, какие профессии есть у хлеборобов.
Дети: Трактористы, агрономы, комбайнеры, сеяльщики, землемеры, рабочие зернотока и т. д.
Хозяюшка: Вот собрали зерно и куда его повезли?
Дети: Везут на зерноток, а потом на элеватор (зернохранилище).
Хозяюшка: А с элеватора куда везут?
Дети: На мукомольный завод, а раньше возили на мельницу.
Хозяюшка: А оттуда куда?
Дети: На пекарню или на хлебозавод.
Хозяюшка:Правильно! На хлебозаводе пекарь выпекает вкусный и аппетитный хлеб, булочки, каравай. Какой трудный путь проходит маленькое зернышко для того, чтобы попасть к вам на стол в виде кусочка хлеба.
Скоморохи:
От завода-автомата
Льется теплый хлебный запах.
Хозяюшка:
Так и скачут из печи
Плюшки, сушки да ватрушки,
Куличи да калачи,
Сладкие коврижки. (П. Синявский)
Хозяюшка с блюдом ватрушек, булочек, лепешек проходит по кругу, приглашает детей к столу попробовать угощение.
Скоморохи зазывают детей :
Тары, тары, тары, бары,
Выпьем чай из самовара,
С частушками, ватрушками
И булочками вкусными!
Русское застолье
( Предварительная работа: дети помогают украшать праздничный стол.)