Валентина Назарова
«Лекарственные травы». Конспект НОД по образовательной области «Познание» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД область «Познание»
Воспитатель: Назарова Валентина Алексеевна
Цель: Продолжать уточнять и расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений Кубани.
задачи:
1. Формировать представления об использовании лекарственных растений в медицине.
Публикация «„Лекарственные травы“, Конспект НОД по образовательной области „Познание“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
2. Закрепить знания об их строении.
3. Развивать наблюдательность, внимание.
4. Воспитывать гуманное отношение к природе Кубани: любить и беречь природу.
Методы и приемы: игровой, художественное слово, вопросы, рассматривание картин, составление рассказов, описание, наблюдение, уточнение, поощрение, показ с объяснением.
Обогащение словаря: лекарственные растения, календула, ромашка, одуванчик, аптека, настой, ополаскивание, ангина, ожог, ушиб, клумба, прозрачная, бесцветная.
Материал: «Волшебная книга», иллюстрации лекарственных растений, стаканы, горячая вода, атрибуты к игре, пакетики с засушенными лекарственными растениями.
Предварительная работа: экскурсия к старому руслу реки Кубань, прогулка на луг (весной, летом, осенью) рассматривание лекарственных растений, чтение и заучивание стихов, загадывание загадок, дидактическая игра «Вершки и корешки».
Ход занятия: Раздается стук в дверь. Входит почтальон.
Почтальон: - Здесь группа № 12. детского сада «Весна».
Дети: - Да, это наша группа.
Почтальон: - Получите посылку из леса от Совушки-совы - умнейшей головы.
Воспитатель: Спасибо тебе почтальон за посылку. (Почтальон уходит) давайте, дети, откроем посылку. Интересно, что нам прислала Сова (Открывается посылку с детьми, достает книгу, читает «Волшебная книга»). Посмотрите, какая она необычная, удивительно красивая (открывает Книгу, звучит мелодия). Послушайте, какая нежная и ласковая мелодия, как будто приглашает нас в путешествие. А путешествие сегодня у нас будет в страну лекарственных растений Кубани, в которую и приглашает нас Совушка.
Ребята, вот я сказала «Растение Кубани», а где же находится эта Кубань?
Дети: - Кубанью называют наш Краснодарский край, в котором мы живем.
Воспитатель: А почему так называют наш край?
Дети: Потому что в нашем крае протекает полноводная река Кубань!
Воспитатель: а как называется город, в котором мы живем!
Дети: Город Новокубанск!
Воспитатель: А, какой город является центром Краснодарского края?
Дети: Город Краснодар.
Воспитатель: Сегодня нам Сова и предлагает с помощью этой «Волшебной книги» открывается в страну лекарственных растений Кубани. Ребята, а почему некоторые растения называются лекарственными?
Дети: Потому, что они лечат от разных болезней?
Воспитатель: Правильно. А какие вы знаете, лекарственные растения? (дети перечисляют) Дети, как богата наша Кубань лекарственными растениями, которые помогают людям, справится с болезнями. Вы готовы отправиться в путешествие?
Но я вас должна предупредить, что путешествие будет не простым, впереди вас ждут сложные задания. Справитесь? Тогда давайте открывать первую страницу. (Открывают страничку, звучит музыка. Дети рассматривают рисунок, читают, что написано)
Воспитатель: Эта страничка приглашает нас посетить «Зеленую аптеку». А что такое аптека?
Дети: - Это, где продают лекарства, таблетки, мази, микстуры, бинт, вату и многое другое.
Воспитатель: А как вы думаете, что значить «Зеленая аптека»?
Дети: Наверное, там должны продаваться лекарственные растения.
Воспитатель: Правильно, вот сейчас мы пройдем с вами в «Зеленую аптеку», которая расположена совсем недалеко. Нужно только пройти по этой дорожке, затем перешагнуть вот через эти камешки, проползти под этой веточкой и перейти по мостику через ручеек. (Дети проходят по организованной «дорожке здоровья»).
Вот и наша «Зеленая аптека», располагайтесь поудобней, я открываю следующую страничку. (Звучит музыка).
Следующая страничка загадок и отгадок. Совушка приготовила для вас
интересные загадки. Послушайте:
«На зеленой круглой ножке
Вырос шарик у дорожки
Ветерок вдруг прошуршал,
И развеял этот шар».
Дети: Это одуванчик.
Воспитатель: Дети, найдите, пожалуйста, одуванчик. Это очень нужное и полезное растение. Оно произрастает не только у нас в Краснодарском крае, но и по всей России. Мы рассматриваем одуванчики на лугу, кто хочет рассказать о нем?
Дети: Одуванчик, растет на лугу. У него есть корень, длинный, тонкий, прямой стебель, слегка резные листья и желтый цветок, похожий на шарик.
Воспитатель: Послушайте, я вам расскажу, чем же полезен одуванчик. В листьях одуванчика много витаминов. Если его положить в салат, он повышает аппетит. Но листья одуванчика, свежие, очень горькие из-за млечного белого сока. Помните, как мы немного отщипываем от листочка и видели белое молочко, которое так и называется «млечный сок».
Чтобы убрать горечь, нужно листики просто залить кипятком на несколько минут. Листья и корни помогают при кашле. Кто может рассказать стихотворение об одуванчике?
Дети: Одуванчик, одуванчик,
золотистый сарафанчик.
Он везде произрастает,
его даже дети знают.
Аппетит он улучшает,
и при кашле помогает,
Лучший при ожогах лекарь,
одуванчик как аптекарь!
Воспитатель: Молодцы! Вот сколько полезного мы узнали из этого стихотворения. А вот еще одна загадка о лекарственном растении : «Стоит в поле кудряшка - белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое?»
Дети: Это - ромашка.
Воспитатель: правильно, кто хочет рассказать об этой красавице?
Дети: Ромашка растет везде на полянке. На лугу, около речки. У нее высокий прямой стебель, он тонкий и ветвистый. Листья узкие и очень похожие на укроп. Цветочки маленькие и их у ромашки много. У цветка белые лепестки и желтая серединка.
Воспитатель: Все правильно, ромашка - это распространенное растение. Его можно встретить не только в Краснодарском крае, но и по всей России. Дети может, быть вы слышали такие слова «Ромашковая Родина моя». Эти слова относятся и к нашему краю, и к нашему городу. Ромашка лучший доктор при ангине. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать горло и носик, ополаскивать волосы. Ну, а сейчас, послушайте последнюю загадку на этой странице.
«Растет на клумбе огонек - оранжевый цветок.
Ты отыщи его дружок, он очень нужный огонек»
Дети: - Это календула.
Воспитатель: Кто хочет показать и рассказать об этом ярком и нужном растении?
Дети: Календула растет на клумбе. У нее есть корень, сочный стебель, сочные продолговатые зеленые листья и яркий оранжевый цветок.
Воспитатель: Верно. У нас на клумбе много растет календулы. А, кто из вас помнит, как в народе называют это растение?
Дети: Его называют ноготки.
Воспитатель: А почему его так называют?
Дети: Потому что, семена, которые мы собираем осенью, очень похожи на
скрученные изогнутые ноготки.
Воспитатель: Ноготки применяются для заживления ран, ожогов, при ангине, простуде и насморке. Кто знает стихотворение о ноготках?
Дети: По цветкам есть знатоки?
Что же это? Ноготки?
Лепестки у них сорвите,
потом горло полощите.
При ангине, при простуде
лучше доктора не будет!
Воспитатель: Эта страничка закрывается, а новая открывается (звучит мелодия).
Сегодня мы с вами поговорим о трех лекарственных растений. Но вы знаете еще много лекарственных растений. На приготовлены пакетики с сухими лекарственными растениями, вы с ними знакомы. Подойдите и выберите себе пакетик. Сейчас поиграем в игру: «Назови лекарственное растение», (дети, внимательно рассматривают лекарственное растение в своем пакетике и называют его).
Воспитатель: - А на следующей страничке нашей «Волшебной книги» Игра: «собери лекарственное растение из частей»
(Показываю детям большой зеленый круг - полянку, дети собирают растения из частей, размещая их по кругу, на поляне и называют их).
Воспитатель: Слышите, опять звучит мелодия, это нас Сова приглашает в лабораторию. Сейчас, мы в лаборатории будем готовить настой из лекарственных трав. Дети, вы должны внимательно наблюдать и помогать мне. Скажите, из каких лекарственных трав мы будем готовить настой?
Дети: - Из календулы. Одуванчика и ромашки.
Воспитатель: Верно. Сейчас мы приготовим противовоспалительный настой, которым можно прополоскать горло, промыть уши, нос, ополоснуть волосы. Итак. Что же мы сейчас будем готовить? Дети: настой из лекарственных трав.
Воспитатель: Для этого нужно взять чистый стакан и насыпать в него столовую ложку лекарственных растений, (дети помогают, набирают растение в ложку, высыпают в стакан).
Теперь, я залью травы кипятком. Настой называется настоем потому, что он должен настояться (немного постоять). Скажите, вода, которой я заливала травы, какого цвета была?
Дети: Вода была бесцветной.
Воспитатель: Верно, растение отдают свой цвет и все свои лечебные свойства. Вот и получается настой, которым можно лечиться.
А пока травы настаиваются, я прошу Вову прочитать стихотворение «Кубань родная» В. Подкапаев.
Могучие горы, степные просторы.
Приморского берега грань
Леса и поляны, сады и лиманы
- Все это родная Кубань.
Родные станицы, разливы пшеницы,
Плывет за комбайном, комбайн.
Огни городские, гудки заводские
- Все это родная Кубань.
Дары свои щедро открыли на недра.
Морями разлились хлеба.
Здесь труд величавый
Сроднился со славой
- Все это родная Кубань.
Веселые песни летят в поднебесье,
Открытая высь, глубина
И нету красивее края в России.
Чем наша родная Кубань.
Воспитатель: А теперь открываем последнюю, страничку нашей «Волшебной книги». Здесь изображена сама Совушка. Она приглашает нас на чаепитие. Мы с вами сегодня много узнали, много рассказали и научились готовить настой из лекарственных трав. А еще Сова хочет угостить нас чаем из липы с медом. Очень вкусный, душистый и полезный чай. Дети, будьте все здоровы!