Анжела Паскарь
Конспект НОД «Вулкан»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД на тему : «Вулкан»
Цель: Ознакомление детей с явлением неживой природы - извержением вулкана.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «вулкан»;
2. Дать представление о происхождении и строении вулканов;
3. Сформировать представления детей о природном явлении – извержение вулкана;
4. Познакомить детей с профессией вулканолог;
5. Стимулировать желание детей экспериментировать.
Публикация «Конспект НОД „Вулкан“» размещена в разделах
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу с вами поговорить о таинственном, загадочном, удивительном и одновременно грозном явлении природы. Как думаете, о каком?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, о вулкане. Есть горы «смирные», а есть горы, которые «сердятся». (Слайд 2)
Но почему же вулкан назвали вулканом? Как думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы знаете кого называют кузнецом? (Слайд 3)
Ответы детей.
Воспитатель: Это люди, которые стоят у наковальни, бьют тяжелым молотом по железу, раздувают огонь в горне. И вот, Богу огня по имени Вулкан, очень нравилось кузнечное дело. (Слайд 4) Он тоже любил стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу и раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посредине моря на острове Вулькарно. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть Вулканами.
Давайте глубже узнаем, что же такое вулкан. (Слайд 5)
Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на наружном слое, самом тонком, который называется земная кора.
Кора состоит примерно из 20 малых плит. Эти плиты как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества. Это вещество, на котором плавают плиты, называется магма. Слово «магма» переводится с греческого языка как тесто или паста. Горы придавливают магму сверху, и магма по жерлу вулкана выходит наружу. Ее называют лавой. И происходит выброс лавы из кратера. Лава растекается по поверхности горы. (Слайд 6, 7)
Когда вулканы «спят», то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, на многие километры выбрасываются густые черные тучи газов и паров воды, смешанных с пеплом. Все вокруг погружается во мрак, из черных туч сыпется пепел, а из жерла вулкана выливается огненная бурлящая лава и стекает по склонам вулкана, сжигая все на своем пути. (Слайд 8)
Физкультминутка «Вулкан»
Вулканы начали играть
Из жерла лаву извергать
(Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз)
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
(Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак – 2 раза)
Но вот он начал уставать-
Огонь в нем начал угасать
(Медленное опускание рук с одновременным приседанием вниз)
Последний раз огнём дыхнул –
(Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»)
И на десяток лет уснул.
(Складывают руки под щёку «засыпают, спят»)
Воспитатель: Помимо вулканов – гор, бывают еще подводные вулканы, которые полностью скрыты под водой. А еще существуют вулканы – озера. Кратеры таких вулканов похожи на плоскую тарелку, наполненную кипящей водой. (Слайд 9)
Все вулканы делятся на действующие, спящие и потухшие.
Как думаете, какой вулкан называют действующим? (ответы детей)
Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя.
Какой вулкан называют спящим? (Ответы детей).
Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться, проснуться.
Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей)
Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом.
Извержение вулкана угрожает жизни людей. Они бывают очень мощными и разрушительные, не оставляя ничего живого на своем пути.
Ребята, а вы знаете, что на свете есть смельчаки, которые изучают вулканы. Это специальные ученые – вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется». (Слайд 10)
Практическая часть
Воспитатель с детьми проводят опыт.
Воспитатель: Сейчас мы из спящего вулкана сделаем действующий вулкан.
В "кратер вулкана" насыпаем 2 столовые ложки соды, добавляем 1 ложку красной краски (гуаши, пищевой краситель, затем немного жидкого мыла. Смешиваем лимонную кислоту с водой. Осторожно вливаем получившееся вещество в "кратер". Вулкан просыпается.
Заключение
Воспитатель: Понравилось вам, ребята занятие? Что нового узнали сегодня? Что интересного узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы сегодня молодцы, спасибо!