Людмила Федоренко
Конспект НОД «Масленица» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД на тему : “Масленица” в средней группе.
МБДОУ «ЦРР- детский сад №58»
Воспитатель-Федоренко Л. А.
Образовательная область: «Познание»
Цель: Приобщение детей к русским традициям, к родной культуре.
Задачи:
1. Воспитательные задачи:
— воспитывать уважительное отношение к народным традициям Руси.
Публикация «Конспект НОД „Масленица“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Средняя группа
- Темочки
— вызвать эмоциональный отклик и положительные эмоции в процессах: чтения стихотворения, прослушивание песни и рассматривании слайдов на тему Масленица.
2. Развивающие задачи:
— развивать свободное общение, и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.
— развивать координацию речи с движением.
— развивать мелкую моторику, учить снимать мышечное напряжение.
— развивать внимание, любознательность.
1. Обучающие задачи:
— продолжать расширять представления детей о русских народных праздниках.
— познакомить с историей возникновения и традициями праздника широкой Масленицы. Рассказать о символе Масленицы.
— дать представление о значении каждого дня Масленицы.
4. Речевые задачи:
- обогощать и активизировать словарный запас детей словами «зять», «тёща», «трапеза», «символ», «седмица». Учить детей использовать в речи пословицы и заклички.
Интеграция с другими областями: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Музыкальное развитие», «Коммуникация».
Оборудование: Ноутбук.
Демонстрационный материал: иллюстрации и рисунки к празднику Масленица. Аудиозапись с песней «Масленица» из сборника «Обрядовые песни масляничной недели» в исполнении этнографических коллективов.
Предварительная работа: Рассматривание книг с иллюстрациями русских народных гуляний. Чтение русских народных сказок, потешек.
Беседы с детьми о русских народных праздниках, о традициях, которые были в старину и до сих пор существуют в нашей жизни.
1. Дети входят в группу под песню Трубачева Д. «Масленица»
Им предлагается посмотреть небольшой фильм о праздновании Масленицы.
Дети отвечают на вопросы о том, что они увидели, почему народ веселиться, играет, угощается блинами. Почему же всем так весело? Какой же это праздник?
Детям предлагается послушать стихотворение на тему «Масленица»
Пахнет свежими блинами,
Важно самовар гудит,
Семимильными шагами
Закружимся в хороводе,
Пригласим друзей к костру,
Зиму лютую проводим —
Встретим теплую весну!
2. Масленица-это праздник, который еще называется как масленичная (сырная) неделя. Называлась Масленица - широкая, весёлая, «барыня-масленица», «госпожа масленица». Это был один из самых любимых в народе праздников.
Во время масленичной недели пекли круглые, желтые, масляные блинчики, отсюда и название - Масленица. Всю неделю нужно было кушать блины, потому что блины - это символ Масленицы, так как напоминают солнышко, которое с приходом весны начинает все чаще появляться на небе и пригревать землю-матушку.
-Давайте сравним блин и солнышко, какое сходство вы найдете? (ответы детей).
Обобщаю ответы детей: - Правильно, и солнышко и блинчик круглые, желто-золотистого цвета.
3. Детям прелагается поиграть в подвижную игру «Блины».
(Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду, участники её выполняют:
1. «Блин комом» - все подпрыгивают.
2. «Блин с маслом» - все приседают.
3. «Блин с мясом» - все встают, руки на пояс.
4. «Блин со сметаной» - кричат мальчики.
5. «Блин со сгущенкой» - кричат девочки)
Воспитатель рассказывает детям о том, что праздновали Масленицу не один день, а целую неделю. И каждый день был особенным и неповторимым.
Понедельник - «встреча»- закликание Весны.
В этот день из соломы сооружали чучело, надевали на него женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Пелись радостные веселые песни. (Предлагается детям послушать русскую народную песню «Масленица к нам пришла» и потанцевать под нее.)
Вторник - «заигрыш».
В этот день начинались развлечения: катания на санях, гуляния взрослых и детей, представления с театрализованной деятельностью. Сооружались крупных размеров балаганы, так назывались сцены, на которых устраивали представления различные гости: скоморохи, Петрушки и другие актеры. Люди наряжались в маски, одевали яркие, праздничные одежды. Большими группами катались по деревням, многие ездили у лошадиных упряжках с гармонями и бубнами. Народ очень любил кататься с гор, которые специально готовили к Масленице. (рассматривание иллюстраций)
Среда - «лакомка», сладкоежка», «разгул».
Именно в этот день начинали активно печь, и есть блины. Во всех домах вкусно пахло блинами и другими яствами. В каждой семье старались накрыть стол с вкусной трапезой. Около базаров и на площадях появлялись маленькие театры, торговые палатки-лотки. В них продавались горячие напитки, орехи, медовые и мятные пряники.
Четверг - «разгуляй-четверток», «широкий».
На этот день приходилась середина игр и веселья. Устраивались кулачные бои, со своими строгими правилами. 1) нельзя бить лежачего (пословица — «лежачего не бьют», 2)нельзя вдвоем и больше, нападать на одного («двое дерутся — третий не лезь», 3)нельзя бить ниже пояса. За нарушение этих правил грозило наказание. В этот день колядовали, то сесть ходили по дворам, поздравляли соседей, водили хороводы и плясали, пели частушки (объясняю, что частушка-это народная мини-песенка или четверостишие шутливого содержания) :
Как на масленой неделе
На столы блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
и произносили заклички (заклички - это обращения, непременно в стихотворной форме, к природным явлениям.)
Широкая Масленица
Мы тобой не нахвалимся
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
С детьми поиграть
На горках кататься!
А мы с вами знаем закличку для солнышка, давайте произнесем ее:
Пеки, пеки, солнышко,
Красное ведрышко!
Рано-рано играй,
Своих деток согревай!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут (Обсудить с детьми смысл закличек.)
Пятница -«тёщины вечера» или «вечорки» — масленичные бои.
В этот день зять едет к теще на блины (зять-это муж дочери, а теща- это мама жены).
Суббота - «проводы».
В этот день провожали зиму и сжигали соломенное чучело.
Воскресенье - «прощённый день» или целовальник.
В этот день блинами провожали Масленицу, чтобы год был урожайный, плодородный. А еще обычай этого дня таков, надо было друг у друга просить прощения, особенно, если люди до этого были в ссоре, произносилось: «Прости меня, пожалуйста». Второй отвечал: «Бог тебя простит». Обида была забыта. Люди обнимались и целовались.
3. Ребята, а вы любите блины?
Я предлагаю вам напечь много вкусных и золотистых блинов:
Пальчиковая игра «Масленица»
Положи блинок в ладошку: (Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке)
Угости мурлыку- кошку, (На следующие пять строчек загибать пальцы с приговарив. соответствующих слов). Угости щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке.
Вот сколько нового вы сегодня узнали о русском народном празднике Масленица.
А теперь я хочу вам предложить нарисовать Масленицу, такую, какую вы сами захотите.
Дети рисуют, слушая аудиозапись с песней «Масленица», из сборника «Обрядовые песни масляничной недели» в исполнении этнографических коллективов.
Список используемой литературы и интернет ресурсов:
1.https://maslenisa-ru.turbopages.org/maslenisa.ru/s/stihi-chastushki/maslenichnye-stihi.html
2.https://gamejulia.ru/kartinki-na-maslenitsu.html- иллюстрации на тему Масленица.
3. https://intoclassics.net/load/5-1-0-1310 — Аудиозапись с песней «Масленица», из сборника «Обрядовые песни масляничной недели» в исполнении этнографических коллективов.
4. Энциклопедия зимних праздников. СПб. : “Респекс”, 1995г.
5.https://drive.gybka.com/song/58224476/Trubachevy___Maslenica/