Ольга Гуляева
Конспект НОД «Мы веселые матрешки»
Мы веселые матрешки
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35»
Конспект
Тема: «Мы веселые матрешки»
Составила воспитатель: Гуляева Ольга Петровна
Цель: Приобщение детей к национально-культурным традициям через знакомство с русской народной игрушкой матрешкой как символом русского народного творчества.
Задачи:
- развивать интерес к народным игрушкам;
-закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружок, точка, полоски, кольцо);
Публикация «Конспект НОД „Мы веселые матрешки“» размещена в разделах
- закреплять счет в пределах 5 и понятия «большой», «меньше», «еще меньше», «самый маленький»;
- создавать радостное настроение.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением русской матрёшки; беседа с детьми на тему: «Кто изготавливает матрёшку?»
Материал: наборы матрёшек, готовые шаблонные рисунки, акварельные краски, кисти, салфетки, баночки с водой.
Ход НОД:
Воспитатель: Звучит русская народная музыка. Ой, что это за музыка? Пойдемте, посмотрим. Подходим к столу, на котором стоит матрешка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка, кто к нам сегодня в гости пришел?
Матрешка : Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте
Матрешка : Я веселая матрешка, пришла к вам в гости. Какие вы все нарядные, красивые. А я красивая?
Дети: Да красивая.
Матрешка : А что на мне одето?
Дети: Сарафан и косынка
Воспитатель:А какие сарафан и косынка у матрешки?
Дети: Красивые, нарядные.
Воспитатель: А что есть на сарафане?
Дети: Цветы
Воспитатель: Вы знаете, из чего сделана матрешка?
Дети: Из дерева
Воспитатель: А сейчас я вам расскажу, как появилась первая матрешка. Появилась первая матрешка в России очень давно. Привезли игрушку из другой страны. Сделана она из дерева. Раскроешь ее, а там еще такая же игрушка, но чуть поменьше, раскроешь вторую, а там третья – меньше второй. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с фартучком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей глазки, на щечках румянец. И назвали ее старинным русским именем – «Матрешей».
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кукла матрешка с секретом. Хотите посмотреть?
Дети: Хотим
Воспитатель: Пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
Эту куклу открой-
Будет третья во второй,
Половинку отвинти,
Плотную, притертую
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее, да посмотри,
Что там прячется внутри?
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
Вот, поставленные, в ряд
Сестры- куколки стоят.
Посчитаем вас опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Воспитатель: Ребята, а скажите-ка мне какая кукла самая большая? А какая чуть меньше? Еще меньше? Какая самая маленькая?
Дети:Вот эта самая большая (показывают на большую, а вот эта самая маленькая (показывают на маленькую)
Воспитатель: Молодцы!
Физкультминутка:
Воспитатель: Ребята устали, давайте мы с вами немножко разомнем наши ручки и ножки, споем песенку и станцуем:
Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (стучат ножкой, показывают сапожки)
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)
У-ух (кружатся)
Завязали мы платочки (завязывают)
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)
Раскраснелись наши щечки (хлопают по щечкам)
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)
У-ух (кружатся)
В сарафанах наших пестрых (руки на поясе, пружинка)
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)
Мы похожи словно сестры
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)
У-ух (кружатся)
Воспитатель:Достает из короба бумажных матрешек, дети, из чего сделаны эти матрешки?"
Дети: Из бумаги
Воспитатель: Значит, они какие?
Дети: Бумажные
Воспитатель:
"Посмотрите, вот они!
Удивительно бледны,
Мастера, скорей за дело,
Украшай матрешек смело,
Составляй любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Воспитатель: Ребята, а что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки?"
Дети: Украсить их фартуки
Для этого, я вас сейчас превращу в мастеров.
Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров.
Воспитатель: Проходим к столам. Выбираем любое место, садимся.
Воспитатель: Посмотрите на доску. Тут художники оставили для примера, как можно раскрасить сарафан.
Воспитатель: Как украшены сарафаны?
Дети: Цветочками, горошинками (кружочками)
Воспитатель: А рисовать мы с вами сегодня будем пальчиком.
Посмотрите, как я буду рисовать. Я обмакну, пальчик в красную краску и нанесу несколько горошин на сарафан. Потом вытираю пальчик салфеткой, обмакну в желтую краску и опять нанесу на сарафан. Видите, как у меня получается? А сейчас давайте вы сами попробуете.
Воспитатель: Ребята, получается?
Дети: Да получается
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Посмотрите, как повеселели матрешки. Им очень понравилось, как вы раскрасили платья и платочки. Они вам очень благодарны и приглашают нас всех потанцевать.
Дети выполняют ритмические движения под музыку «Веселые матрешки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой) .
Мы – веселые матрешки,
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки!
В сарафанах ходим пестрых.
Ладушки, ладушки!
Мы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки.
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щечки.
Ладушки, ладушки!
Воспитатель: Как весело мы провели время! И матрешкам помогли, и повеселились вместе с ними.
Воспитатель:Ну вот ребята, настала пора прощаться нам с Матрешкой. Давайте скажем ей до свидания.
Дети: До свидания.
Подведение итогов занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним кто был у нас сегодня в гостях? Что мы делали на занятии?
Дети: знакомились с Матрешкой, танцевали, украшали платье Матрешек красками, играли в игру.
Список использованной литературы:
1. Бударина Т. А., Маркеева О. А. Знакомство детей с устным народным творчеством. – СПб., 2001
2. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Сост. Бахметьева Т. Т., Соколова Г. Т. – Ярославль, 2000
3. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1999