Соколова Валентина Федоровна
Конспект НОД «Моя Родина Россия дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: содействовать формированию представлений детей о многонациональной России.
Задачи: закреплять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России, развивать умение сравнивать, классифицировать; обогащать словарь детей ; воспитывать чувство любви к родной стране, доброжелательное отношение к народам, населяющим Россию.
Оборудование: проектор, ноутбук. Мольберт, наборы цветных картинок
«Народы России», кукла,
Публикация «Конспект НОД „Моя Родина Россия дружная семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие»,«Социально-коммуникативное развитие»,«Речевое развитие»,
«Физическое развитие».
Дети становятся в полукруг.
1. Организационный момент.
Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое название.
-Какое? (Россия, Российская Федерация) Много других стран на нашей планете, но Россия единственная.
ИГРА «Передай сердечко и скажи словечко»
Воспитатель: Сейчас мы будем передавать по кругу сердечко и отвечать на вопрос: какая наша Россия? Каждый должен назвать одно слово. Наша Россия, какая?
(Дети передают по кругу сердечко и называют по одному прилагательному к слову Россия : милая, любимая, красивая, чудесная, заботливая, надежная, прекрасная, миролюбивая, дорогая, единственная, сильная, богатая, могучая).
Вот сколько красивых слов вы смогли сказать о России.
1. Мотивация детей к деятельности.
Стук в дверь. Воспитатель вносит куклу иностранку.
Здравствуйте, мои маленькие друзья. Меня зовут Ирма. (на немецком языке) Я приехала из Германии, работаю в детской газете журналистом. В редакции мне дали задание написать статью про Россию. И вот я уже в России. Но о чем написать, не знаю. Я ведь еще ничего не видела и ничего не знаю о вашей стране. Ребята, а может вы мне сможете помочь?
2. Постановка детьми цели деятельности.
Воспитатель:
А как, ребята. Вы поможете Ирме? (Мы расскажем вам о нашей стране).
А Ирма будет делать заметки, фотографии для своей статьи. О России можно рассказать очень много.
3. Совместная работа.
- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. ---Ребята, а как называем мы людей, которые живут в нашей стране? (Россияне). Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
Просмотр мультфильма.
Обратите внимание на экран.
-Сейчас мы посмотрим мультфильм, а вы запомните, люди каких национальностей живут в России. (Дети садятся на ковер)
После просмотра.
Дети подходят к доске, где картинки людей разных национальностей.
- Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Показ иллюстраций - русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи и др.).
Вос-ль: - Ребята, если в нашей стране много людей разных национальностей, то как можно сказать про нашу страну? Какая наша страна?
Дети: - МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ.
Вос-ль: - Да, верно, наша страна многонациональная.
Ребята, чем люди разных национальностей отличаются друг от друга? (ответы детей)
Воспитатель (обобщает) : Жители нашей страны разных национальностей отличаются цветом кожи – у кого-то она светлая, а у кого-то – темнее, смуглая. Отличается и форма глаз – есть глаза покруглее, а есть узкие. Также мы по-разному отмечаем праздники, у каждого народа есть свои обычаи, свои национальные костюмы, по-разному выглядят наши дома. Даже любимая еда может быть разной.
При просмотре мультфильма и рассматривании иллюстраций вы увидели, что костюмы каждого народа отличаются. Я предлагаю сравнить национальные костюмы двух народов - русский и татарский костюмы.
-Как выглядит женский русский национальный костюм?
Женский народный костюм состоит из рубахи, расшитой узорами, сарафана и кокошника, который украшали золотыми и серебряными нитями. Самой распространенной обувью были плетеные лапти.
-А как выглядит женский татарский национальный костюм?
Женская татарская национальная одежда – это блузки, юбки, жилеты. А на голове женщины носят — калфак — бархатную шапочку с вышивкой.
Рассмотрим мужские национальные костюмы русских и татар.
-Как выглядит мужской русский национальный костюм?
Основой мужского костюма тоже была рубаха. Она доходила до колен и имела разрез посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны, Их заправляли в сапоги, или обертывали онучам и поверх одевали лапти. На голове картуз с козырьком.
А как выглядит татарский мужской национальный костюм?
Длинные рубахи, широкие брюки, жилеты, халаты — мужская татарская национальная одежда. На голове мужчины носят тюбетейку.
И женщины и мужчины носят обувь, которая называется ичиги. Одежда татар яркая и красочная, украшена бархатной тканью, мехом, воланами, оборками, бусами, бисером.
-Костя, чье описание национального костюма тебе понравилось?
-А для чего мы сравнивали костюмы? (так мы увидели, что действительно национальные костюмы разных народов отличаются; еще мы помогаем Ирме собрать материал для статьи о России)
У каждого народа есть свои национальные игры, я предлагаю вам научить Ирму играть в татарскую национальную игру, которая называется «Тимербай»
Физминутка.
(Звучит татарская музыка)
Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Дети идут по кругу и читают стихотворение.
Пять детей у Тимербая
Дружно, весело играют.
В речке быстро искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
Со словами «Вот так!» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Ребята, Ирме очень понравилась игра. Она ее запомнила и научит немецких детей играть в эту игру.
- Народы каких национальностей живут на Севере? На Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи, ханты, манси, ненцы, якуты, коряки.
Живут они здесь очень давно.
А какая основная их профессия? (оленевод)
А чем они занимаются?
Разводят и пасут оленей. Съедят олени корм и идут дальше. А за ними оленеводы.
А для чего разводят оленей?
Олень – это животное, которое кормит и одевает оленеводов. Основная пища – это оленье мясо. Из шкуры оленя шьется одежда.
не только кормит и одевает коренные народы Севера, он для них основной вид транспорта.
-Кто скажет, как называются сани, в которые впрягают оленей? (нарты). Правильно, нарты. Это легкие длинные сани. Зимой это незаменимый вид транспорта. Управляет оленями каюр.
-Как называется дом оленеводов?
Дом оленевода – чум.
Из чего его делают?
Делают его из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место.
- Какие праздники народов Севера вы знаете?
(День оленевода», «День рыболова». Медвежий праздник", "Вороний день", праздник возвращения солнца отмечали в конце декабря, после зимнего солнцестояния, когда продолжительность светового дня начинала увеличиваться.)
- У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы, свои предметы быта, свои музыкальные инструменты.
Ирма для вас принесла набор картинок. На них и люди разных национальностей, и музыкальные инструменты, и предметы быта, предметы национальной одежды, но все картинки перемешались.
Дидактическая игра «Соотнеси национальность и предмет»
Я предлагаю вам подойти к столу и выбрать по две карточки, которые подходят друг другу. (матрешка, балалайка, русский костюм, тюбетейка, бубен, татарская обувь, малица, нарты, олень.) Дети объясняют, что выбрали. (Индивидуальная работа- Ксюша и Аня берут по 4 карточки)
Мы с вами поняли, чем отличаются люди разных национальностей.
А что нас всех объединяет? (ответы детей)
Воспитатель: - Для всех нас Россия – большой общий дом, и все народы в нем хотят жить дружно и мирно.
Дети раз отца спросили:
Все ли русские в России?
Как сказать вам, малыши?
Вот соседи – чуваши,
Кум – еврей наполовину,
Дядя – славный армянин,
Прадед крёстной тёти Нины
Настоящий был грузин.
Все мы разные, так что же?
Все мы – Люди, мы – похожи!
Будем жить в единстве дружном,
Кровь друг друга лить не нужно!
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности.
- Перед вами карта России. Давайте ее «оживим». «Заселим» ее теми народами, которые живут в России. Но сначала вам надо назвать, народ какой национальности изображен на картинке. (ответы детей с проговариванием национальности и наклеивание на карту – коллаж фигурок народов в национальных костюмах)
Воспитатель:
- Рассмотрите карту – коллаж, какая она у нас получилась яркая и многонациональная.
- Мы можем по праву гордиться тем, что каждый из нас живёт в такой славной, дружной и сильной стране, название которой – Россия!
Дети встают в круг
За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку друг.
За руки возьмемся пусть пойдет
По земле огромный хоровод.
Аня Рева знает очень красивое стихотворение о России.
Нет края на свете красивей,
Нет Родины, в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Здесь белые рощи и ливни косые,
Здесь жёлтые нивы и взлёт журавлей.
Любите Россию, любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей.
Иностранка :
Я сейчас сфотографирую вашу карту. Я собрала богатый материал о России и смогу теперь написать статью в газете. Я благодарю вас за то, что вы много рассказали мне о вашей стране. Я хочу подарить вам вот такие красивые бусинки. Выберите себе понравившиеся бусинки. Я буду нанизывать ваши бусинки на леску. Так у нас получатся красивые бусы. Садимся за стол и собираем бусы.
- А теперь посмотрите на наши бусы. Каждая бусинка красива, но только когда соберешь все бусинки вместе, получается вот такое замечательное украшение. Вот так и каждый народ удивительно интересен по своему, но когда все народы живут дружно в одной стране, страна от этого становится богаче и сильнее. Потому что в дружбе наша сила. Не простые у нас бусы! Они - символ дружбы.
Поместите их на самое видное место в группе, и если кому-то захочется поссориться, пусть посмотрит на эти бусы и вспомнит, что только вместе мы сила.
А сейчас мне пора прощаться с вами, до встречи, ребята.
Рефлексия.
- Кому мы сегодня помогали? Как?
- О чем Ирма сможет написать в своей статье?
-О чем бы вы хотели рассказать своим родителям?
- За что вы себя можете похвалить?
-А в чем испытали затруднение?
Ребята, узнайте у своих родителей, есть ли в ваших семьях родственники других национальностей.
Я благодарю вас. Вы были сегодня девочки- умницы, мальчики