Наталия Жилина
Конспект НОД «Куклы наших бабушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12 «Наше счастье»
Интегрированное мероприятие по реализации образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«Куклы наших бабушек»
Жилина Н. А
воспитатель средней группы
2015 г.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Публикация «Конспект НОД „Куклы наших бабушек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Виды детской деятельности: Коммуникативная, познавательная, конструктивная, музыкально-художественная.
Цель: Изготовление куклы – закрутки.
Задачи:
Образовательные задачи:
обогащать словарь (кукла-закрутка, хлопчатобумажная ткань);
знакомить с малыми формами фольклора (колыбельные песни, пословицами);
Развивающие задачи:
Развивать интерес детей к ручным умениям в быту, посредством знакомства с историей традиционных русских ремесел – шитье, вышивание, ткачество, прядение.
развивать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;
стимулировать развитие коммуникативных навыков;
учить изготавливать кукол;
Развивать навыки работы с различными материалами.
Воспитательные задачи:
воспитывать ценностное отношение к семейным и народным традициям и совместному труду детей.
Планируемые результаты: У детей сформированы знания о русской кукле – закрутке, материалах, инструментах, необходимых для ее изготовления, дети умеют изготавливать кукол, работают с различными материалами.
Материал: Ткань белого цвета (30х30 см для туловища, 30х40см для рук, белая тесьма, лоскутки цветной ткани, образец куклы – закрутки, куклы - кубышки.
Предварительная работа: Беседы о куклах и народных костюмах. Дидактические игры: «Оденем куклу», рассматривание коллекции игрушек, чтение пословиц и поговорок о труде, подготовка практического материала (иллюстрации народных кукол, изучение литературы по теме «Народная кукла», составление конспекта и слайд – шоу.
Содержание организованной деятельности детей.
I. Вводная часть
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку, а отгадка подскажет, чем мы будем сегодня на занятии заниматься
Волосы льняные,
Глазки голубые.
И обуты ножки
В синие сапожки.
На красавице - пальто.
Догадались? Это кто?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это кукла! Посмотрите, сколько сегодня у нас в гостях кукол! Они все разные, потому, что изготовлены из разного материала и в разное время. А сегодня я вам расскажу про то, как на Кубани нашей кукол мастерили. Знаете ли, ребята, что на Кубани люди любили устраивать посиделки. Организовывались они вечерком, после трудового дня. Но даже на посиделках никто не сидел, сложа руки: вышивали, вязали, лепили, мастерили игрушки. С ранних лет воспитывалось усердие и трудолюбие. Кукол мастерили из разных материалов: лоскутов, ниток, соломы, талаша.
(Воспитатель показывает плетеный короб, в нем разные лоскутки, клубочки ниток, образцы кукол, дети рассматривают)
Воспитатель: На Кубани тряпичную куклу называли кукла-закрутка. Раньше в каждом кубанском доме было много таких кукол. Это была самая распространённая игрушка. Считалось, что она приносила удачу и богатство, сулила богатый урожай и была символом продолжения рода. Красивая кукла, с любовью, сделанная своими руками. Ее мастерили из лоскута, который мама отрывала от подола самого счастливого платья. Куклы-обереги изготавливались без ниток и иголок. Люди им поклонялись, просили о помощи. С их помощью избавлялись от болезней. У этих кукол не было лица. В старину люди считали, что у куклы не должно быть лица, иначе оно принесёт горе и болезни. У каждого младенца в колыбельке была кукла охраняющая его.
«Сонница-бессонница
Не играй моим дитяткой,
А играй этой куколкой» - приговаривала мать.
Воспитатель: А вот кукла- кубышка. Дает детям пощупать, помять, понюхать, ощутить аромат). Эта кукла приносила в дом богатство и достаток, наполняя дом ароматом лесных трав. Ну, а вы не засиделись без дела? Не пора ли поиграть?
Воспитатель: Выходите сюда, будем играть в забавную игру «Перышко» (Тренировка длительного выдоха. Дети подбрасывают вверх перышко, дуют, чтобы оно продержалось в воздухе как можно дольше).
II. Основная часть
Воспитатель: Отдохнули? А теперь от скуки берем дело в руки! Ребята, сегодня мы с вами сделаем кубанскую куклу-закрутку, сейчас я расскажу и покажу основные этапы ее изготовления. (Показ слайд шоу)
1. Возьмём ткань поплотнее, и выполняем скрутку. (слайд 1)
2. На большом квадрате ткани, находим серединку, прикладываем туда скрутку, предварительно подложив небольшой кусочек ваты, теперь голова стала круглой формы. (слайд 2)
3. Завязываем ниткой на уровне шеи. Получилась голова. (слайд 3)
4. Теперь мы будем делать руки. (слайд 4)
Свободные концы ткани выравниваем, отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой с обеих сторон. Вот и руки готовы.
5. Оставшийся уголок ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. У такой куклы лицо рисовать не будем, как делали в те далёкие времена. (слайд 5)
Воспитатель: Скажите, во что можно, одеть на нашу куколку. Юбочку, платочек, а можно добавить передник. (слайд 6) .Чтобы кукла получилась нарядной, сделаем ей юбочку.
Нужно присборить гармошкой ткань, обмотать ее вокруг талии и завязать поясок.
Наша кукла почти готова. Осталось одеть косыночку.
Воспитатель: Посмотрите на свою куклу. Какая она? Какой у нее возраст? Какой у нее характер? Выберите для своей куклы имя.
Я хочу познакомить вас со своей куклой. Зовут ее Катюша.
Жила была Катюша. Была она веселая, да задорная. Днем Катя вместе с мамой на сенокосе трудится, сено для стогов сгребает.
А вечером любит в гости ходить, да с другими девицами хороводы водить. Особенно любит она песню про Катю-Катерину. Поэтому приглашает ваших девиц вместе с вами хоровод поводить.
(Встают из-за столов, исполняют русскую народную песню «Катерина»)
III. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, послушайте пословицу: «Маленькое дело лучше большого безделья». А ведь оно и правда! Хоть и маленькое у нас дело, а все лучше, чем сидеть, сложа руки: и поговорить можно, и спеть, и посмеяться – весело и дружно проходит время. Не забывайте помогать друг другу. Еще в народе говорят: «Долог день до вечера, коли делать нечего!» А вы знаете какие-нибудь пословицы о труде? (Ответы детей).
Вот и сделали мы своих кукол. Молодцы! Мастера и рукодельницы! Внимательно слушали, много запомнили, да и работу свою старательно и красиво выполнили. Все старались на славу! У вас получились замечательные куклы!