Татьяна Толмачёва
Конспект открытой НОД «Коммуникация (обучение грамоте)» в старшей группе. Тема: «Слова-звуки»
▼ Скачать +Заказ
Тема : "Слова-звуки".
Цель: Формирование понятия гласный и согласный звук.
Задачи:
1. Учить производить звуковой анализ слова,закреплять знания о гласных звуках. Познакомить со словообразовательной ролью гласных звуков.
2. Развивать фонематическое восприятие, умение называть слова с заданным звуком.
3. Воспитывать выдержку, терпение.
Содержание образовательных областей:коммуникация,чтение художественной литературы,социализация.
Публикация «Конспект открытой НОД „Коммуникация (обучение грамоте)“ в старшей группе, Тема: „Слова-звуки“» размещена в разделах
Демонстрационный материал: картина-схема слова "роза", 3 синие фишки, 3 красные фишки.
Раздаточный материал:картинки-схемы слова "роза";
синие фишки (по 3 на ребёнка);
красные фишки (по 3 на ребёнка);
указки (счётные палочки).
Ход:
1. Звуковой анализ слова "роза";
2. Игра "Найди гласный звук";
3. Игра "Сложи слова";
4. Физкультминутка "Гуси";
5. Игра "Живые звуки";
6. Игра "Какой звук гласный и согласный";
7. Итог.
(стук в дверь) Сюрпризный момент: "появление обезьянки с конвертом".
Воспитатель:-Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл?
Дети:-Обезьянка!
Воспитатель:-А что у неё в руках? Конверт,какой-то. Давайте посмотрим, что обезьянка нам принесла в своём конверте. (воспитатель открывает конверт).Ребята, а обезьянка хочет вам загадать загадки. Посмотрите на эту картинку и скажите какой звук хочет "произнести" обезьянка?
Дети:-Звук "О".
Воспитатель:-Почему?Как вы узнали дети?
Дети:-Потаму, что когда мы произносим звук "О", то делаем губки колечком,как у обезьянки. (Аналогично отгадываются и другие звуки "И"-губки улыбаются; "А"-рот широко открываем; "У"-губки делаем трубочкой.
Воспитатель:- Ребята, а какие бывают звуки?
Дети:- Гласные и согласные.
Воспитатель:- Но мы с вами отгадали у обезьянки, какие звуки?
Дети:- Гласные.
Воспитатель:- Назовите мне согласные звуки.
Дети:- "Б","В","Г","Д","С","Т" и т. д.
Воспитатель:- Каким цветом обозначают гласные звуки?
Дети:-Красным.
Воспитатель:-А согласные?
Дети:- Синим.
Воспитатель:- Молодцы. (проводится игры "Придумай слово заданными звуками в начале слова :"А","О","У","И"и т. д. Дети называют слова заданным звуком)-дети поощряются фишками.
Воспитатель:-Ребята,но обезьянка хочет вам "загадать" ещё одну загадку: Красная- колючая,
Красивая-пахучая.
Дети:-РОЗА.
Воспитатель:-Правильно. Вы справились и со второй загадкой от обезьянки. (Звуковой анализ слова "роза").
Воспитательобращает внимание на количество клеток под картинкой) Сколько звуков в слове "роза"?
Дети:- четыре
Воспитатель:- Как вы узнали?
Дети:- Под картинкой нарисовано четыре клеточки.
Воспитатель:- Сколько звуков было в слове "мак", которое мы разбирали раньше?
Дети:- Три звука.
Воспитатель:- Послушайте как я произнесу слово "роза"(разбирают у доски четыре ребёнка)"роза"-какой первый звука слышится в этом слове?
1 ребё нок:- Первый звук "Р".
Воспитатель:- Когда мы его произносим нам что нибудь мешает?
1 ребё нок:- Нам мешает язык.
Воспитатель:- Какой фишкой обозначим звук "Р"
1 ребё нок:- Синей
Воспитатель:-Почему?
1 ребё нок:- Это согласный звук.
Воспитатель:- Произнеси слово"роза" так, что бы все услышали звук"Р".(ребёнок произносит)
Воспитатель (хвалит и предлагает остальным детям у доски аналогично выполнить звуковой состав слова со звуками "О","З","А")
Игра "Сложи слово"
Воспитатель:- Слово спряталось куда-то
Слово спряталось и ждёт
Ну-ка кто из вас ребята
Быстрей всех его найдёт?
(выставляет схему слова"роза" и дети по слогам разбирают это слово"ро"и"за", а также выделяют гласные звуки в этом слове).
Воспитатель сообщает, что в словах всегда столько слогов, сколько гласных звуков. В каждом слоге есть гласный звук.
Физкультминутка "гуси" (на ковре с импровизацией движений)
Гуси серые летели
На лужайку тихо сели
Походили, поклевали
И тихонько побежали. (возвращаются на свои рабочие места-столы).
Игры "Живые звуки" (в игре участвуют четыре ребёнка).
Воспитатель:- Кто сейчас отгадает ещё загадки от обезьянки, тот и будет-живым звуком в слове "роза" (при правильно отгаданных звуках воспитатель надевает на голову ребёнка шапочку из картона под цвет звуков-синие и красные и предлагает "живым звукам" встать так, что бы получилось слово "роза" : дети становятся по порядку "Р","О","З","А")
Игра "какой звук гласный и согласный" (воспитатель называет гласные и согласные звуки, а дети поднимают-красную фишку на гласный звук, а синюю фишку - на согласный звук, правильные ответы поощраются маленькими призами)
Итог: Воспитатель:-Понравилось ли вам играть с обезьянкой? (и предлагает маленькую игру с стремя "волшебными" коробочками "оцени себя".Дети подходят к коробочкам (на своё усмотрение) и выбирают фишку такого цвета, которая отражает качество их деятельности в играх и объективно объясняют, почему они взяли ту или иную фишку - каждый. Красная фишка - я очень хорошо работал;
Жёлтая фишка-я плохо работал;
Зелёная фишка-я хорошо работал.
Толмачёва Татьяна Григорьевна
Воспитатель второй квалификационной категории