Ольга Ласунова
Конспект НОД «Хохломская роспись» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Хохломская роспись» в подготовительной к школе группе
Образовательные области: «Художественное творчество», «Познание».
Цель: самостоятельное составление узора по мотивам хохломской росписи
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с росписью на изделиях хохломы и ее историей;
Публикация «Конспект НОД „Хохломская роспись“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- учить выделять элементы узора (ягодка, листок, травка);
- учить приемам вырезывания декоративных элементов растительного узора хохломской росписи, по типу народного декоративного искусства.
Развивающие:
- развивать творческие способности детей;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к художественному творчеству;
- самостоятельность.
Словарная работа: хохломская роспись, узор, композиция, легенда.
Оборудование: предметы хохломской росписи, ножницы, клей.
Предварительная работа: беседа о хохломской росписи, рассматривание альбомов с хохломской росписью, тонирование бумажных тарелок гуашью.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам в гости пришли мои хорошие знакомые – Марьюшка и Ванюша.
(Воспитатель, показывает кукол в традиционных русских нарядах)
Они жители города Мастеров. В этом славном городе умельцы расписывают посуду из дерева и металла, ткут замечательные ткани с затейливыми цветочными узорам, шьют наряды на разные случаи жизни. В этом городе нет ни одного жителя, который не умел бы делать что-то своими руками. Даже малыши помогают взрослым расписывать свистульки из глины или матрешек. Долго можно говорить об этом городе и ее жителях, но сегодня наши гости расскажут Вам о своем самом любимом ремесле. О каком? Послушайте частушки, тогда сами догадаетесь:
Золотые чашки, ложки,
Словно солнышко горят.
Трав затейливы узоры
Радость людям всем дарят!
Прописали здесь узоры
Как пером жар-птицы.
Знают, ценят хохлому
Даже за границей.
(Наталья Колесникова)
Воспитатель:
- Ребята, наши гости хотят убедиться, что Вы сможете отличить хохломскую роспись от других. Марьюшка покажет посуду, расписанную мастерами, а Вы расскажете, какие народные промыслы Вы знаете.
Марьюшка:
-Ребята, посмотрите внимательно на эту чашку. Из какого материала она изготовлена, какие основные цвета использовались для росписи? (Гжельский фарфор). Вот фигурка девушки. (Глиняная фигура, дымковская игрушка, наконец деревянная ложка, с ярким орнаментом (Хохломская роспись).
Ответы детей.
Марьюшка:
- Молодцы, ребята, вижу, Вы хорошо знакомы с народными ремеслами, а вот известна ли Вам легенда о том, как возникла хохлома и почему золотой, красный и черный цвета стали основными?
Ответы детей.
Марьюшка:
- Ребята, хохломская роспись зародилась в Нижегородской области. Легенда гласит, что жил в этих краях чудесный художник - иконописец. Так называли тех, кто писал иконы, которыми украшали храмы. Не каждый художник мог это делать, только самые лучшие мастера. Один из них уединился в лесах и сталь расписывать деревянную посуду, благо вокруг так много цветов, деревьев. Природа позаботилась о том, чтобы у него не было недостатка в узорах. Вскоре народ потянулся поближе к мастеру, люди стали рубить избы. Так возникло целое поселение.
Слава о чудесном мастере долетела и до царя, у которого прежде служил художник. Повелел царь вернуть мастера в город, послал за ним отряд стрельцов. Да весть об этом долетела до самого мастера. Собрал он жителей деревни и раскрыл секреты своего ремесла. А когда явились стражники – увидели пылающую избу художника. Не нашли его солдаты, остались только его краски: красная словно пламя, черная словно угольки с пожара, да золотая словно жар солнечный. И по сей день люди помнят и хранят секреты хохломской росписи.
Ребята, я знаю, что Вы сегодня будете делать своими руками тарелки с хохломскими узорами. На прошлом занятии Вы уже окрасили тарелочки – подготовили фон. Мы с Ванюшей с удовольствием посмотрим и поможем в работе, но пришло время немного отдохнуть. Ягоды и цветы часто используют в хохломской росписи, поэтому наша физкультминутка про ягодки.
Физкультминутка
Ягоды
А в лесу растет черника, Поднимаясь на носочках,
Земляника, голубика. Руки тянуть вверх, затем плавно опустить,
Чтобы ягоду сорвать, Встать на всю ступню.
Надо глубже приседать. Приседания.
Нагулялся я в лесу,
Корзинку с ягодой несу.
Воспитатель:
- Ребята, на этом занятии мы будем украшать тарелочки цветочным орнаментом. Ягоды земляники, ее усики, листья - все эти детали станут частью узора. У нас уже есть шаблоны, по которым Вы нужно вырезать детали. Затем нужно разложить их на тарелочке -создать композицию, аккуратно приклеить. С помощью фломастеров мы дорисуем небольшие детали.
Дети выполняют аппликацию
Подведение итогов
Воспитатель и гости:
- Ребята, все Вы старались, молодцы. Работы получились такие разные, ведь Вы вложили в нее в нее частичку своей души. Ванюше и Марьюшке пора возвращаться домой, они с удовольствием расскажут жителям города Мастеров о Вас - ребятах нашего сада, которые применяют древние секреты в своих работах. Пожелаем нашим гостям счастливого пути!