Светлана Габитова
Конспект НОД «Две вазы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Две вазы»
Задачи:
Обучающие: Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга; устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета ;формировать умение самостоятельно рассматривать объекты окружающего мира, производить с ними простейшие преобразования.
Развивающие: Поддерживать у детей инициативу, пытливость, самостоятельность; развивать умение обозначать, при помощи простейших символов, качества предметов.
Публикация «Конспект НОД „Две вазы“» размещена в разделах
Воспитывающие: Воспитывать осторожное, бережное обращение со стеклянными и керамическими предметами; уважение к труду стеклодува, гончарного мастера.
Материал:
Стеклянная и керамическая вазы, стеклянный стакан, керамическая ваза, два цветных шарика, натуральные цветы – роза и гвоздика, глина и песок на каждого ребенка, видео о труде мастера стеклодува.
Ход мероприятия:
На столе у воспитателя лежат цветы- роза и гвоздика. Педагог предлагает детям поставить цветы в вазы с водой : один цветок - в стеклянную вазу, другой -в керамическую.
-Посмотрите,ребята, в одной вазе видны и вода и стебель цветка, а в другой – ничего не видно. Почему? (Дети определяют, что одна ваза сделана из стекла, а другая керамическая).Правильно стекло прозрачное, а керамическая посуда –нет.
-Как вы думаете, где используется такое свойство стекла как прозрачность? ( Дети называют предметы сделанные из стекла: аквариум, очки,стекла для автомобиля, окна и т. д.) А какие керамические предметы вы можете назвать (Тарелки, чашки, горшки для цветов).
-Как вы думаете, почему люди делают горшки для цветов из керамики (Корням не нужен свет). Вот мы с вами и определили первое свойство стекла и керамики. Давайте отметим его в таблице.
- А теперь я налью воду в стеклянный стакан и в керамическую чашку. Что происходит? Вода выливается? Нет. Значит истекло и керамика водонепроницаемые. И это свойство отметим в таблице.
-Ребята, а если я уроню стакан, что с ним произойдет (Он разобьется) А чашка (тоже разобьется) Посмотрите вот осколки стекла, а вот керамики. Они очень острые, ими можно порезаться. Значит третье свойство стекла и керамики это – хрупкость. (Отмечаем в таблице)
-А вы знаете из какого материала делают стекло (Из песка) Давайте мы его рассмотрим под лупой. (У каждого на столе лупа и емкость с песком). Песок состоит из мелких полупрозрачных песчинок. Давайте попробуем растворить песок в воде. Растворяется (Нет) А теперь посмотрим через лупу на глину. Что вы там видите? Глина тоже состоит из мелких песчинок, но они очень мелкие и плотно прилегают друг к другу. Попробуем растворить глину в воде. Глина раствориться (Растворяется, но не полностью)
Физ. минутка: «Гончары»
Руки хорошо потрём,
до тепла их разотрём.
Чисто вымоем сначала,
чтобы глина не серчала.
Нежно их погладим,
слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите,
нам поделочку слепите».
- а сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок.
(стоят рядом друг с другом)
- а сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину.
(Встали плотно друг к другу взявшись за руки)
-А знаете, как из песка делают стеклянную посуду? На больших заводах, чтобы изготовить стекло, в песок добавляют соду, немного других веществ, затем расплавляют его в больших печах при очень больших температурах и в результате получают прозрачную, тягучую смесь. Стеклодув берет трубочку с отверстием, обмакивает ее конец в расплавленной смеси и выдувает стеклянный пузырь. Далее из стеклянного шарика с помощью специальных инструментов, стеклодув делает различные изделия. Давайте посмотрим на этот процесс на экране. (Показ видеофильма).
-Теперь можно отметить в таблице четвертое свойство стекла- оно изготавливается из песка. А керамическая посуда из чего изготавливается (Из глины) Каким значком отметите это в таблице?
Для того чтобы гончар смог вылепить из нее какую-то посуду, глину нужно замочить в воде. В старину глину рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком. После смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой, месили ногами. Сейчас мастер не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм. Давайте посмотрим как это происходит. (показ видео фильма)
-А сейчас, я предлагаю вам почувствовать себя настоящими гончарными мастерами. Сейчас мы с вами будем лепить глиняную посуду.
В конце занятия дети организуют выставку готовой посуды.