Каспарова Татьяна Викторовна
Конспект НОД для средней группы «Муравейник»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о насекомых;
Развивать творческое воображение и мышление детей;
Воспитывать желание заботиться о природе закреплять правила поведения в лесу.
Словарная работа: муравейник, муравей, трудолюбивый, самый сильный, санитар леса.
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические: объяснение, показ, рассказывание, игры и игровые упражнения.
Публикация «Конспект НОД для средней группы „Муравейник“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование: разрезные картинки с изображением муравья, картинка с изображением муравейника, картинка с изображением устройства муравейника; муравей, сделанный из природного материала.
Дети становятся в круг, берут друг друга за руки.
Сюрпризный момент. Создание игровой мотивации.
Воспитатель:Расскажу я вам ребята, интересную историю. Однажды, гуляя в лесу, я увидела муравейник. Остановилась и стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка, который забрался на вершину муравейника. Вдруг подул сильный ветер, он сорвал муравьишку и куда-то унес. Я очень расстроилась. Хотите посмотреть каким он был?
Я успела его зарисовать. Где же мои рисунки? (достает из корзинки) .Вот рисунок, а у меня еще есть, ой, что это с ним случилось? (рисунки разрезанные на части). Мои рисунки разорвались! Вы поможете их собрать?
Дети: Да.
Д/и «Соберите картинку из частей» (картинка муравья)
Флора: Ребята, посмотрите на своих муравьев. Расскажите мне, какие они? Что у них есть? (Ответы детей)
Воспитатель: У муравьев есть голова, на голове имеются глаза, но зрение плохое, есть на голове два усика: шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает встречные предметы. По запаху муравьи узнают «своих» и «чужих», находят дорогу к муравейнику. У муравьев нет ушей, подобных человеческим, грудь расположена позади головы (в груди находятся сердце и пищевод, тонкая талия соединяет грудь с брюшком.
Воспитатель: Ой, кто-то шевелится у меня в корзинке? (Заглядывает в корзинку). Ребята, видимо это тот самый муравьишка! (достает из корзины муравья сделанного из природного материала)Его ветром занесло в мою корзину. Что же делать ведь муравьи живут только в своем доме. А вы знаете, где живут муравьи? Как называется дом муравьев?
Дети: Муравейник.
Воспитатель: Правильно. Муравьи живут в муравейнике : большой и дружной семьей. Живут только в своем доме. Муравьишка расстроился, что очутился так далеко от него. Поможем муравью добраться до своего домика?
Дети: Да.
Основная часть. Сообщение темы.
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся на лужайку и посмотрим есть ли там муравейник? Но чтобы попасть туда надо пройти через болото. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда в путь!
Дети перешагивают через «болото» с «кочки на кочку».
Воспитатель: Вот добрались до полянки. Садитесь на бревнышки (дети садятся на стульчики) и послушайте про муравейник и муравьев.
Рассказ воспитателя (Флоры) про муравейник.
Воспитатель: Как вы уже сказали дом муравьев называется муравейник. Муравьи – великолепные строители! Муравьиный терем – просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, кладовочки, спальни, мусоросборник, туалет, коровник. Муравьи содержат свой дом в чистоте. Все входы и выходы пропускает свежий воздух вглубь муравейника.
Муравьиный дом очень крепок. Муравьи склеивают своей слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении – сверху вниз. Чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике будет сухо. А строят они его из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что муравьев называют санитарами леса? Как вы думаете почему? (ответы детей). Если дети затрудняются ответить воспитатель рассказывает о муравьях как санитарах леса.
Они поедают мелких гусениц, уничтожающие растения; больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес.
Воспитатель: А чем питаются муравьи? (Ответы детей) – воспитатель подводит итог.
Воспитатель: Муравьи любят семена трав, грибы, зерна, насекомых, жучков, бабочек, гусенец.
А как вы думаете, есть ли у муравьев враги? Мы сейчас с вами поиграем в игру «Определи врагов у муравьев».
Д/и «Определи врагов муравьев»
Воспитатель предлагает детям выбрать картинки на которых изображены предполагаемые враги муравьев и объяснить свое мнение. Если дети затрудняются воспитатель дополняет их ответ.
В лесу у муравьев много врагов. Их истребляют птицы, или лакомиться медведь. Он запускает в муравейник свой длинный язык и ждет, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом.
Муравьями питаются птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а так же барсуки и лисы.
Воспитатель: Мы с вами узнали много нового и интересного про муравьев и муравейники, но совсем забыли про нашего муравьишку. Как же ему помочь? Вот летит божья коровка. Мы ее поймаем и спросим, не видела ли она поблизости муравейник.
Физминутка.
П/и «Поймай комара».
Дети подпрыгивают, «ловят» комара.
Д/и «Правила поведения в лесу»
Воспитатель: А я поймала божью коровку. Она говорит, что муравейник расположен вон там…. (воспитатель называет какой-либо ориентир в группе)
Дети подходят к картинке с изображением муравейника.
Воспитатель: Ну вот, муравьишка, и твой дом. Отправляйся туда. (Воспитатель сажаем муравья на ватман). Ребята, а как вы думаете, какие правила надо выполнять, чтобы не обижать муравьев?
Д/и «Расскажи правило» -
Воспитатель предлагает детям картинки-знаки. Дети рассказывают что обозначает та или иная картинка.
Итог.
Воспитатель: Ну вот. Мы с вами помогли муравью добраться до до своего домика. Вспомнили правила обращения с насекомыми. А что нового вы еще сегодня узнали про муравьев? Чем питаются муравьи? Какие враги есть у муравьев?