Эльвира Майорова
«В мире животных». Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД.
Тема: «В мире животных».
(подготовительная к школе группа)
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связанной речи.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию, активность, организованность. Приобщать к элементарным общепринятым правилам и нормам поведения. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и животным.
Публикация «„В мире животных“, Конспект НОД по образовательной области „Коммуникация“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Развивающие задачи: развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать. Формировать умение использовать вербальные и невербальные средства общения. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук.
Образовательные задачи : учить детей составлять описательные рассказы. Закрепить знания детей о диких и домашних животных. Их классификации, строение, питание, о месте обитания. Показать их приспособленность к жизни в лесу. Показать многоцветие и разнообразие мира животных. Учить детей посеву семян.
Основная образовательная область «Коммуникация».
Интегрированные образовательные области : познание, социализация, художественное слово, физическая культур, безопасность, труд.
Методы: игровые, практические, наглядные, словесные, поисково – исследовательские, сюрпризный момент.
Приемы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.
Наглядные средства обучения: картинки домашних и диких животных. Картинки и маски с изображением животных, макеты «Ферма» и «Лес». Картинка дома и человека. План – схема для рассказывания. Детская энциклопедия. Картинки для игр «Чей дом», «Чей хвост», «Цепочка питания». Картинки леса, фигурки животных. Семена, ящик с землей, лейка, палочки, салфетки.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова по теме: «дикие и домашние животные». Упражнять детей в образовании прилагательных от существительных.
Предварительная работа: изучение методической литературы. Рассматривание картин с животными. Чтение рассказов и беседы о животных, чтение энциклопедий. Рисование животных в свободной деятельности. Подготовка раздаточного и демонстрационного материала, художественного слова.
Структура:
I. Психологический настрой, вводный организационный момент.
II. Игра «Загадки – отгадки».
III. Беседа о диких и домашних животных.
IV. Игры: «Чей дом?», «Цепочка питания», «Чей хвост?».
V. Физкульт. минутка
VI. Составление описательных рассказов о животных.
VII.Физ. минутка.
VIII. Экспериментальная деятельность.
IX. Посадка травы для кошки.
X. Итог: высказывание детей, самооценка, сюрприз
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята! Вы любите играть?
Я предлагаю поиграть в игру «Загадки – отгадки». Вы, умеете разгадывать загадки? Сейчас я это проверю. Слушайте внимательно.
Загадки:
Груз – везет,
Сено жует.
Хвостом помахивает,
Гривой потряхивает (Лошадь).
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный (Волк).
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу –
Гав, гав, гав (Собака).
Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой (Медведь)
Голодна – мычит.
Сыта – жует,
Малым ребяткам молока дает (Корова).
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет (Лиса)
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. На какие две группы можно поделить этих животных? Правильно. Молодцы. Это «домашние животные». Вторая группа «дикие животные».
- Ребята, а почему мы их так называем?
(Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает). - - А где живут дикие животные, и кто ухаживает за ними? (Воспитатель выставляет макеты фермы и леса).
- Назовите каких «домашних животных» и «диких животных» вы знаете.
- Где живут домашние животные? (На ферме, в деревне, дома).
- А где в лесу живут дикие животные?
Давайте поиграем в игру «Чей дом?».
Воспитатель: Ребята, на картинках изображены «дома» в которых живут животные. (Нора, берлога, сарай, гнездо, дупло и т. д.) На других картинках изображены животные. Нужно найти парные картинки, например: Это лиса, она живет в норе.
Воспитатель: Молодцы!
- А чем питаются домашние животные?
- Чем питаются дикие животные?
- На какие две группы можно поделить диких животных?
- Правильно на «травоядных» и «хищников». Давайте попробуем составить цепочку питания «травоядных» и «хищников».
(Дети делятся на две группы и из картинок составляют цепочку питания «хищников» и «травоядных» животных. Вместе рассматривают и обсуждают).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки животных. Как они выглядят. Что есть у всех животных? (Лапы, хвост, копыта, рога, шкура, морда и т. д.)
У «диких» и «домашних» животных много общего во внешнем виде. Но всё-таки они все разные. Давайте попробуем по хвостам определить, что это за животное? Например: Хвост лисы – лисий, хвост волка – волчий и т. д.
(Детям демонстрируют картинки хвостов животных. Они угадывают и называют, чей это хвост. После игры воспитатель предлагает детям отдохнуть и поиграть).
Физминутка
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
(кулачками потереть глаза,
Любят долго потянуться
(потянуться,
Обязательно зевнуть
(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны).
А волчата спинку выгнуть
(прогнуться в спине вперед).
И легонечко подпрыгнуть
(легкий прыжок вверх).
Ну, а мишка косолапый
(руки полусогнуты в локтях,
ладошки соединены ниже пояса,
Широко расставив лапы
(ноги на ширине плеч,
То одну, то обе вместе
(переступание а ноги на ногу)
Долго топчется на месте
(раскачивание туловища в стороны).
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала!
(развести руки в стороны
на уровне пояса ладонями вверх)
Воспитатель: Я вижу, вы много знаете о животных. Давайте с вами сядем на стульчики. У меня есть волшебные маски. Если их одеть, то можно превратиться в животное, которое изображено на маске.
Послушайте сказку.
«Однажды, давным-давно жил человек. Пришли к нему в гости животные и стали рассказывать о себе. Послушайте, что ему рассказала кошка.
«Я – кошка. Я домашнее животное. У меня есть туловище, голова, четыре лапы и пушистый хвост. Мордочка у меня вытянутая, на ней чуткий нос, раскосые глаза, красивые усы. На голове остренькие ушки. Вся я покрыта шерстью, а на лапах у меня цепкие когти. Я живу в доме. Питаюсь молоком, рыбой, мясом. Моих детенышей зовут котята. Я «хищник» и могу ловить мышей».
Воспитатель: Что рассказала кошка человеку?
Давайте посмотрим на нашу схему подсказку. Что мы будем рассказывать о животных?
- Название. «Домашнее» или «дикое» животное.
- Внешний вид животного. Части тела.
- Где живет?
- Чем питается? «Хищник» или «травоядное животное»?
- Название детенышей.
- Какую пользу приносит человеку?
Ребята, сейчас, вы будете рассказывать про животных.
(Рассказы детей. Дети выбирают маску понравившегося животного и составляют описательный рассказ).
Воспитатель: Молодцы! У вас получились очень интересные рассказы.
Воспитатель: Ребята, сейчас я надену «волшебную» маску и скажу волшебные слова. Крибли, крабли – бум! И вы все превратились в козлят.
«Я козочка Ме – ке – ке, (идут по кругу).
Я гуляю на лужке.
Острые рожки (Показывают «рожки»).
Тоненькие ножки (Прыгают на носочках).
На самой макушке –
Бархатные ушки (Ладошками показывают «ушки»).
Язык полотняный, (Показывают язык «лопатой»).
Хвостик конопляный… (Рукой показывают «хвостик»).
Как прыгну – сразу забодаю (Прыгают, бодаются)».
Крибли, крабли – бум! И вы все превратились опять в ребят.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами много говорили о домашних и диких животных. Давайте подумаем и назовём, чем они отличаются друг от друга?
Правильно. Домашние животные живут рядом с человеком, приносят ему пользу и он заботиться о них. Дикие животные живут в природе. А как вы думаете, смогла бы свинья жить в лесу, а корова? С какими дикими животными их можно сравнить? Кабан и лось.
Свинья в лесу жить не сможет, потому что она толстая (не сможет быстро бегать). Она погибнет от холода и голода, та как не сможет круглый год добывать себе корм и построить убежище. Она привыкла к заботе человека о ней. Свинья – домашнее животное, а не дикое.
(Аналогично сравнивают лося и корову).
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат картинки, на которых изображен лес. Возьмите фигурки свиньи коровы, положите их на картинку леса. Потом положите фигурки кабана и лося. Что вы видите? Кабан и лось сливаются с лесом, а корова и свинья нет. Кабан и лось приспособились жить в лесу, они имеют защитную окраску. Для чего им это нужно? А корову и свинью хорошо видно в лесу и на них могут напасть хищники.
Ребята, мы с вами говорили, что человек заботится о домашних животных. Что он делает? Человек строит им жилье, кормит, поит, чистит их жилище, купает, лечит, моет. Мы сегодня тоже поухаживаем за домашними животными.
Воспитатель: Ребята, у многих дома живут домашние животные. Сейчас зима и им, как и людям не хватает витаминов. Кошки очень любят, есть свежую пророщенную травку. Они лечатся и пополняют запас витаминов. Посмотрите перед вами специальный ящик с землей и семена. Мы будем сеять травку для кошки. Что мы будем делать? Палочкой сделаем бороздки. Потом посеем семена в них. Присыплем землей и польем водой.
(Дети вместе с воспитателем сеют траву).
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие вы у меня умные, наблюдательные, трудолюбивые.