Светлана Козлова
Конспект НОД для подготовительной группы детского сада «Город Сим — моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной, в том числе её символами.
Цель:
Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину.
Задачи:
Расширять и углублять знания об истории возникновения города Сим, его прошлом и настоящем, символике, названии улиц, о достопримечательностях, о людях.
Публикация «Конспект НОД для подготовительной группы детского сада „Город Сим — моя малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Развивать внимание, память, мышление, воображение, связную речь, кругозор.
Воспитывать патриотические чувства к малой Родине; интерес к прошлому и настоящему города; уважение к жителям города; бережное отношение к строениям и памятникам; формировать уважительное отношение к гербу города.
Методы:
Игровой, наглядный, словесный, слуховой, практический.
Приё мы:
Погружение в игровую ситуацию, групповая работа, беседа, рассказ, чтение стихотворений, просмотр и обсуждение видео фильма.
Реализация ФГТ:
Интеграция получения знаний, умений и навыков через образовательные области: познание, коммуникацию, социализацию, музыкально – художественное творчество; через виды деятельности: игровую, коммуникативную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, двигательную; использование игровой ситуации на протяжении всего занимательного дела; внедрение и использование развивающих и ИКТ в работе с детьми.
Оборудование:
Ноутбук; видео фильм «Город Сим»;
Карта Мира, карта Челябинской области
Книги: П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка», «Аленький цветочек» Сергей Аксаков
буклеты: «История Ашинского района»
письмо от «учёных»;
раскраска от «художников города» – герб (по числу детей);
альбом «Природа города Сим».
Изображения: герб Челябинской области, герб Ашинского района, герб города Сим; виды города, памятники.
Предварительная работа: чтение детской литературы, рассматривание иллюстративного материала о родном городе; проведение экскурсий и целевых прогулок по улицам города и экскурсия в краеведческий музей, посещение детской библиотеки, проведение бесед об Урале, заучивание с детьми стихов по теме занятия.
Ход НОД:
- Настал новый день. Давайте возьмёмся за руки, передадим друг другу по кругу красивую улыбку и пожелаем друг другу и нашим гостям «доброе утро!» Я желаю сегодня вам узнать много нового и интересного.
- Сегодня я получила очень необычное письмо. Давайте посмотрим, для кого оно написано. ( Воспитатель читает запись на конверте: Челябинская область, Ашинский район, город Сим, ул. Кирова Детский сад «Солнышко», ребятам подготовительной группы «Росинка» от учёных, г. Москва).
- Давайте прочитаем, что в нём написано.
(Воспитатель читает письмо).
- Здравствуйте, ребята! Вам очень повезло. Вы живёте на очень древней Уральской земле, в живописном месте на берегу реки Сим, окруженный горами, соснами хвойных лесов. В вашем городе родился известный физик Игорь Курчатов, один из создателей атомной бомбы.
- Ребята, а вы знаете, почему ваш город называется Сим? Почему его построили на этом месте? Кто построил ваш город? Молодой он или очень древний? Что изображено на гербе вашего города? Попробуйте узнать и всё нам рассказать. Успехов вам.
Давайте попробуем ответить на вопросы учёных. (Воспитатель ещё раз зачитывает вопросы учёных и ожидает ответы от детей). Не знаете? Как узнать?
Сегодня предлагаю совершить путешествие на выставку «О нашем городе». Готовы? А вы знаете правила поведения в общественном месте? Давайте их ещё раз вспомним. (Ответы детей). Тогда можно отправляться.
1 зал: «Наш город на карте»
- Приглашаю вас пройти в 1 зал. Он называется: «Наш город на карте». - Подойдём к карте Мира. Мы живём с вами в России. Она занимает самую большую территорию всей земли. Протянулась с Запада на Восток на многие тысячи километров. (Показать). Наш город очень маленький, и поэтому на карте Мира он не обозначен. Но примерное его место положения я могу показать. Ориентиром будет город Челябинск. (Показать и обозначить флажком).
- Сейчас подойдём к карте Челябинской области. Кто знает, где находится город Сим на этой карте? Покажите. Ашинский район расположен у западной границы Челябинской области с Башкортостаном, на западном склоне Южного Урала.
- Сейчас посмотрим на карту Ашинского района. Обратите внимание, через всю территорию района протекает река Сим. Вот на ней, в её среднем течении и стоит наш город.
2 зал: «Как возник наш город»
Приглашаю вас пройти в новый зал и сесть на стулья. Этот зал называется: «Как возник наш город».
- Ребята, вы должны знать, что строительство нашего города началось со строительства железоделательного завода. А всё началось с того, что по указу ее Величества императрицы Елизаветы от 29 марта 1759 г. предписывалось симбирскими купцами И. Б. Твердышеву и И. С. Мясникову на речке Сим построить железовододействуемый завод. Тогда же при заводе возникло и поселение. На заводе трудилось более 900 приписных крестьян.
Во время Крестьянской войны, отряд башкир-повстанцев во главе с пугачёвским полковником Салаватом Юлаевым напал на Симский завод. Сам завод, фабрика с плотиной, церковь и заводское селение были сожжены.
Но позже была открыта новая церковь Симского завода, построенная взамен сожженной. К сентябрю был восстановлен завод. Работали на нём в основном крепостные крестьяне заводовладельцев. В «чертёжной» завода была открыта первая школа — для мальчиков. А затем— вторая школа — для девочек.
На заводе выпускались сельскохозяйственные машины - сеялки, веялки, развивалось литейное производство. В военное время - санитарные и пулеметные двуколки, кузова для автомашин, походные кухни, автоприцепы. А в настоящее время на заводе производят двигатели, для всех видов боевых самолетов.
3 зал: «Виды нашего города»
Переходим в следующий зал: «Виды нашего города».
Наш город очень красивый. В нашем городе есть памятные места.
- Знаете ли вы этот памятник? Где он находится? (это памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны). Сюда приходят жители нашего города 9 мая в День Победы почтить память своих родных и близких, павших в годы ВОВ. Они сюда приносят цветы.
(Далее детям показать по порядку изображения других памятных мест и рассказать, чем они памятны).
- Памятник выдающемуся ученому Курчатову И. В. (Этот памятник находится около завода и в школе № 10
- Памятник одному из руководителей революционного движения в Симском горном округе Гузакову М. В.
- Памятник В. И. Ленину
- Мы рассмотрели памятные места нашего города.
А сейчас отгадайте загадки и назовите, что еще есть в нашем городе. Где находится? (Дать изображения школы, ДК и т. д.).
1. Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму.
По телефону позвонить
В командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет
Ведь это здание- (почта)
2. Люди в белом, не скучают,
Не сидят без дела,
Курс леченья назначают
Эти люди в белом.
Если кто- то заболел
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую (больницу)
3. Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад.
Что же это (детский сад)
4. Если холодильник пуст,
Кушать если нечего,
Нет ни хлеба, ни капусты,
Масла нет и гречки.
Ты сюда входи скорей
И бери корзину,
Покупай, что повкуснее
В нашем (магазине)
- В нашем городе 105 улиц. Назовите улицы, которые вы знаете.
Физминутка
Утром рано мы встаём,
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Город видим за окном.
(показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт,
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Нас на улицу зовёт.
(ходьба на месте)
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
(поднять руки вверх и опустить)
Далёкие и близкие,
(вытянуть руки и приблизить к себе)
Деревянные, панельные, кирпичные,
(передвигать одной рукой как будто бы считаем)
Вроде бы обычные.
(развести руками)
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
Для кого-то - небольшой, -
(показать руками маленький предмет)
А для нас – огромный.
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Пусть растёт,
Пусть цветёт
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Городок наш скромный.
(развести прямые руки в стороны)
4 зал - символика Ашинского района
- Приглашаю вас посетить следующий зал. Он называется - символика Ашинского района. Перед вами герб Ашинского района. Рассмотрите его внимательно.
(Далее воспитатель по порядку показывает изображения герба г. Миньяр и г. Сим, просит детей их назвать, сам поясняет что изображено и объясняет значение того или иного изображения).
В золотом поле вогнутое лазоревое острие, уходящее концом за верхнюю границу щита и обремененное серебряным, летящим вверх лебедем, показанным со спины». Фигура летящего лебедя указывает на основную отрасль промышленности Сима— производство авиационных двигателей, на котором специализируется Симский завод «Агрегат». Распростертые крылья подчеркивают стремление вперед, к развитию, совершенству. Синее поле в виде «лазоревого вогнутого острия», на фоне которого изображен лебедь, — аллегория реки Сим, давшей название поселению.
- Герб - это не только маленькая информация о городе и районе - это то, чем город гордится.
Литературная гостиная
- А сейчас я приглашаю всех в литературную гостиную, где прочитают стихи о Родине наши юные жители.
1. Родина-слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
если сказать это слово с душою,
глубже морей оно, выше небес.
В нем умещается ровно пол мира:
мама и папа, соседи, друзья,
город родимый, родная квартира, бабушка, школа, котенок…и я.
2. Урал! Люблю твои просторы,
И тёмный, каменный оскал.
Я все ручьи, леса, и горы –
Надёжно к сердцу привязал!
3. Зеленеют пушистые ели
На горах, окружающих Сим.
Здесь дома, как миры, параллельны,
Пруд сверкает пятном голубым.
Теплый ветер играет листвою,
В бликах солнечных град небольшой.
Милый Сим, я сроднилась с тобою,
Ты давно стал моею судьбой.
На этой большой планете,
В огромной такой стране
Есть город один на свете,
Который так дорог мне.
Он маленький, но чудесный
Горной каймой окружен
Видеосалон
Сейчас вас, ребята, и вас, дорогие гости, я приглашаю в видеосалон. Вы посмотрите красивый фильм с видами нашего города и послушаете песню о нашем городе замечательную автора Эльвиры Лебедевой. Для просмотра фильма, вас ребята, прошу разместиться на ковре.
(Демонстрируется видео-фильм «Город Сим», длительность - 7 минут).
- Какие строчки из песни вы запомнили?
- Какие уголки нашего города вы увидели в фильме?
- Что сегодня нового вы узнали о родном городе? Что понравилось на нашей выставке?
- А сейчас мы напишем ответное письмо ученым из Москвы.
- Помогите мне составить рассказ о нашем городе. Я начинаю предложение, а вы его продолжаете.
Мы живём в городе.
Жителей города зовут.
Наш город один из старейших центров металлургии. Ему лет.
Наш город расположен на берегу реки.
В городе есть две главные улицы.
Наш детский сад находится на улице.
В городе есть школы, детские сады.
На улицах города растут : липы, тополя.
У нашего города есть свой символ-герб. Что изображено.
Синий цвет на гербе символизирует.
Мы очень любим свой родной.
И хотим, чтобы он был красивым, уютным и.
-«Художники» нашего города прислали по почте каждому из вас вот такую раскраску - герб нашего района. Вы постарайтесь и раскрасьте его правильно и красиво.
- Сегодня я подарю вам альбом с изображениями природы нашего края, полюбоваться, которой приезжают к нам туристы из разных уголков России
- Самостоятельно посетите ещё один зал нашей выставки. В нём размещены книги, буклеты о нашем городе и крае.