Виктория Дорофеева
«Откуда берутся болезни?» Конспект НОД для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей старшей группы
Воспитателя старшей группы МБДОУ «Саргатский детский сад №4»
Дорофеевой Виктории Васильевны
Познавательно – исследовательская область развития
Тема: «Откуда берутся болезни?»
Цель: формировать привычку к здоровому образу жизни.
Форма организации детской деятельности: рассуждение
Задачи:
Образовательные:
Публикация «„Откуда берутся болезни?“ Конспект НОД для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
- закрепить представления детей о микробах, болезнях, здоровье;
- расширять представления детей о способах распространения болезней, о том, что полезно для здоровья и что не очень полезно для здоровья;
Развивающие:
- совершенствовать навыки игровой деятельности в игре с правилами;
- использовать мнемотаблицы для закрепления знаний детей о продуктах питания;
- закрепить навыки размещения предметов на листе бумаги – ориентировку на листе.
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье;
- воспитывать доброжелательное отношение к людям.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Социализация», «Безопасность».
Предварительная работа: рассматривание детских энциклопедий, картинок, посвященных здоровью и его сохранению, чтение стихов о здоровье, о занятии спортом, загадывание загадок на данную тему, беседы о здоровье, гигиене, о продуктах питания, о здоровой пище и вредной для здоровья пище. Чтение сказок «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит», «Муха – Грязнуха». Проведение физкультурных разминок, точечного массажа, гимнастики после дневного сна, хождение по оздоровительным коврикам, закаливающие процедуры. Была организована выставка рисунков «Папа, мама, я – спортивная семья» - совместная деятельность родителей и детей. А также проведен праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»
Оборудование: письмо от Красной Шапочки на воздушных шариках, картинки с больным ребенком и здоровым, картинки фруктов, овощей и других продуктов, картинки с ситуациями. Газеты «Полезно», «Вредно», телевизор, слайд – презентация.
Ход НОД.
Воспитатель вносит в группу воздушные шары, к которым прикреплено письмо и говорит.
Воспитатель: Дети, посмотрите, сегодня к нам пришло письмо, интересно от кого оно? Вы догадались?
(читаю письмо)
«Здравствуйте, дорогие дети. У меня заболела бабушка. Я очень её люблю и хочу ей помочь, но не знаю как. И откуда, только берутся эти болезни? Может быть, вы знаете и подскажите мне, что нужно делать, чтобы быть здоровой?»
Воспитатель: Что же, ребята, поможем Красной Шапочке разобраться с болезнями?
Дети: Да!
Воспитатель: А как?
Дети: Мы расскажем Красной шапочке, как позаботиться о своём здоровье и о здоровье бабушки, чтобы не болеть.
Воспитатель: Так давайте же поспешим,а то бабушке совсем плохо. Отправляемся по лесным тропинкам навстречу Красной Шапочке.
А как нужно вести себя в лесу?
Дети: Тихо!
(Дети проходят, садятся на стульчики)
Слайд 1
Воспитатель: Вот мы и пришли к Красной Шапочке.
Воспитатель: Дети, поднимите руку, кто из вас болеет часто?
Воспитатель: А теперь поднимите руку, кто из вас болеет редко?
Воспитатель: Кто не болеет совсем?
(Дети поднимают руки).
Воспитатель: Вам нравится болеть?
Дети: Нет!
Воспитатель: А почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вашим родителям нравится, когда вы болеете?
Дети: Нет!
Воспитатель: Вот и Красной Шапочке не нравится, что у нее болеет бабушка.
- Расскажите, а что вы чувствуете, когда болеете?
(дети строят предложения)
Воспитатель: Посмотрите вот на эти две картинки. Вы можете определить, где человек больной, а где – здоровый?
Слайд 2
Почему вы так думаете?
(рассуждения детей)
Воспитатель: Вокруг нас в воздухе, в воде, на земле, на растениях, на всем, что нас окружает очень много микробов. Вы что-нибудь слышали о них? Расскажите, что вы о них знаете?
(ответы детей)
Слайд 3
Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение, которое приготовила для нас Марина, оно называется «Микроб».
(Марина читает стихотворение)
Там, где грязь, живут микробы
Мелкие – не увидать.
Их микробов, очень много,
Невозможно сосчитать.
Если грязными руками
Кушать или трогать рот,
Непременно от микробов
Сильно заболит живот.
Воспитатель: Да, действительно, микробы – это такие маленькие существа, которые простым глазом не видно, увидеть их можно только под микроскопом.
Как вы думаете, когда они находятся вне организма человека, они могут причинить вред человеку?
Дети: Нет!
Воспитатель: А когда могут вредить?
Дети: Стоит им только попасть внутрь человека, тут они начинают «вредничать» - заражать нас.
Воспитатель: А внутри человека живут полезные бактерии, которые нам помогают жить. Эти бактерии начинают бороться с вредными микробами, у них как бы происходит внутри нас война.
Воспитатель: Если побеждают полезные бактерии, то что с нами произойдёт?
Дети: Мы выздоравливаем быстро.
Воспитатель: А если побеждают вредные микробы?
Дети: То мы начинаем болеть.
Воспитатель: Как мы узнаём, что мы заболели?
Дети: У нас поднимается температура, появляется слабость, сонливость.
Воспитатель: И что нужно делать?
Дети: И тут уже мы должны помочь своему организму выздороветь – принять необходимые лекарства.
Воспитатель: Как вы думаете, пить лекарство можно любое? Кто назначает лекарство, какие таблетки можно принимать и сколько их раз нужно пить?
(Ответы детей)
Воспитатель: Каким же путем микробы проникают в наш организм? Давайте посмотрим вот на эти картинки.
Слайд 4, 5
Найдите те, где микробы легко могут попасть в наш организм, и объясните, почему вы так думаете.
(Рассуждения детей)
Картинки:
Ребенок - пальцы в рот;
Ребенок грызет ногти;
У ребенка грязные руки;
Ребенок и собака;
Берёт в рот игрушку;
Облизывает пальцы;
Грязные овощи.
Воспитатель: Давайте вспомним главные правила здоровья:
(Дети формулируют правила)
- мыть руки перед едой;
- мыть руки с мылом после улицы;
- мыть руки по мере загрязнения;
- мыть руки после посещения туалета;
- не грызть ногти;
- проветривать комнату;
- заниматься физкультурой;
- закаливаться;
- кушать витамины и т. д.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай, что болит?»
(воспитатель с помощью пантомимы показывает, что у него болит, дети определяют, что болит и называют причину, отчего болит. И наоборот воспитатель называет причину, дети показывают что болит)
В. – болит голова Д. – душно, шумно
В. – вы съели много сладостей Д. – болят зубы
В. – болит палец Д. – порезалась, упала
В. – грязные руки, немытые фрукты Д. – болит живот
В. – болит ухо Д. – продуло
В. – вы пили холодное молоко Д. – болит горло
Воспитатель: Что – то мы с вами засиделись, давайте ка немного разомнемся.
Физминутка с элементами самомассажа «Неболейка»
Слайд 6
Чтобы нам не болеть и не простужаться
Мы зарядкой с тобой будем заниматься.
Чтобы горло не болело –
Мы погладим его смело.
Чтоб не кашлять, не чихать –
Будем носик растирать.
Лоб мы тоже разотрем –
Ладошку, сделав козырьком.
Вилку пальчиками сделай –
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем да, да, да –
Нам простуда не страшна!
Воспитатель: Чтобы расти сильным и быть здоровым, что нам необходимо кушать?
Дети: Витамины, разные продукты.
Воспитатель: А что такое продукты?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте прочитаем стихотворение используя мнемотаблицу - «Продукты»
Чтение стихотворения «Продукты», используя мнемотаблицу).
Слайд 7
«Продукты»
Рыбу, мясо, сок
и фрукты называем мы
«продукты». Молоко, и творожок,
и крупу, и пирожок. Всё, что мы
едим и пьём, мы продуктами зовём.
Воспитатель: В каких продуктах много витаминов?
Дети: Овощи, фрукты.
Воспитатель: Все ли вкусные продукты могут быть полезными?
Дети: Есть продукты полезные, есть продукты вкусные, но они могут быть не очень полезными для нашего организма, а есть продукты вредные.
Воспитатель: И сейчас все внимание на экран, давайте посмотрим слайды, если вы видите продукт полезный для вашего здоровья, вы хлопаете в ладоши, если не очень полезный – говорите – НЕТ.
Слайд 8 - 22
Показ слайдов о здоровой и вредной пище.
Воспитатель: Ну что же молодцы вы у меня, все знаете. И последнее задание: я вам предлагаю оформить две газеты. На одной мы поместим картинки, на которых изображено то, что помогает нам быть здоровыми, а на другую мы приклеим картинки, на которых изображено то, что может быть вредным для нашего здоровья. Но сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Мы их дружно разотрем,
Вместе мастерить начнем.
(Работа по подгруппам. Дети подходят к столам выбирают картинки, и прикрепляют их на соответствующие газеты.)
Итог:
Воспитатель: Давайте проверим друг друга.
(Вместе с детьми просматриваем газеты, дети объясняют свой выбор.)
Воспитатель: как вы думаете, а какую газету мы отправим Красной Шапочке и её бабушке, чтобы посмотрев на них, она все поняла, что полезно, для здоровья.
Игра в мяч «Передай другому»
(Дети становятся в круг, передают мяч по кругу и говорят: «Сегодня мне понравилось, сегодня я узнал…».
Слайд 23
Воспитатель: В знак благодарности Красная Шапочка вместе с бабушкой тоже прислали нам подарок – вкусные и полезные продукты – мандарины. Угощайтесь! Но не забудьте о том, о чём мы сейчас говорили?
Дети: Помыть апельсины и руки.
(фрукты лежат в корзине.)