Елена Моторина
Конспект НОД «Число 8. Цифра 8»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура».
Программное содержание:
Обучающие задачи: Формировать представление детей об образовании числа 8, цифры 8. Познакомить с составом числа 8 из единиц. Учить раскладывать число 8 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять большее. Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах 7.
Публикация «Конспект НОД „Число 8, Цифра 8“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 8. Состав числа восемь, счёт до восьми
- Темочки
Развивающие задачи: Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, память. Развивать пространственные представления, мелкую моторику.
Воспитательные задачи: Воспитывать умение работать самостоятельно, точно выполнять задания по словесному указанию воспитателя в рабочей тетради.
Материалы к занятию:
Демонстрационный материал: таблички с семью квадратами красного и синего цвета
7*7 см и 3 таких же квадрата – отдельно; числовой отрезок; набор цифр 1- 8; цифра 8; демонстрационные кости домино; числовые выражения на А 4 : 1+6=7 6+1=7
7-1=6 7- 6=1.
Раздаточный материал: на каждого ребенка по 5 синих и 5 красных квадратов 5*5 см;
цветные карандаши; рабочие тетради.
Методические приемы: Знакомство с числом 8 и цифрой 8. Физкультминутка. Закрепление представлений о числе 8 и цифре 8. Итог занятия.
Словарная работа: восемь, часть, целое.
Индивидуальная работа: работать с числовым отрезком – Рауль, Ш. Тимур, Н. Андрей.
Ход занятия:
Повторение состава числа 7.
На доске выставлены 3 ряда квадратов.
- Ребята, посмотрите на доску и посчитайте, сколько в каждом ряду всего квадратов.
(В каждом ряду по семь квадратов).
- Сколько красных квадратов в первом ряду? (В первом ряду шесть красных квадратов).
- Сколько красных квадратов во втором ряду? (Во втором ряду пять красных квадратов).
- Сколько красных квадратов в третьем ряду? (В третьем ряду три красных квадрата).
- Каким по порядку стоит синий квадрат в первом ряду? (Синий квадрат стоит вторым)
- Какими по порядку стоят синие квадраты во втором ряду? (Синий квадрат стоит первым и четвертым).
- Какими по порядку стоят синие квадраты в третьем ряду? (Синий квадрат стоит вторым, третьим, пятым и седьмым).
- На какие группы можно разбить квадраты? (Квадраты можно разбить на красные и синие).
- Какие равенства можно составить?
1+6=7 2+5=7 3+4=7
6+1=7 5+2=7 4+3=7
7-1=6 7-2=5 7-4=3
7-6=1 7-5=2 7-3=4
(вывешиваются числовые выражения)
Образование числа 8.
- А сейчас давайте поиграем в игру "День - ночь". Еще раз внимательно посмотрите и запомните, как расположены эти квадратики. Ночью, пока все спят, происходят разные чудеса. Посмотрим, что произойдет.
- Ночь! (дети "засыпают», воспитатель меняет синий квадрат в первом ряду на красный).
- Что изменилось? (В первом ряду появился красный квадрат).
- Сколько квадратов стало в первом ряду? (В первом ряду стало восемь квадратов).
- Как получили 8 квадратов? (К 7 квадратам прибавили еще 1 квадрат. Получилось 8 квадратов).
- Как получилось число 8? (7 + 1=8)
Цифра 8.
Посмотрите число 8 обозначается цифрой 8.
- На что похожа цифра 8? (снеговик, очки, матрешка).
Послушайте стихотворения о цифре 8 :
У восьмерки два кольца Цифра восемь так вкусна :
Без начала и конца. Из двух бубликов она.
К этой цифре ты привык. Цифра восемь плюс крючки -
Цифра 8 - снеговик. Получаются очки.
Состав числа 8.
Ребята, разложите у себя на столе квадраты, так как на доске. А сейчас добавьте в каждый ряд по одному красному квадрату.
- По сколько квадратов получилось в каждом ряду? (В каждом ряду стало по восемь квадратов).
- Как получилось восемь квадратов? (К семи квадратам прибавили еще один, и стало восемь).
- Сосчитайте число синих и красных квадратов в первом ряду. (В первом ряду два синих квадрата и шесть красных квадратов).
- Из каких двух чисел можно составить число 8? (1+7=8, или 7+1=8).
- Посмотрите на второй ряд. Давайте разобьем число всех квадратов в этом ряду на группы по цвету и составим равенство. (2+6=8, или 6+2=8).
- Какие равенства получились в третьем ряду? (3+5=8, или 5+3=8).
А теперь положите перед собой 4 синих квадрата. Подкладывайте к ним красные квадраты, пока не получится всего 8 квадратов.
- Как получили 8 квадратов? (К 4 синим, положили 4 красных, и стало 8).
- Какое равенство у нас получилось? (4+4=8).
(на демонстрационной доске записаны все получившиеся равенства)
Физкультминутка: "Зарядка".
Раз - согнуться, разогнуться.
Два - нагнуться, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
Закрепление представлений о числе 8 и цифре 8.
А сейчас тихонько открываем тетради. (стр. 28).
- Посмотрите на ряд чисел.
- Какие из них меньше 4? (Меньше 4 числа3, 2 и 1).
- Какие числа больше 6? (Больше 6 числа 7 и 8).
- На сколько, каждое новое число больше предыдущего? (Каждое новое число больше предыдущего на 1).
- Посмотрите на числовой отрезок. Как из точки 7 попасть в точку 8? (Надо сделать 1 шаг вправо, то есть прибавить 1, увеличить на 1.)
- Рассмотрите кости домино. На какие две части разбили 8 точек?
(6 + 2, 5 + 3, 4 + 4).
- Что получится, если кости перевернуть, чтобы правая половинка стала левой, а левая - правой? (Числа поменяются местами).
- А каких двух чисел из состава 8 не встречается на костях домино? (Не встречаются части 7 и 1).
- Ребята, назовите восьмой месяц года? (Август).
- Назовите восьмой день недели. (Восьмого дня недели нет. В неделе только семь дней).
Переходим к заданию № 2.
Посмотрите на рисунки. Наша восьмерка очень рада, что нашла
своих друзей:
Я так мила, я так кругла,
Я состою из двух кружочков,
Как рада я, что я нашла
Себе таких, как вы, дружочков.
- Как вы думаете, почему восьмерка так обрадовалась мишке и мышке, матрешке и зайке, грибку и груше? (Все они похожи на 8).
А теперь встаньте около своих столов и все вместе будем учиться писать цифру 8.
- Как Буратино напишет цифру 8 своим носом? Как ее пишет дирижер? Молодцы, садитесь.
- А сейчас возьмите красный карандаш и обведите по контуру цифры 8, которые спрятались в рисунках. Молодцы, ребята! Восьмерка очень рада знакомству с вами. Но она не уверена, запомнили ли вы, из каких двух чисел можно составить число 8.
- Посмотрите на задание №3 про горошины.
Как вы думаете, какое здесь задание? (Нужно дорисовать желтые горошины, чтобы всего в стручке было 8 горошин. Записать цифры в пустые квадратики).
- Сколько горошин на первом рисунке? (На первом рисунке 8 горошин).
- Из каких частей составлено число 8? (7 горошин зеленых, а 1 горошина желтая).
- Какое выражение можно составить по этому рисунку? (7 + 1).
- Что обозначает первое слагаемое? (Число зеленых горошин).
- Второе слагаемое? (Число желтых горошин).
- Вы сказали, что в стручках гороха должно быть по 8 горошин. Все ли горошины нарисованы? (Нет. На остальных рисунках горошин не хватает).
- Дорисуйте их желтым цветом и запишите выражения под рисунками, выполняем задание самостоятельно.
Теперь давайте проверим, что у вас получилось, поменяйтесь тетрадями со своим соседом.
Андрей, сколько горошин ты дорисовал во втором рисунке? (Во втором стручке 6 зеленых горошин. Чтобы стало 8 горошин, я дорисовал еще 2 желтые горошины: 6 + 2).
Света объяснит третий рисунок. (В третьем стручке 5 зеленых горошин. Чтобы стало 8 горошин, я дорисовала еще 3 желтые горошины: 5 + 3).
Сколько горошин дорисовала Лена в последнем стручке?
(В последнем стручке 4 зеленые горошины. До восьми не хватает еще 4 желтых горошин: 4 + 4).
Молодцы! Спасибо! Из каких же двух чисел можно получить число 8?
(7 + 1, 6 + 2, 5 + 3, 4 + 4).
А сейчас давайте дадим нашим глазкам отдохнуть.
Гимнастика для глаз «Ежик».
Ходил ежик по полянке Ходьба на месте.
Он искал грибы - опятки. Повороты головы вправо и влево.
Глазки щурил и моргал, Сильно прищуриться и широко открыть глаза.
Но грибов не увидал. Развести руки в стороны.
Вверх смотрел он, Поднять голову, посмотреть вверх.
Вниз глядел, Опустить голову, посмотреть вниз.
Сам тихонечко пыхтел. Произнести -пых», -пых», «пых».
Смотрел влево, Голова неподвижна, посмотреть влево
Смотрел вправо, Голова неподвижна, посмотреть вправо.
Вдруг увидел гриб на славу! Плотно закрыть и широко открыть глаза.
Оглянулся он еще Руки спрятать за спину.
Через левое плечо, Повернуть голову влево, посмотреть назад.
Через правое еще. Повернуть голову вправо, посмотреть назад.
Еж затопал по тропинке Ходьба на месте, топающим шагом.
И грибок унес на спинке.
- С каким числом мы сегодня познакомились? (Мы познакомились с числом 8).
- Из каких двух чисел можно составить число 8? (1 +7; 2 + 6; 3+ 5; 4 +4).
- На что похожа цифра 8? (Цифра 8 похожа на грибок, матрешку, мышку, очки).
Мне кажется, восьмерка будет рада, если вы придумаете и скажете мне на прогулке другие предметы, в которых она спряталась.
- Какое задание вам понравилось больше всего? (ответы детей).
- Какое задание было трудным? (ответы детей).
Мне понравилось, как вы внимательно меня слушали, правильно отвечали на вопросы,
самостоятельно работали в тетрадях. Молодцы!