Анна Прокудина
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Русь деревянная»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия:
Знакомство с историей русского крестьянского быта и народного искусства.
Задачи:
- познакомить с устройством русской избы, предметами домашнего обихода, их назначением;
- развивать творческие способности и самостоятельность при создании задуманного образа;
- развивать внимание, память, воображение, мышление, связную речь;
- воспитывать патриотические чувства.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Хозяйка русской избы встречает детей в народном костюме.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Русь деревянная“» размещена в разделах
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! (кланяюсь)
Дети: Здравствуйте!
Хозяйка: Милости просим! Проходите, пожалуйста, присаживайтесь.
Двое детей читают стихотворение:
Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Русь златоглавую – солнцем венчаю,
Здесь издавна русские люди живут.
Друзей караваем румяным встречают,
И в гости радушно с поклоном зовут.
Звучит мелодия, идет показ слайдов на тему «Деревянная Русь».
II. Познавательная часть
Хозяйка: Ребята, а вы знаете, почему Русь называли деревянной?
Дети: Нет
Хозяйка: А хотите узнать?
Дети: Да
Хозяйка: Тогда слушайте внимательно. Издавна на Руси дома строили из дерева и бревен. Люди жили среди полей, на берегах рек и озер, и обязательно неподалеку от леса. Лес давал человеку жилье и кормил его. Есть такая пословица: «Возле леса жить – голодному не быть». Долгие, суровые зимы, заставляли строить жилье из бревен, а в лесу, как известно, много деревьев. Бревна выбирались крепкие, ровные и здоровые, поскольку «Из гнилого леса ненадолго изба». На Руси дерево особый материал. Русский человек рождался в деревянной избе, всю жизнь жил в ней. И все было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и даже посуда.
Русская изба – замечательный памятник русской архитектуры. Строили избы большие и крепкие. Иногда в один этаж, но чаще в два, с просторным крыльцом. Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор (слайд, изображающий постройку русской избы). Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять значительно позже. Избу всячески украшали разными узорами. Главным декоративным элементом были наличники и ставни (показ слайдов с изображением избы и декоративных элементов).
Я думаю, что вы знаете очень много сказок, в которых говорится про дом, жилище? Я предлагаю вам поиграть: на доске будут появляться иллюстрации, а вы попробуете отгадать, к какой сказке они относятся.
Проводится игра на интерактивной доске
Дети отгадывают сказки: Теремок. Заюшкина избушка. Три медведя. Три поросенка. Пряничный домик. Кошкин дом.
Хозяйка: Ах, какие молодцы. Сколько сказок вспомнили. Быть может, вы знаете пословицы и поговорки про русскую избу?
Дети: - Не красна изба углами, красна пирогами
- Не дом хозяина красит, а хозяин дом
- Изба детьми весела
- Изба крепка запором, а двор – забором
- В гостях хорошо, а дома лучше
Хозяйка: Вот сколько замечательных пословиц сложено о русской избе. Ребята, а как вы считаете, что же в избе самое главное?
Дети: Печь, печка
Хозяйка: Совершенно верно, это печь (на доске показываю слайды с изображением русской печи). Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Без печки никак нельзя было обойтись в русской избе. Про нее говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». И это действительно так, ведь печь не только обогревала избу: в ней пекли хлеб, готовили еду, на печи сушили грибы. Здесь можно было спать, для этого специально делали лежанку. Печь клали из кирпича, а потом обмазывали глиной. Человек, который умел класть печь звался печником, он пользовался почетом и уважением среди односельчан.
На Руси было очень много народных умельцев, мастеров! Например, из простого полена могли вырезать вот такую шкатулку (изображение шкатулки, в которой хранились разные мелкие предметы, украшения. А где у вас дома хранится одежда?
Дети: В шкафу
Хозяйка: А раньше одежду аккуратно складывали в сундуки (изображение сундука).
Ребята, а какая посуда есть у вас дома и в детском саду?
Дети: Стеклянная, металлическая, хрустальная, пластмассовая.
Хозяйка: А раньше даже посуду делали из дерева (слайд с изображением деревянной посуды). Все делалось с любовью, и было не только полезным, но и радующим глаз. Любая простая вещь обязательно украшалась. Украшения были разные: резьба, вышивка, роспись и т. д., причем все принимало какой-то традиционный образ, сопоставлялось с окружающей природой. Например, на полотенцах чаще всего вышивались петухи, а на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко (изображение полотенец, люльки)
Физкультминутка
Хозяйка: Ребята, какие же вы молодцы! Очень внимательно слушали и отвечали на вопросы. Я думаю, настала пора немного отдохнуть. Вы со мной согласны?
Дети: Да, согласны.
Хозяйка: Тогда я предлагаю вам сыграть в хороводную игру, которая называется «Арина». Встаем все вместе в хоровод, в середине водящий (Арина). Водящему завязываем глаза. Остальные начинают ходить по кругу, приговаривая слова: «Дорогая Арина, встань выше овина, // Рученьки сложи, чье имя укажи!». Арина ходит внутри круга и говорит: «Хожу, гуляю вдоль караваю, // Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!». Затем коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.
III. Продуктивная деятельность
Хозяйка: Молодцы, ребята! Здорово мы с вами поиграли! А теперь я предлагаю вернуться к нашей работе. Давайте расскажем гостям, какую же поделку мы с вами сейчас изготавливаем.
Дети: Оберег
Хозяйка: Совершенно верно. А что же такое оберег?
Дети: Это предмет, который защищает, охраняет от всяких бед и несчастий.
Хозяйка: Правильно, ребята. Я предлагаю вспомнить все то, что мы с вами уже сделали. Посмотрим на экран: на доске появляются фотографии, где отражены этапы проведенной работы. Воспитатель комментирует. Ну, а теперь настал завершающий этап в создании нашего оберега. Приступаем…
IV.Заключение
Рассматриваем получившиеся обереги.
Хозяйка: Ребята, скажите, пожалуйста, интересно вам было сегодня у меня в гостях? Что вам больше всего запомнилось?
Ответы детей
Хозяйка: Мне с вами тоже было очень интересно и весело. Вы, конечно же, возьмете свои обереги домой, а я, в свою очередь, хочу вас угостить вот такими сладостями. Надеюсь, сегодняшний день запомнится вам, и мы еще не раз вернемся к этой интересной теме.