Лариса Ступакова
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе «Насекомые»
▼ Скачать
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Насекомые».
Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Насекомые» (пчела, кузнечик, оса, жук, бабочка и т. д., голова, крыло, усики, брюшко и т. д., пестрокрылый, короед, длинноусый, разноцветный и т. д.). Совершенствование грамматического строя речи (образование слов-антонимов, уменьшительно-ласкательных форм существительных, форм существительных в род. падеже с предлогом «без»). Учить строить предложения с использованием предлогов «на», «в», «за», «над», «из-за» и др. Совершенствование навыка чтения. Развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, памяти. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Оборудование: картинный материал по теме конспекта (пчела, кузнечик, бабочка, жук и т. д. ; картинка с изображением самолета и стрекозы, наложенных друг на друга пунктирными линиями; картинки с изображением насекомых без какой-либо части тела: без крыла, без усов, без головы и т. д. ; раздаточные карточки для каждого ребенка, коробка, игрушка «Пчелка», карточки со слогами, мяч.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Д/у «Какие предметы спрятались в рисунке?» Перед детьми картинка с изображением двух предметов: стрекоза и самолет (нарисованы путем наложения друг на друга пунктирной линией).
- Ребята, как вы думаете, какие предметы спрятались в рисунке?
- Чем похожи стрекоза и самолет?
- Чем отличаются?
- Каких вы еще знаете насекомых?
2. Основная часть. Д/у «Сколько насекомых на цветке?» У каждого ребенка карточка с изображением насекомого.
- Дети, положите перед собой карточку и рассмотрите ее.
- Составьте предложение по карточке, добавляя короткое слово «на» (Например: На цветке три черных муравья).
3. Д/у «Отгадай».
- Ребята, отгадайте загадку:
Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а с цветов пыльцу собирает.
(Бабочка)
- Кто это? Почему вы так думаете?
- Что есть у бабочки? (крылья, голова и т. д.)
- Ребята, у кого или чего есть крыло? Хвост?
4. Д/у «Наоборот».
- Давайте вспомним, какие насекомые:
Гусеница толстая, а червяк тонкий;
Улитка медлительная, а бабочка быстрая;
Птицы полезные, а гусеницы вредные;
Пчела в улей влетела, а затем вылетела;
Комар маленький, а муха большая;
Муравей трудолюбивый, а стрекоза ленивая;
Улитка ползает, а бабочка летает.
5. Д/у «Без чего?» Педагог демонстрирует картинки.
- Без чего муха? (Муха без крыла) И т. д.
6. Д/у «Назови ласково». Игра с мячом.
- Я назову слово и брошу мяч, а вы назовете слово ласково и вернете мне мяч:
Паук – паучок,
Комар – комарик,
Таракан – тараканчик,
Жук – жучок,
Гусеница – гусеничка,
Муравей – муравьишка,
Пчела – пчелка,
Муха – мушка,
Стрекоза – стрекозка,
Улитка – улиточка,
Клоп – клопик,
Блоха – блошка.
7. Д/у «Составь предложения». Игра проводится вокруг стола.
- Ребята, подойдите к столу, возьмите одну картинку.
- Рассмотрите картинку и составьте предложение.
8. Д/у «Скажи одним словом».
- Я начну предложение, а вы закончите его одним словом:
У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют пестрокрылой.
У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют большеглазой.
У жука семь точек, поэтому его называют семиточечник.
Жук ест кору, поэтому его называют короед.
У таракана длинные усы, поэтому его называют длинноусый.
У бабочки острые крылья, поэтому ее называют острокрылой.
Бабочки разного цвета, поэтому их называют разноцветными.
9. Д/у «Куда спряталась пчела?» Перед детьми коробка и пчела.
- Куда села пчела? (на коробку)
- А сейчас? (за, перед, в коробку и т. д.)
10. Д/у «Сравни». Перед детьми 2 картинки: на первой картинке изображены: гусь, бабочка, пчела, зайчик, а на второй – самолет, балерина, спортсмен, малыш.
- Девочка гуляла по лесу и увидела, как падает лист с дерева. «Как кораблик», - подумала девочка.
- Посмотрите на картинки и скажите, что на что похоже?
Самолет летает как … .
Балерина порхает на сцене как … .
Спортсмен плавает как … .
Малыш скачет как … .
11. Д/у «Прочитай-ка». На ковре карточки со слогами.
- Составьте из них слова и прочтите их (жу – чок, пче – ла, па – ук, му – ха, ко – мар, чер – вяк, о - са, мура – вей, улит – ка).
12. Итог занятия.
Логопед предлагает детям вспомнить чем они занимались, а потом оценивает их работу.