Римма Юлдашева
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Комнатные растения — наши друзья» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать формировать у детей представление о комнатных растениях.
Задачи:
Познание: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки, предположения, суждения.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Комнатные растения — наши друзья“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Формировать у детей активность, любознательность, стремление к исследованию и экспериментированию с комнатными растениями.
Помочь установить зависимость роста растений от температуры, влаги, света.
Коммуникация: Побуждать детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида, называть исследовательские действия.
Развивать лексико-грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарный запас детей.
Труд: Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями.
Безопасность: Формировать умения детей в соблюдении экологических правил и правил безопасности при уходе за комнатными растениями.
Социализация: Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой, как с живым организмом.
Материал: комнатные растения (традесканция, бальзамин, алоэ, герань, хлорофитум, кливия, спатифилум, новое комнатное растение - каланхоэ (вносится в середине занятия); предметы по уходу за комнатными растениями (лейка с водой, губка, кисточка, тряпочка, ведерко с водой); мяч; презентация игры «Живое - неживое»; проектор; картинки с изображением цветов; мягкая игрушка «Цветик - семицветик».
Для эксперимента: растение в горшке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.
Предварительная работа: цикл занятий «Комнатные растения», трудовая деятельность в уголке природы, работа дежурных в уголке природы, беседы, рассматривание альбома «Комнатные растения», разучивание загадок о комнатных растениях.
Ход занятия:
Дети входят в группу, здороваются с гостями и обращают внимание на то, что в группе произошли изменения, что все цветы из уголка природы не на своих местах. Воспитатель обращается к детям : «Ребята, что же случилось, пока нас не было? Как вы думаете?» Дети отвечают и высказывают свои предположения.
Воспитатель: «Ребята, а может мы спросим у волшебного зеркала, что же произошло? Оно все знает, оно нам поможет». На экране появляется изображение волшебного зеркала которое рассказывает детям о том что все цветы обиделись на детей потому что они за ними не ухаживают и растения хотят уйти из детского сада, а это очень плохо.
Воспитатель: Ребята, нужно срочно спасать растения. Но для начала вспомните для чего нужны нам растения?
Дети: они очищают воздух, они служат для украшения интерьера, выделяют кислород и т. д.
Воспитатель: А как правильно ухаживать за комнатными растениями?
Дети: Протирать листья, рыхлить почву, поливать цветы водой и т. д.
Воспитатель: Молодцы, ребята, я вижу что вы многое знаете, и предлагаю поухаживать за нашими комнатными растениями, Таня ты со Стасом будешь протирать листья, а вы Дима и Аня будете рыхлить почву, ну а вы Амина с Витей будете поливать цветы водой.
Дети приступают к работе.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, вы очень хорошо поухаживали за растениями и я надеюсь, что они больше не захотят от нас уходить. Скажите, а комнатные растения относятся к живой или неживой природе?
Дети: Живые!
Воспитатель: Почему вы так считаете? (ответы детей)
Предлагаю вам поиграть в игру «Живое не живое». Нужно правильно угадать живой на картинке предмет или нет и объяснить, почему вы так считаете?»
Игра «Живое не живое». На экране появляются картинки в разной последовательности с изображением объектов живой и неживой природы.
Воспитатель: «Молодцы ребята, мы славно поиграли. А с цветами можно не только играть а еще и делать гимнастику. Вставайте в кружок! (дети встают в круг)
Физминутка: «На окне в горшочке» (под музыку)
На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки
Повернут цветочки,
Развернут бутоны,
В солнышке утонут. Дети сидят на корточках лицом в круг.
Медленно встают.
Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Разводят руки в стороны ладонями вверх.
Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе
Соединяют ладошки над головой
Раскрывают ладошки-бутоны.
Н. Нищева
Воспитатель: Мы сегодня уже с вами говорили о том, что цветы живые и что они дышат, мы с вами можем понаблюдать как они дышат. Подойдите к столу. (Воспитатель подводит детей к столу где стоит горшок с цветком обернутый в полиэтиленовый пакет).
Воспитатель: Ребята, я обернула наш цветок в полиэтилен и поставила его на светлое и тёплое место, чтобы показать вам как цветок дышит. Посмотрите внимательно и скажите, что вы заметили? Каким стал пакет изнутри?. На внутренних стенках видны капельки воды и кажется что пакет заполнен туманом. Почему? Растение всасывает воду из почвы через корни, вода идет по стеблям, откуда испаряется через устьица. Потеря влаги растениями через устьица называется транспирацией. Мы и на нашем растении увидели как испаряется вода через листья.
Вывод можно сделать такой: растения очень важны для всего живого так как они обогащают воздух не только кислородом но и влагой, и оказывают большое влияние на влажность воздуха и его температуру.
Д/и «Найди, что опишу»
Воспитатель: У меня есть необыкновенное комнатное растение с красивыми цветами. В этих цветах содержаться интересные вопросы. (Дети выбирают цветок, воспитатель читает вопрос)
Вопросы и задания:
1. Покажи комнатное растение с толстыми, сочными и мясистыми листьями (Алоэ).
2. Покажи и назови комнатное растение, у которого крупные листья зеленого цвета (Спатифилум)
3. Найди, покажи и назови комнатное растение, листья с белыми полосками (Хлорофитум).
4. Найди и назови комнатное растение, у которого длинные листья и красные цветы?
5. Найди, покажи и назови растения у которого пахнут не только листья, но и цветы? (Герань)
6. Найди и назови растение, у которого много маленьких овальных листочков (Фикус Бенджемина).
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились с заданием. Но я еще хочу с вами не много поиграть. (воспитатель берет в руки мячик) Сейчас я буду называть слово а вы его должны назвать ласково например: горшок- горшочек, цветок – цветочек, лист – листочек, корень- корешок, стебель - стелечек, земля- земелька, лейка- леечка, и т. д. Ну вот мы с вами и поиграли в игру и наши растения даже улыбнулись. Но у меня есть для вас еще одно интересная игра. Прошу вас сесть за столы. (воспитатель уделяет внимание правильной посадке детей за столом)
Игра «Собери цветок»
Дети садятся за столы и открывают конвертики с заданием, собирают цветок и называют что это за цветок.
Воспитатель: Дети, вы должны знать, что растения бывают не только полезными, но и ядовитыми, которые не следует трогать руками. А какие цветы ядовитые как вы считаете?
(На экране появляются ядовитые комнатные растения, воспитатель коротко рассказывает о них.)
Воспитатель: У нас в группе у нас есть ядовитые цветы?.(дети отвечают)
Воспитатель: Есть растения, которые приносят людям пользу. (На экране появляются комнатные растения, которые лечат.
Воспитатель: У нас в группе есть такие растения? (дети отвечают)
Воспитатель: Ребята, а помните нам зеркало говорило, что если мы с вами выполним ее все задания то она нам подарит в группу Цветик – семицветик. Но я что – не вижу никакого Цветика- семицветика. А вы видите? Посмотрите внимательно….
Я знаю нужно сказать волшебные слова и тогда он появится. Какие волшебные слова вы знаете? (дети отвечают, говорят волшебные слова, но он не появляется)Если дети не справляются, воспитатель просит помочь гостей.
Раздаётся стук в дверь, младший воспитатель вносит пакет.
Младший воспитатель: Извините, вы не это ищите?
Воспитатель: Вот это да, пакет какой то, что же делать? Придётся ещё раз применить волшебство. (показывает фокус, достаёт из пакета мягкую игрушку цветок)
Воспитатель: Пусть наш волшебный цветок постоит, мы с ним потом поиграем… А сейчас подойдите, пожалуйста к мольбертам и нарисуйте то что вам сегодня больше всего понравилось, о чём вы расскажите дома? (дети рисуют схематично, затем рассказывают о том чем занимались, что узнали нового)
Воспитатель: А мне сегодня тоже очень понравилось как рыхлила аккуратно почву Таня, как поливал цветы Витя, как правильно называла названия цветов Амина, как замечательно и быстро справился с заданием Стас. Завтра мы с вами проведём опыт и увидим как растение пьёт водичку. А сей час отдыхайте, можете поиграть с вашим новым другом.
Литература:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.
2. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду.
3. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. Н. Н. Подьякова., Ф. А. Сохина.