Лариса Лифарь
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Там, где дружат, живут не тужат»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Там, где дружат, живут, не тужат».
Программные задачи:
1. Формировать социально – коммуникативные качества, нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе.
2. Познакомить с рассказом А. Митта «Шарик в окошке».
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе „Там, где дружат, живут не тужат“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
На примере произведения показать привлекательность дружеских отношений, дать представления о том, что друзья не оставляют товарища в беде.
3. Учить осознавать смысл пословиц.
4. Активизировать мыслительную и речевую деятельность,
обогатить лексику синонимами, эпитетами, упражнять в подборе родственных слов.
Материал:
• Аудиозапись песни "Дружба крепкая» слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева, «Когда мои друзья со мной» из кинофильма «По секрету всему свету» слова М. Танича, музыка В. Шаинского;
• на экране слайд «шар в окошке»;
• картинки: девочка и мальчик; букет цветов, пуговицы, стул, торт, дверь, рубашка (воротник и галстук, котёнок, конфета, телефон;
• «дерево дружбы» с фотографиями детей на листьях ;
• картинки сказочных героев: Карабас – Барабас, Баба Яга, Шапокляк, Кот в сапогах, Незнайка, Буратино, Чиполино, Кот Леопольд, смешарик Нюша, человек паук, Лунтик, Карлсон, Золушка, чебурашка.
• Гроздь винограда и отдельные ягоды винограда.
Звучит песня о дружбе. "Дружба крепкая" (Настоящий друг)
Слова М. Пляцковского
Музыка Б. Савельева
(Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг,
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот, что значит настоящий, верный друг)
О чём эта песня? (о дружбе)
С кем можно дружить? (с ребятами, воспитателями, родителями, бабушками, сестрой, соседями)
Как вы думаете, с чего начинается дружба? (с доброго взгляда, хорошего поступка, оказанной помощи, улыбки)
Послушайте рассказ А. Митта «Шарик в окошке?» (на экране слайд «шар в окошке»)
Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс, в ушах вата, нос от капель щиплет.
И никто к нему в гости не придёт. Нельзя, заразиться могут. Лежит Коля, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лёжа. Только небо. Редко когда самолёт пролетит, да и то только слышно бывает, а не видно. И вдруг видит Коля: красный шарик поднялся! К самому окну. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дёргаться. Вверх – вниз, вверх – вниз. Что такое? Не поймёт Коля. Пригляделся: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался: «Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо. Кажется, пустяк – шарик в окошке, а Коля лежит и представляет себе, как Миша за верёвочку дёргает. А рядом, наверное, Катя стоит и смеётся. И все ребята, наверное, стоят, советы дают. Хорошо, когда о тебе друзья помнят!
• Что увидел Коля в окошке?
• Откуда появился шарик?
• Зачем ребята принесли Коле шарик? (чтобы развеселить, порадовать, поднять настроение)
• Как можно назвать этих ребят? (настоящие друзья, товарищи)
• Почему их так можно назвать? (проявили заботу и внимание, не забыли о нём, не оставили в беде, умеют сопереживать)
• Какие они? (чуткие, верные, заботливые, надёжные, добрые)
• Вспомните фразу о том, как приятно было Коле, что товарищи не забыли о нём? («стало Коле хорошо»).
Расскажите, как дружите вы? (помогаю, если что-то не получается нарисовать, наклеить; завязать шапку, ботинки; приглашаю в гости, разрешаю играть моими игрушками; если друг болеет и к нему нельзя приходить, звоню по телефону, чтобы ему не было скучно; вместе гуляем, радуемся и грустим)
Из ваших ответов я поняла, что вы умеете дружить. Мне очень приятно было слышать, как вы заботитесь о друзьях.
Я предлагаю из картинок выложить мостик дружбы.
Вот девочка. Придумайте, как её зовут? Пусть будет Таня. А это мальчик. Назовём его Витя.
Берите по одной картинке и рассказывайте, как может проявиться дружба Тани и Вити. Девочки выкладывайте картинки от Тани, а мальчики от Вити.
• Можно подарить цветы
• Пригласить на чай с тортом
• Помочь застегнуть пуговицы
• Подать стул
• Открыть дверь и пропустить вперёд
• Поправить воротник, галстук
• Подарить котёнка (щенка)
• Угостить конфетой
• Позвонить по телефону
Замечательная дружба получилась у Тани с Витей. На этом примере вы рассказали, как могут дружить мальчик с девочкой. А теперь покажите на пальчиках, как в группе дружите вы.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики (пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики (ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, 4, 5 (поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинай считать опять: (руки вниз, встряхнуть кистями)
Раз,2,3, 4, 5.
Мы закончили считать.
А теперь возьмёмся за руки. Нас много, а все вместе мы – одна группа.
Давайте почувствуем, как мы связаны друг с другом, присядем, не нарушая связь, встанем, не нарушая связь, взявшись за руки, мы идём по кругу и чувствуем связь. Положите правую руку на левое плечо рядом идущего. Чувствуете связь? Мы одна дружная группа.
Когда люди дружат и помогают друг другу, им легче жить. Умение дружить – хорошее качество. Люди называют словом, дружба, улицы и площади городов, кинотеатры. В нашем городе раньше был магазин, который так и назывался «Дружба».
Про дружбу русский народ придумал много пословиц и поговорок.
Вспомните и назовите их.
• Там, где дружат, живут, не тужат.
• Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
• Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
• Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
• Человек без друзей, как птица без крыльев.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Дружба как стекло : разобьёшь – не сложишь.
• Дружба в делах помощница.
• Человек без друга, что дерево без корней.
• Без друга на сердце вьюга.
• Друг познаётся в беде.
• Дружба заботой да подмогой крепка.
У слова «дружба» есть слова – родственники.
Подумайте и назовите слова похожие по звучанию на слово «дружба».
Вот дерево дружбы. Вы называете слова, а я украшаю дерево листьями.
(дружить, подружка, дружок, друг, дружочек, дружище, дружелюбный, дружеский, дружба)
Вот таким нарядным стало наше дерево дружбы.
А сейчас игра «Выбери себе в друзья сказочных героев» и объясни свой выбор.
Почему ты выбрал себе в друзья «кота в сапогах»?
Какой по характеру Буратино? (добрый, доверчивый)
Почему тебе хочется дружить с Лунтиком?
Как можно сказать про Чиполино, он какой друг? (надёжный, верный)
Почему не выбрали Карабаса - Барабаса, Шапокляк?
Вы выбрали себе хороших друзей.
Настоящих друзей объединяют общие интересы, и они никогда не сделают друг другу ничего плохого и обидного.
Насколько вы чуткие и внимательные друг к другу узнаем, поиграв в игру «Трон дружбы».
Встаньте в круг, в центре – трон (стул) дружбы. Под удары в бубен идите по кругу. С остановкой кто-то один должен сесть на стул, а вы скажите ему приятные слова, комплименты.
Какие добрые, приятные слова вы говорили своим друзьям. Это значит, что вы доброжелательно относитесь друг к другу и между вами хорошая дружба.
Встаньте в круг, закройте глаза. (в это время положить в центр круга гроздь винограда и отдельные ягодки винограда)
Откройте глаза. Что я вам принесла? (виноград)
Видите - это отдельные ягоды, а когда они вместе – это гроздь. Возьмите по одной ягодке, подержите её. Теперь по очереди подержите гроздь винограда, ощутите её тяжесть.
Гроздь тяжелее одной ягоды или легче? Так и мы, когда мы вместе – мы дружная команда.
Дружба и братство дороже богатства.
Прикрепите свои фотографии на листья нашего «дерева дружбы».
Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете,
Ведь с друзьями веселей
На любой планете!
Звучит песня «Когда мои друзья со мной» из кинофильма «По секрету всему свету». Слова М. Танича, музыка В. Шаинского.